Тема: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Возраст 5-6 лет».
статья (старшая группа)

Калугина Татьяна Евгеньевна

Речь в статье пойдёт о возрастных особенностях детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста".
Возраст 5-6 лет.

Этот возраст  является очень важным возрастом в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребенка. В этом возрасте, закладываются многие личностные качества, половая идентификация. В этом возрасте дети имеют представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам. Важным показателем этого возраста является оценочное отношение ребенка к себе и другим людям. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. Личность ребенка закладывается именно  в этом возрасте. В этом возрасте  еже мы может быть понятным, каким будет человек в будущем.

Главная потребность в этом возрасте это  общение и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и невербальными  средствами общения, которым относится: кинестика (общение посредством жестов, мимики, пантемимики). Активность детей проявляется во всех видах деятельности, поэтому взрослым  необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является  – игра. В игровой деятельности дети уже умеют распределять роли и строить своё поведение, в соответствии с выбранной ролью. Игровое взаимодействие сопровождается речью детей. В возрасте 5 лет ребёнок может оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера, принимать проигрыш, как временное поражения, стремясь  и нацеливаясь в будущем на победу. Приобретение положительного  результата, начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает позитивное отношение к себе. У детей в этом возрасте бурно развивается фантазия. Воображение – важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека. Детей следует обучать умению планировать свою деятельность, для этого необходимо использовать воображение.

В 5-6 лет ребенок, в соответствии со своими психофизическими особенностями способен усваивать большое количество познавательной информации. В познавательной деятельности продолжают совершенствоваться сенсорные эталоны: (восприятие цвета, формы и величины). Дети называют не только основные цвета, но и их оттенки, знают формы, различают величину. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширяется его кругозор. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, недрах земли, странах, народах и национальностях, изобретениях и о многом другом.

Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, мотивации, внимания. Для развития всех этих процессов усложняется игровой материал, ребенку приходится больше думать и рассуждать. Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину. В логических играх ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать свой выбор.

В играх на логику прослеживается и личностный рост дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать.  Задача родителей выработать у ребенка стремление к  победе. Необходимо прививать интерес к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых усилий и получаемого результата.

Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Вовлекайте ребёнка в рассуждения, заставляйте думать и находить самостоятельно пути решения, обосновывать их.

В возрасте 5 – 6 лет ребёнок способен:

• Выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут, наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию;

• Находить 5-6 отличий между предметами, выполнять задания по предложенному образцу, находить пары одинаковых предметов – это концентрация внимания;

• Запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;

• Рассказывать наизусть несколько стихотворений;

• Пересказать близко к тексту прочитанное произведение;

• Определять последовательность событий;

• Складывать разрезанную картинку из 9 частей;

• Находить и объяснять несоответствия на рисунках;

• Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;

• Находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.

МАТЕМАТИКА:

• Счет в пределах 10, знакомство с цифрами;

• Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»;

• Уравнивает неравные группы предметов двумя способами;

• Сравнивает предметы (по длине, ширине, высоте, толщине). Проверяет точность определенным путем наложения или приложения;

• Выражает местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам;

• Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур;

• Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток;

• Называет текущий день недели.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ:

• Имеет достаточно богатый словарный запас;

• Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение;

• Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок. Последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения;

• Определяет место звука в слове. Обучение чтению необходимо начинать с формирования фонематического анализа слова.

ПОЗНАНИЕ:

• Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту;

• Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны;

• Знает название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес;

• Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года;

• Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений;

• Бережно относится к природе.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

• Знает стихотворения, считалки, загадки;

• Называет жанр произведения;

• Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения;

• Называет любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.

Изобразительная деятельность:

• Свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы;

• Вырезает предметы прямоугольной и круглой формы;

• Умение вырезать по контуру (один из показателей готовности к школе);

• Изображенные объекты имеют схематичные очертания, при этом может передаваться динамика движений;

• В рисунках появляется сюжет, человек наделяется некоторыми пропорциями, вырисовываются простейшие детали.

Конструкторская деятельность:

• Конструкторская деятельность принимает аналитический характер — ребенок знает название деталей, может произвести замену недостающей детали на аналогичную, имеющуюся в наличии;

• Способ обследования образца принимает обобщенный характер — ребенок умеет называть элементы построек;

• В основе конструкторской деятельности лежит замысел, схема или определенные условия;

• Создание построек приобретает совместный характер.

Развитие эмоциональной сферы:

Необходимо формировать у ребёнка позитивное эмоциональное отношение к самому себе и своему имени, к членам своей семьи, к друзьям, учить детей сопереживать, помогать по мере возможности, заботиться о младших. Ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе «Ромашка» На тему : «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание в старшей группе «Ромашка»На тему : «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»Воспитатели групп : Фадеева Яна Александровна , Пичкурова Наталья Васильевна, Тара...

Нетрадиционное родительское собрание (круглый стол). Тема: «Возрастные особенности дети старшего дошкольного возраста»

Нетрадиционное родительское собрание (круглый стол).Тема: «Возрастные особенности дети старшего дошкольного возраста»...

Родительское собрание в группе детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет Тема: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»

Цели: познакомить родителей с задачами на учебный год.Задачи: познакомить родителей с задачами и возрастными особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный...

Консультация для родителей Тема: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста »

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.Возраст 5-6 лет характеризуется ак...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста. "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителейдетей старшего дошкольного возраста."Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"...