Главные вкладки

    Стать на тему: "Здоровый образ жизни"
    материал

    Никольская Татьяна Владимировна

    Стать на тему: "Здоровый образ жизни"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                         Статья «Здоровый образ жизни»

    Здоровье во все времена считалось главнейшим богатством, которое только может быть у человека. Если есть здоровье – значит, есть возможность добиться всего, чего пожелаешь: карьерной реализации, духовного роста, создания полноценной семьи, продолжения своего рода. Только здоровье может дать или отобрать всё. Именно оно даёт человеку могущество. Но как дом рухнет без надёжного фундамента, так и наш организм «рассыплется на кирпичики» без нужной опоры, которая должна быть заложена ещё в детстве. В этот период организм человека похож на хрустальную вазу, которая при одном неверном движении может разлететься на осколки.

    Школа – это своеобразное «гнездо», где школьники, как птенцы формируются у нас на глазах и вылетают из «отчего дома». Очень важно то, с чем они покинут его, что останется в их головах… Образ жизни каждого ученика, его семьи в целом не формируется сам по себе, он складывается только при каждодневной и постоянной работе над ним.

    Такое понятие как здоровый образ жизни легло в основу науки валеологии. Под здоровым образом жизни принято понимать типичную, ежедневную форму поведения человека, которая направлена на укрепление и совершенствование резервных возможностей организма. Формирование правильных представлений о здоровом образе жизни у подрастающего поколения – забота всего народа нашей страны, но большая часть по её выполнению находится в руках учителей, преподавателей. Не смотря на все успехи, которые были достигнуты педагогами в этом направлении, статистика «возвращает нас на землю». Цифры – упрямая вещь, с ними не поспоришь, и на примере нашей школы они показывают, что состояние здоровья учеников, а также уровень их заболеваемости находится намного выше допустимых показателей. Результаты исследований показали, что самыми распространёнными заболеваниями среди детей стали: пневмония (14%), кариес (43%), ОРВИ (33%), тонзиллит (29%) и другие. Следовательно, педагог при работе с классом должен прививать школьникам навыки здорового образа жизни, чтобы они смогли защитить свой организм от различного рода пагубных явлений. В школе необходимо добиться, чтобы основы здорового образа жизни были закреплены и доведены до автоматизма у школьников. Только тогда от них будет толк во взрослой жизни. Вот одна из основных целей для школ и педагогического коллектива.

    Нельзя также забывать и то, что ребёнок проводит большую часть времени не в школе, а в кругу семьи. Семья является той средой, которая также формирует его мировоззрение. А потому нужно приобщать возможными средствами как родителей, так и родных учеников к здоровому образу жизни.

    Сегодня, к сожалению, условия в школах не позволяют в полной мере соблюдать все условия, которые необходимы для формирования здорового образа жизни у детей. А потому здоровье школьников ухудшается с каждым годом: более 40% учащихся имеют различные хронические заболевания, а у 36% выявлены морфофункциональные отклонения, из-за проблем со здоровьем 35% учащихся имеют ограничения при выборе профессии (по данным ВОЗ). Но как уже было сказано выше, сейчас здоровье – необходимое требование, которое предъявляет к каждому из нас время.

    Современных детей мало интересует завтрашний день. Они не задумываются о будущем… и это страшно. Для них существует только сегодня, а кто живёт по такому принципу - не может понять, для чего нужен распорядок дня, правильный рацион, занятия спортом - это их тяготит, эти правила им не понятны, дети нацелены на удовольствия, на потребление этих удовольствий. И эта разница в поколениях, в воспитании ощущается с каждым годом всё сильнее… Именно поэтому очень сложно донести до учеников, зачем им нужен здоровый образ жизни.

    Эксперты ВОЗ пришли к выводу, что только от самого человека зависит, какой образ жизни он будет вести. Установлено, что жизнь человека – это цепь потребностей, которые необходимо удовлетворить. Потребности примерно у всех одинаковы, но различен, индивидуален у каждой личности способ их удовлетворения. Это зависит, прежде всего, от воспитания.

    Парадокс на сегодняшний день заключается в том, что элементарные знания о здоровом образе жизни имеет практически каждый взрослый человек, но выполняют эти правила лишь единицы… Дети берут пример со взрослых, именно они в определённой степени служат формирующим критерием их поведения. И если взрослые пренебрегают этими правилами – это не ускользает от внимания детей. В школе мы стараемся донести до школьников важность сохранения и преумножения своего здоровья, стараемся повернуть их лицом к будущему, научиться смотреть в это «зеркало завтрашнего дня» и видеть себя через 10-15 лет. То есть учим их моделировать себя, свой образ через это время.

    Считается, что в 11 лет ребёнок должен представлять себе последствия своих поступков для здоровья. А в 13 лет у него должно быть сформировано умение принять верное решение в тех ситуациях, которые могут угрожать его психическому и физическому благополучию. Начиная с этого возраста и старше, школьники должны понимать последствия для своего организма курения, потребления наркотиков и алкоголя. Но, к сожалению, понимание и знание не формируют мотивацию к ведению здорового образа жизни. Задача педагога не в том, чтобы убедить школьника бросить курить или пить, а в том, чтобы он не начал этого делать. То есть перед преподавателем стоит профилактическая задача.

    Почему же важно именно в школе привить ребёнку любовь к здоровому образу жизни? Потому что его личность формируется именно в этот период. Дети имеют на всё своё мнение и взгляды, вкусы и пристрастия. Сейчас, в век технологий, ребёнку сложно объяснить, почему он должен умеренно тратить своё время на такие привлекательные для него вещи, как компьютер, телевизор, телефон и т.д. Да, все знают, что компьютерные игры вызывают зависимость, что долгое нахождение у компьютера и телевизора приводит к заболеваниям зрения и позвоночника, что длительные разговоры по мобильному телефону могут приводить к раку головного мозга. Мы знаем это, но не учитываем в своей жизнедеятельности… Если взрослый человек не выполняет элементарные правила здорового образа жизни, то ребёнок и подавно не будет этого делать. Родители безусловно наравне со школой, педагогами должны влиять на своё чадо: разговаривать с ним на эту тему, доносить до ребёнка в чём и где таятся опасности для его здоровья.

    Важен также и способ общения ребёнка и учителя, ребёнка и родителя. Абсолютно неэффективен метод нотаций и наставлений, когда родитель или педагог старается подавить мнение ребёнка своим опытом, авторитетом. Это вызывает лишь отчуждение ребёнка, он не поймёт того, что ему пытаются объяснить свысока. Важно стать для ребёнка другом. Только к человеку, который желает ему добра, который прислушивается к нему, у ребёнка, школьника может возникнуть доверие, симпатия. Ругать, критиковать, указывать не имеет смысла, так как не даст никаких результатов.

    Природа заложила в наш вид две основные цели: 1) выживать; 2) оставлять потомство. Из этих двух целей главная, то есть первостепенная, именно выжить, так как человек решается на продолжение своего рода, только если он обеспечен материально и физически здоров. Наш организм снабжён уникальными механизмами для выживания: иммунитет, механизмы адаптации, генетическая база вида и т.д. Но если разобраться, выживание каждого из нас зависит напрямую от того опыта, который мы приобрели в течение жизни, то есть личный опыт каждого. Как можно узнать, что такое огонь? Конечно, можно выслушать множество рассуждений, рассказов об этом явлении, можно его представить, нафантазировать, но пока мы не увидим его воочию, не «притронемся» к нему – всё это пустые слова. Только прикоснувшись к огню, ты узнаешь, что это такое. На этом принципе основана тысячелетняя эволюция. Именно в период нашего детства были заложены все основополагающие принципы выживания: осторожное обращение с огнём и кипятком; как падать, чтобы не получить повреждения и многие другие. Как ни странно, но на весах «слово-боль», боль является наилучшим учителем. Именно она даёт нам то, что не может дать слово – личный опыт.

    Но все выше перечисленные примеры – рефлексы, потому они так легко усваиваются. С вредными привычками дела обстоят совсем иначе… Хотя они и наносят вред здоровью, они же доставляют и удовольствие. Курение, алкоголь, наркотики, беспорядочные половые связи не оказывают мгновенной отрицательной реакции. Если чувство дискомфорта при этом и появляется, то оно практически мгновенно гасится нашими социальными стереотипами: все курят - и я буду; наркотики – способ уйти от проблем и т. д. Таким образом человек сам обходит те защитные механизмы, которые в нём первоначально заложены. В этом и опасность всех вредных привычек: они подкрадываются к нашему здоровью незаметно, постепенно, изнутри, уничтожая нас, разрушая до основания. Только спустя годы и годы, до человека доходят те слова, которые ему были сказаны по этому поводу, но, к сожалению, время уже упущено… Потому-то и существует поговорка «молодость – глуха, а старость – немощна».

    Каждый из нас видел на пачках сигарет фразу «Курение убивает»…, но почему же люди прочитав эти ужасные слова, не выбрасывают её и не бегут от такого яда подальше? Потому что эти слова для многих равны следующим словосочетаниям «трава зелёная», «небо голубое»… Эти истины знают все, но за ними нет никакого личного опыта, ощущений. Потому предупреждения на пачках сигарет, как показали исследования, абсолютно бесполезны. Даже на взрослых, сформировавшихся людей она не производит должного эффекта, что уж говорить о детях!? За всё в этой жизни нужно платить – вот истина…Но пока человек не узнает, что такое рак лёгких, ломка наркомана или алкоголизм, он будет думать, что это лишь мифы, байки, страшные истории. Каждый думает, что его всё это обойдёт стороной, что с ним такого уж точно никогда не случится…

    Ребёнку очень сложно донести эту информацию ещё и потому, что его организм обладает гораздо большими ресурсами для восстановления нежели у взрослого человека. Каждый из нас в детстве падал… да, было больно, слёзы ручьём, портилось настроение, но через два часа мы опять могли заливисто смеяться и кататься на велосипеде! Эта особенность заставляет ребёнка думать, что так будет всегда, что чтобы с ним не произошло – он останется невредим. Он переносит уже имеющийся у него опыт с травмой на свои новые поступки…Вот в чём беда!

    Почему же так сложно в школе вести пропаганду здорового образа жизни? Потому что во всех проводимых мероприятиях происходит подмена личного опыта – чужим. Взрослые пытаются приучить ребёнка опираться на то, чего у него нет.

    Да, такой метод мало эффективен, но и он должен обязательно присутствовать в работе со школьниками, так как, если даже до одного ребёнка из класса дойдёт тот смысл, который до него доносили – это уже колоссальный успех. Даже одна спасённая жизнь – великое дело! Как известно «вода камень точит», а потому этот метод имеет право на существование.

    Школа и педагоги должны в борьбе за здоровый образ жизни объединиться с сотрудниками здравоохранения. Только в таком тандеме возможно донести до детей и их родителей все необходимые знания о здоровье человека и о компонентах здорового образа жизни.

    Я думаю, что уроки русского языка и литературы также могут послужить хорошим подспорьем в выполнении этой задачи. Красота слова классических произведений; благородные поступки, которые описали писатели и поэты; знания культуры родного языка – могут также способствовать духовному развитию личности ребёнка.

    У каждого человека на этой Земле есть своя миссия, предназначение, цели и задачи, которые ему необходимо выполнить. Ум, опыт, навыки и умения каждого из нас необходимы обществу, нашим детям, будущим поколениям. Здоровье ребёнка – это гармоничное развитие его духовных, а также физических сил, обладание выносливостью, умение «дать отпор» неблагоприятным воздействиям не только своего микромира, но и факторам внешней среды. Но в здоровье нужно вкладывать свои усилия, желания и стремления, только тогда оно будет сильным и крепким, способным пройти с человеком путь длиною в жизнь!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Формирование основ здорового образа жизни у дошкольника через создание медико-педагогической модели оздоровления"

    В нашем ДОУ разработана модель оздоровления «Здоровый малыш», с учетом комплексного подхода к улучшению здоровья детей через повышение качества медико-социальных условий....

    Статья по теме: «Здоровый образ жизни»

    Закаливание представляет собой систему мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей как в дошкольном учреждении, так и дома.    Основные задачи закалив...

    Статья на тему: "Здоровый образ жизни"

    Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, исполь...

    Статья по теме: Здоровый образ жизни -семейное благополучие и счастливые дети.

    В статье рассказывается о о том что каждый родитель хотел бы видеть своего ребенка счастливым и здоровым, но далеко не все задумываются, о том как сделать, так чтобы их дети жили в гармонии с собой и ...

    Статья на тему " Здоровый образ жизни детей"

    Свой дар – здоровье нужно беречь и всеми доступными средствами укреплять его с раннего детства. Ведение здорового образа жизни поможет детям, своевременно и гармонично развиваться и сохрани...

    Статья на тему "Здоровый образ жизни ваших детей"

    Только говорить о значимости здоровья – это мало.Надо предпринимать повседневные пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в ...

    Статья на тему "Здоровый образ жизни дошкольника"

    Статья на тему "Здоровый образ жизни дошкольника"...