Главные вкладки

    Консультация для родителей на тему: "Возрастные особенности детей 5-6 лет"
    консультация (старшая группа)

     Урбанова Инна Германовна

     

    ВОЗРАСТНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ  ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА (5-6 лет)

    Игровая деятельность

    Освоение окружающего мира продолжает осуществляться посредством игры, меняются лишь ее форма и смысловая нагрузка. Роли в игре распределяются до ее начала, не редко это сопровождается конфликтами, так как появляется осознание иерархии ролей. На этом же этапе выстраивается соответствующее поведение игроков.

    Важную ступень занимает речь детей в процессе игры, она отличается от реального общения — становится более эмоциональной, интонационно нагруженной в зависимости от взятой роли. Часто в основе игры лежат «взрослые дела» — дети желают походить на взрослых, занимающих в их жизни значимое положение.

    Сенсорика и образное мышление

    В этот период восприятие цвета, представления о строении предметов, их величине/форме продолжают совершенствоваться. Накопленные знания систематизируются. Дети с легкостью должны называть основные цвета/оттенки/промежуточные оттенки.

    Динамично развивается образное мышление:

    • Совершенствуется обобщение, открывая путь развитию словесно-логического мышления (в процессе группировки учитываются несколько факторов – цвет/форма, величина/цвет и т.д.)
    • Происходит становление знаний о цикловых изменениях (смена времен года, дня/ночи, процесс развития, увеличение/уменьшение).

    Изобразительная и конструкторская деятельность

    5-6-летний возраст отличается периодом активного рисования — ребенок может создать около 2000 рисунков за год, при этом содержание будет самым разнообразным — воображаемые ситуации, впечатления, иллюстрации, желания. Изображенные объекты имеют схематичные очертания, при этом может передаваться динамика движений. В рисунках появляется сюжет, человек наделяется некоторыми пропорциями, вырисовываются простейшие детали.


    Деятельность принимает аналитический характер — ребенок знает название деталей, может произвести замену недостающей детали на аналогичную, имеющуюся в наличии.Процесс конструирования значительно усложняется:

    • Способ обследования образца принимает обобщенный характер — ребенок умеет называть элементы построек.
    • В основе конструкторской деятельности лежит замысел, схема или определенные условия.
    • Создание построек приобретает совместный характер.

    Речь и воображение

    Совершенствование речи затрагивает, в первую очередь, ее звуковую составляющую — улучшается воспроизведение звуков (шипящие/свистящие/сонорные).

    Развивается:

    • Грамматический строй.
    • Связность речи.
    • Фонематический слух.
    • Интонационная выразительность.
    • Эмоциональная составляющая.

    Чтение стихов становится наиболее выразительным — акцентируется внимание на смысловой составляющей текста, обогащается лексика посредством использования синонимов/антонимов. Отмечается активное словотворчество — дошкольникам легко составить пересказ или рассказ по картинке, при этом внимание уделяется и деталям.

    Математические представления

    Старшему дошкольнику под силу:

    • Определять направление (вправо/влево, вперед/назад, вверх/вниз).
    • Производить счет в пределах 10.
    • Отвечать на вопросы «Сколько?», «Какой по счету?», «Который?».
    • Называть и определять прямоугольник, квадрат, треугольник, ромб, круг, овал.
    • Производить деление круга или квадрата на 2 или 4 равные части.

    На что обратить внимание родителям

    Для полноценного развития старшего дошкольника необходимо:

    • Уважать фантазии ребенка и поддерживать его стремление самовыражаться.
    • Внимательно относиться к его желаниям, умея во время пресекать вредные из них.
    • Поощрять его желание общаться со сверстниками, а также обеспечивать встречи с близкими и родными.
    • Поощрять самостоятельность ребенка, снижая контроль и опеку за ним.
    • Отвечать на вопросы ребенка, даже если некоторые из них «неудобные».
    • Помогать возобладать над страхами, выслушивать ребенка, поддерживать его.
    • Вам как  родителям важно:

      • С уважением относитесь к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различайте «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.

      • Поддерживайте в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Предоставьте ребенку возможности для разного творчества.

      • Будьте внимательны к желаниям ребенка, но и умейте сказать «Нет!», когда его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Помните, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.

      • Обеспечьте ребенку возможность общения со сверстниками, помогая ему только в случае эмоциональных затруднений. Обсуждайте сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривайте варианты выхода из нее.

      • Ребенку необходимо общение с близкими, отдых всей семьей. Обсуждайте с ребенком совместные планы.

      • Постепенно снижайте контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.

      • Помните, что ваш ребенок охотнее откликнется на просьбу о помощи, чем на ваши приказы. Обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию (ответственность, самостоятельность). Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его инфантильность, пассивность.

      • Не пугайтесь и не увиливайте от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечайте ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Объясните ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запаситесь детской литературой на эту тему.

      • На вопросы о смерти отвечайте по возможности честно в соответствии с вашими представлениями. Помните, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность. 

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему:«Возрастные особенности детей 5-6 лет».

    Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оц...

    Консультация для родителей на тему: "Возрастные особенности детей младшего возраста, адаптация их к условиям ДОУ"

    Тема: Возрастные особенности детей младшего возраста, адаптация их к условиям  ДОУ.Цель: информирование родителей детей младшего   возраста об особенностях развития и адаптации к услови...

    Консультация для родителей на тему :"Возрастные особенности детей дошкольного возраста 6-7 лет"

    Консультация для родителей на тему :"Возрастные особенности детей дошкольного возраста 6-7 лет"...

    Консультация для родителей на тему;Возрастные особенности детей 4 го года жизни

    Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координи...

    Консультация для родителей на тему;Возрастные особенности детей 4 го года жизни

    Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинае...

    Консультация для родителей на тему: "Возрастные особенности детей 3-4 лет"

    Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ...

    Консультация для родителей на тему "Возрастные особенности детей 3-4лет"

    Прошло долгожданное лето, и вот мы уже стоим на пороге младшей группы. Многие из вас заметили, как подросли дети, увидели, насколько они изменились, возникли вопросы, на которые необходимо получить от...