Рекомендации для родителей по развитию речи детей 2-3 лет - 28.01.2021г.
консультация

Рекомендации для родителей по развитию речи детей 2-3 лет - 28.01.2021г. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по развитию речи детей 2-3 лет

Как помочь ребенку заговорить? Этот вопрос чаще других задают родители детей 2 - 3 лет, приводя их в детский сад. Речь – одно из главных новообразований в развитии ребенка раннего возраста. Именно по речевым показателям родители сравнивают своего ребенка с другими детьми и устанавливают уровень его развития и социализации. По наблюдениям педагогов дети в группе раннего возраста по уровню развития речи достаточно разные. Мальчики чаще всего начинают говорить позже девочек, что обусловлено морфологическим созреванием структур головного мозга. А вот фразовой речью быстрее овладевают мальчики. У мальчиков развитие речи основывается на осознании действий, которые обозначаются глаголами, и именно они формируют фразу. У девочек словарный запас богаче существительными, которые обозначают предметы. Уровень развития речи у детей еще и может разниться по другой причине: правша он или левша. У левшей медленнее формируется фонематический слух и артикуляция, они могут заговорить раньше правшей, но при этом у них будет нарушенным звукопроизношение, и в целом речь малопонятна. Особенности каждого ребенка должен замечать и учитывать в общении с детьми каждый человек, будь он педагогом группы раннего возраста или родителем малыша. Общение с малышом ставит перед взрослыми важные для взросления задачи: развитие активной и пассивной речи (ее понимание), приобщение к детской художественной литературе, развитие регулятивной функции речи (выполнение речевых инструкций как основы произвольного поведения), развитие мелкой моторики. В первые годы жизни речь малыша включена в его практические предметные действия. Ребенок может говорить только о том, что он видит в данный момент и что делает прямо сейчас, поэтому первая рекомендация, которую дают педагоги родителям – это играть с ребенком и проговаривать все действия (свои и ребенка). В этом залог формирования активной речи. Каждое услышанное им слово понятно, несет обозначение конкретного предмета или действия. Важно помнить, что ситуация, побуждающая малыша к активной речи, должна вызывать у него жизненный интерес.

Вторая рекомендация педагогов заключается в расширении круга представлений у ребенка об окружающем его, но при этом ближнем круге. Малышу в раннем возрасте еще не нужны энциклопедические знания. Развитие пассивной речи, то есть понимание значений слов и фраз, во многом зависит от активности общения взрослого и ребенка. Даже самое примитивное общение на уровне культурно-гигиенических навыков обогащает пассивный словарь малыша. Ведь именно слово содержит в себе обобщение, а значит связано с развитием мышления.

Третья рекомендация: рассказывайте сказки и читайте ребенку литературу для малышей. Это могут быть простые и короткие рассказы и стихи. Особое место в общении ребенка и взрослого занимает устное народное творчество – вековая житейская мудрость, заложенная в потешках, песенках, прибаутках. Художественное слово всегда доступно пониманию малыша, если взрослый будет читать или рассказывать с выразительными интонациями, сопровождать речь жестами, а может и кукольным спектаклем. Причем каждое произведение необходимо повторять многократно, пока ребенок его не запомнит. Обычно маленькие дети очень радуются, когда узнают знакомые слова, и с восторгом их повторяют. В этом случае активная и пассивная речь развиваются одновременно. В раннем возрасте возникает еще одна очень важная функция речи – регулятивная, то есть появляется способность управлять своим поведением с помощью слова, понимать речевые инструкции взрослого. В этом новообразовании заложена основа развития саморегуляции и самоконтроля. Психологи считают ранний возраст первым этапом развития произвольности, того качества, которое обеспечивает успешность ребенка в школе.

В связи с этим возникает четвертая педагогическая рекомендация: речь взрослого должна включаться во все виды совместной с ребенком деятельности. Обращаться с просьбой необходимо в любой ситуации, как в группе детей, так и лично с каждым ребенком, при этом всегда учитывая индивидуальные особенности развития и понимания речи малышей. Особое место в развитии ребенка младшего возраста занимают игры, развивающие мелкую моторику кистей рук и пальцев. Есть такое выражение: «речь на кончиках пальцев», именно этим педагоги объясняют родителям необходимость сопровождения речевых высказываний ребенка, несложными и ритмичными по восприятию на слух и по смыслу упражнениями, связанными с пальчиковыми играми и массажем рук. Эти упражнения способствуют развитию физиологической основы речи, двигательного и речедвигательного центров головного мозга. Педагоги всегда обращают внимание родителей на доброжелательную и доверительную атмосферу, без которой невозможно успешное развитие ребенка. Малыши охотнее общаются и играют с теми взрослыми, которые к ним внимательны и вызывают у них интерес, желание продолжать общение. Именно этим взрослым они задают вопросы, показывают свои игрушки, стараются подражать в действиях и словах. Взрослые должны обязательно следить за своей речью в моменты общения с ребенком. Речь должна быть адресована персонально ребенку, чтобы привлечь его внимание к слову и вызвать готовность ответить. К тому же речь взрослого должна быть эмоционально окрашенной. Эмоциональное состояние, переданное интонацией, часто малышам понятнее, чем смысл слов, по крайней мере, помогает восприятию речи. Взрослый не должен «сюсюкать» с ребенком. Его речь – это образец речевого высказывания: правильная, отчетливая, неспешная. Смысл слов должен быть доступен для ребенка и касаться тем, интересных детям. Этим обеспечивается вовлеченность ребенка в речевое общение.

И последняя рекомендация. Помочь ребенку заговорить могут, безусловно, специально организованные занятия и речевые игры. Но педагогическая практика и жизненный опыт предшествующих поколений доказывают правильность следования принципу формирования активной речи детей раннего возраста в «единстве слова и дела». Все, что бы совместно не делали взрослый и ребенок, необходимо сопровождать речью. Создавать такую ситуацию для родителей непросто, на это требуется терпение и изобретательность: обсуждая с малышом события дня, взрослый задает вопросы и побуждает ребенка к ответу; ребенок наблюдает за действиями взрослого, узнает новые слова, учится слушать речь, действовать по инструкции, совместно сервируя стол к обеду; из раза в раз откликаться на просьбы ребенка повторить ту или иную песенку, понравившуюся малышу. Своевременное и успешное овладение речью имеет чрезвычайное значение для общего развития и социализации ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по развитию речи детей и приобщению к чтению

Памятки  для родителей по развитию речи  детей дошкольного возраста и приобщеню детей старшего дошкольного возраста к чтению....

Рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста.

Рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста....

Рекомендации для родителей по развитию речи детей 4-5 лет.

Рекомендации для родителей по развитию речи детей 4-5 лет...

Рекомендации для родителей по развитию речи детей младшего возраста

Рекомендации для родителей по развитию речи детей младшего возраста...

«Рекомендации для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста»

Данные рекомендации  направлены на профилактику и преодоление задержки речевого развития у детей младшего дошкольного возраста....

рекомендации для родителей по развитию речи детей 3-4 лет

"Веселая артикуляционная гимнастика"Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык ...

"Рекомендации для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста"

В материале представлены советы для родителей по развитию речи дошкольников....