Рекомендации для родителей «Поем с ребенком правильно»
консультация

Скворцова Татьяна Валентиновна

Данный материал является рекомендацией для родителей. Он будет полезен для занятий пением с ребенком в домашних условиях. Содержит примеры песен, соответствующих возрасту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poem_s_rebenkom_pravilno.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Скворцова Татьяна Валентиновна

Музыкальный руководитель

ГБОУ СОШ №191 Красногвардейского района Санкт – Петербурга

Рекомендации для родителей

«Поем с ребенком правильно»

«Песня –душа народа. Загубишь песню – убьешь душу». А.Н.Островский

В этой статье я хочу поделиться некоторыми рекомендациями. На что же необходимо обратить внимание, когда вы поете с ребенком дома? Не надо ставить перед собой неразрешимую задачу научить ребенка петь, это сможет сделать только  профессиональный педагог. Главная задача – не навредить.

Итак, все по порядку.

Самое главное правило – подбирайте репертуар в соответствии с возрастом ребенка. Диапазон голоса малыша ограничен, и он не в состоянии петь взрослые песни со сложной мелодией. Есть, конечно, одаренные дети, которые справятся с песней Г.Лепса, но это уникальные случаи. В основном песни будут исполняться неправильно, а это недопустимо. Ведь самое главное при пении это чистое исполнение мелодии.

А для этого надо правильно выдержать диапазон. Есть физиологические особенности развития певческого аппарата и надо их учитывать.

Дети до 2- лет имеют совсем маленький диапазон - 2-3 ноты. Поэтому пойте с ним короткие  песенки – попевки с простым текстом. Если ребенок плохо говорит, то я рекомендую пропевать песенки на разные слоги: ла-ла, ли-ли, та-та и т.д. Это не только будет развивать навыки пения, но и поможет развить артикуляционный аппарат. Песни со словами можно включать в репертуар, когда ребенок хорошо говорит, иначе вы ставите перед ним невыполнимую задачу. Ведь ему придется не только воспроизводить звуки, но и выговаривать слова. Ниже в таблице вы видите диапазон по возрастам. Он может быть как меньше, так и больше. Это индивидуально. В любом случае, следует начинать с указанных единиц  и стараться их увеличивать.

                                                                               

  2—3 года

ми-ля

3 — 4 года

ре-ля

4—5 лет

ре-си

5 — 6 лет

ре-си (до2)2

6—7 лет

 

(до)ре-до2
(до)ре-до2(до# 2-ре2)


В 2-3 года диапазон увеличивается до 4 нот. Ребенок уже говорит и песни должны быть со словами. Но это, по прежнему, очень простые песенки. (Пример: «Петушок, петушок, золотой гребешок, что ты рано встаешь. Детям спать не даешь»», «Андрей воробей, не гоняй голубей. Гоняй галочек, из под палочек», «Динь дон, дин дон. Загорелся кошкин дом», «Василек, василек, мой любимый цветок»).  Время усложнять мелодию еще не пришло. Для разнообразия можно предложить спеть известную ребенку песню на какой-либо слог (ла, та, ту). Полезно сопровождать песню движениями.

С 3-4 лет диапазон увеличивается до 5 нот. В этом возрасте начинают проявляться вокальные и музыкальные способности. Диапазон может оказать и шире. Но не старайтесь перегружать ребенка сложными песнями. Ведь если вы не музыкант, то не сможете реально оценить его возможности. В этом случае вы получите не развитие, а противоположный эффект, который потом трудно будет исправить.

Пример: «Едет, едет паровоз, 2 трубы и 100 колес», «Жили у бабуси, 2 веселых гуся», «Во саду ли в огороде», «Мишка с куклой».

С 4-5 лет диапазон  может быть уже 6 нот. В этом возрасте расширяется не только диапазон, но и усложняется ритмический рисунок песен. Артикуляционный аппарат ребенка к этому уже готов. Но увлекаться сложными произведениями не стоит, даже если вам кажется, что ваш ребенок легко справляется с простыми. Лучше обратите внимание на выразительность исполнения. Дайте задание спеть выученную песню с разной эмоцией (грустно, весело, громко, тихо).

Пример: «Маленькой елочке холодно зимой», «В траве сидел кузнечик»,  «Во поле березка стояла».

С 5-6 лет диапазон голоса 7 нот. Если на предыдущих этапах были выполнены все условия для развития певческого аппарата, то к этому возрасту ребенок хорошо интонирует мелодию и не испытывает сложностей с проговариванием текста. А значит можно усложнять репертуар. Но он, по-прежнему, должен оставаться «детским».

Пример: «Голубой вагон», «Антошка», «Танец утят», «Дружба крепкая», «Песенка львенка и черепахи»        

С 6-7 лет возможности голоса уже  8 нот и больше. Возможности репертуара расширяются. Главное не давайте песни с высокими нотами. Наблюдайте за ребенком. Не тяжело ли ему петь. Не переходит ли пение в крик или хрип.

Пример: «Улыбка», «Облака - белогривые лошадки», «Добрый жук», «Спят усталые игрушки», «Песенка крокодила Гены», «Чунга – Чанга», «Неприятность эту мы переживем».

Я рекомендую вам обратить внимание на репертуар, который указан в примерах. Он соответствует голосовым возможностям детей в различные возрастные периоды.

Уважаемые родители! Помните! Ваша задача создать благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую охране голоса и слуха ребенка. Для этого надо выполнять следующие правила:

  1. следить, чтобы дети пели без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых;
  2. следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали, не визжали, что плохо влияет на состояние их голоса;
  3. добиваться нормального, естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке и т.д.)
  4. беречь голос ребёнка  от ненужного перенапряжения (не петь долго, не просить петь громко, не повторять бесцельно песню и т.д.); не предлагать детям много песен для исполнения (не более 2-3);
  5. не петь на улице при температуре воздуха ниже +18С, влажности выше 40-60%., сильном ветре.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей. «Формирование у ребенка навыков грамматически правильной речи»

«Формирование у ребенка навыков грамматически правильной речи»     Речь — главный показатель интеллекта. Постарайтесь формировать у ребенка навыки устной речи без лишней спешки. Дл...

Рекомендации для родителей старших дошкольников "Как правильно подготовить ребенка к школе?"

Опыт показывает, что никакое самое хорошее детское учреждение - ни детский сад, ни начальная школа - не могут полностью заменить семью, семейное воспитание....

25.05.2020г. Рекомендации родителям «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре?»

Пожарная безопасность для детей – один из важных вопросов, которому должны уделять большое внимание воспитатели в детском саду и родители дома. Грамотное поведение по предотвращению ...

Рекомендации для родителей: «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре»

Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте.Поэтому пожарно-профилактическая работа с детьми должна начинаться с самого раннего детства ещё в родительском доме. Велика любознательность...

Рекомендации для родителей Поем вместе с детьми

Рекомендации для родителей Поем вместе с детьми...