Если ребенок не говорит? (рекомендации родителям)
консультация (младшая, средняя группа)

Кутузова Валентина Владимировна

Речь является не врожденной способностью ребенка, приобретенной. Поэтому надо, чтобы речь окружающих была образцом для подражания. В общении с ребенком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять усеченные слова. Ребенок должен видеть и слышать вашу мимику, артикуляции. И подражать вам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_rebenok_ne_govorit.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Если ребенок не говорит?

(рекомендации родителям)

 С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Довольно часто к логопеду обращаются родители с жалобами на задержку речевого развития ребенка на данный возрастной период. Какую же работу нужно проводить с этими детьми? Как же им помочь?

 Для преодоления задержки речевого развития, работа должна проводиться в комплексе. В последнее время ученые доказали, что развитие мелкой мускулатуры пальчиков, имеет исключительное значение для формирования речи. В Институте нейрохирургии записывали биотоки мозга у детей и обнаружили: если ребенок производит ритмичные движения пальцами правой руки, то в левом полушарии у него возникает усиление согласованных электрических колебаний, именно в левой лобной области, где находится двигательная речевая зона и центр Брока, а также в височной области, где расположен центр Вернике, т. е. сенсорная речевая зона. Связь функции кисти руки и речи оказались настолько тесной, что тренировку пальцев рук считают мощным физиологическим стимулом развития речи. Очень важно общение ребенка с людьми и окружающим миром, где ребенок получает поведенческий материал для подражания.

Речь является не врожденной способностью ребенка, приобретенной. Поэтому надо, чтобы речь окружающих была образцом для подражания. В общении с ребенком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять усеченные слова. Ребенок должен видеть и слышать вашу мимику, артикуляции. И подражать вам.

 1. Выполнение артикуляционных упражнений

Нужно играть язычком, губами. Развивать мышцы губ и языка. Упражнениями занимаются в виде игры о веселом язычке. В этих играх полость рта называется «домиком», кончик языка «хвостиком», твердое небо «потолком», нижние зубы «крылечком», верхние «дверкой», а струя воздуха «ветерком».

 1. Открывать и закрывать «домик».

2. Вытягивание губ в улыбку «трубочку» (и – у).

3. «Хвостик» - вперед, назад, вверх, вниз, вправо, влево.

 4. Слизывать широким «хвостиком» варенье с верхней губки («вкусное варенье»).

 5. Широкий «хвостик» за крылечко («горочка»)

6. Щелкать «хвостиком» («лошадка»).

 7. Отработать сильный «ветерок» посередине «хвостика»:

а) сдувать ватку с кончика носа;

 б) дуть через трубочку в стакан с водой;

 в) дуть на мельницу или султанчики.

 2. Массаж пальчиков рук левой и правой

Массаж делает мама или логопед. Выполняется легким надавливанием от кончиков пальцев к запястью. Растирание сверху вниз. Сгибание и разгибание пальчиков.

Очень хорошую тренировку мелкой мускулатуры пальчиков обеспечивают народные игры с пальчиками: «Сорока белобока», «Коза», «Пальчики в лесу», «Пальчик-мальчик» и другие.

Например: Взрослый держит перед собой руку ребенка и загибает мизинец, загибает безымянный палец, средний, указательный и щекочет ладошку.

 Этот пальчик в лес пошел,Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик гриб помыл, Этот пальчик гриб сварил,

Этот пальчик все съел,От того и растолстел.

«Пальма» Игру можно проводить и с несколькими детьми.

Дети поднимают правую руку (или левую) ладонью к себе. Левой рукой берут мизинец и загибают его после слов «хочет спать», загибают безымянный, средний, указательный, большой пальцы. Поднимают правую руку и распрямляют пальцы при слове «вставать».

 Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул, Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит, ТИШЕ, ТИШЕ! Не шумите!

Солнце красное взойдет, Утро ясное придет,

Будут птички щебетать, Будут пальчики вставать.

3. Пальчиковая гимнастика

Ребенок выполняет сам.

 1. Играет на «пианино». 2. «Лягушки» - одновременное разгибание пальчиков.

 3. Сгибание и разгибание пальчиков по одному в кулачок и из кулачка.

 4. Пальчики здороваются с большим пальчиком своей руки.

 5. Пальчики здороваются с пальчиками другой руки.

 6. Покажи «козу».7. Покажи «ушки у зайчика».

 8. Играем на «барабане».9. Хлопаем в ладоши.

4. Работа с мелким раздаточным материалом

1. Выкладывание цветов, шариков, домиков и других предметов из мозаики, пшена, рисовых зерен, палочек.

 2. Работа с вкладышами. 3. Пирамидки различных размеров.

4. Нанизывание бусинок на стержень, снятие их по одной

Учимся рассказывать. Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы). Он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом ("Репка", "Колобок", "Курочка Ряба"). При этом вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыш подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения.

 Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты народных сказок, усваивает последовательность действий.

 Учить малышей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя слово или целое предложение. "Жили-были дед и..." - "Баба" - "Была у них..." - "Курочка Ряба". Затем можно переходить к пересказу по вопросам: "Кого встретил колобок?" - "Зайчика" - "Какую песенку он ему спел?.."

 После того как малыш овладел пересказом сказки, можно предложить ему пересказать маленькие рассказы с несложной фабулой. Хороший образец - лаконичные рассказы Л.Н.Толстого для детей.

 А как помогают овладеть умением пересказывать разные зрелища - кукольный театр, мультфильмы! Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.

 Подводятся дети и к рассказыванию по картине. Они учатся правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают свободно и полно высказываться по содержанию картины.

Очень любят малыши рассматривать игрушки. Именно это скорее другого побуждает их к высказыванию.

 Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Более старшим детям (пятого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, и следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями.

Прежде, чем сравнивать, малышу придется внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются.

 Овладел малыш описанием отдельных игрушек - переходите к составлению небольших сюжетных рассказов. Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию: девочка, корзинка, грибок; девочка, елочка, ежик и т.п. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребенку придумать рассказ самому. И не беда, если ребенок сначала просто повторит за вами ваш рассказ - он упражняется в рассказывании. Постепенно уводите детей от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ.

 Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости, на праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу.

 Перед ребенком четко ставится задача: "Расскажи, что ты видел на празднике". Здесь можно использовать образец: "Сначала послушай, что я видел на празднике елки, а потом ты будешь рассказывать". Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.

 Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается уже после 5 лет.

Индивидуальный перспективный план логокоррекционной работы

с________________________________ на 20… -20…  учебный год.

  1. Включение ребёнка в целенаправленный логопедический процесс. (формирование установки на занятия)
  2. Развитие слухового внимания, слуховой памяти, фонематического восприятия.
  3. Нормализация условий реализации фонетической стороны речи:
  • Формирование артикуляционного праксиса;
  • По необходимости консультация ортодонта (коррекция прикуса, подрезание\ растяжка подъязычной связки);
  • Массаж органов артикуляции, самомассаж.
  1. Коррекция фонетической стороны речи:

Звуки

Этапы

Подготовка арт. Уклада звука

Постановка звука

Автоматизация звука

Дифференциация звуков

  1. Воспитание механизмов слухового контроля (умение слышать собственные ошибки и ошибки в речи окружающих).
  2. На материале правильного звукопроизношения по программе старшей\подготовительной к школе группы осуществлять:
  • Подготовку к обучения грамоте
  • Воспитание интонационной выразительности речи
  • Формирование коммуникативных умений и навыков.
  1. Развитие мелкой моторики кистей рук и пальцев.
  2. Формирование произвольного внимания, целенаправленного и долговременного запоминания, воспроизведения, наглядно-образного, элементов логического мышления.

Дата__________

Учитель-логопед_______________

(Кутузова В.В.)

ФНР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если ребенок левша: полезные советы родителям.

Если ваш ребенок левша, не нужно акцентировать на этом внимание, доходчиво объясните, что это не дефект, а его особенность, ведь все люди разные....

Если Ваш ребёнок дерётся (рекомендации родителям)

В статье представлены рекомендации для родителей и педагогов....

Если ребенок не говорит. Советы родителям.

Довольно часто к логопеду обращаются родители с жалобами на задержку речевого развития ребенка на данный возрастной период. Какую же работу нужно проводить с этими детьми? Как же им помочь? Речь явля...

Если ребенок врет.Что делать родителям.

Консультация для родителей о причинах детской лжи, общие рекомендации родителям, столкнувшимся с детской ложью....

Если ребенок сосет палец. Правила родителям.

Дети могут сосать большой палец для того, чтобы успокоиться, но эта привычка может оказать отрицательное воздействие на формирование тканей полости рта и положение зубов....