РЕБЕНОК И ТВОРЧЕСТВО: ИДЕИ, ПОДСКАЗКИ И ТЕХНИКИ
учебно-методический материал

Мясникова Забава Сергеевна

Здесь вы узнаете советы детских психологов и арт-педагогов о том, как сделать процесс рисования увлекательным, как помочь ребенку развить свои навыки и куда в итоге девать коллекцию детской живописи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_i_tvorchestvo_idei_podskazki_i_tehniki.docx15.77 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ПРИВИТЬ РЕБЕНКУ ЛЮБОВЬ К РИСОВАНИЮ (даже если сами ничего не умеете)
Вовсе не обязательно быть новым Пикассо, чтобы показать малышу, насколько здорово это — создавать свои собственные картины. Для того, чтобы правильно стимулировать интерес к творчеству, есть несколько простых шагов:

1|| Не ругайте себя за неумение рисовать.
Каждый раз, беря в руки карандаши/краски/мелки не нужно говорить «о, извини милая, я не умею» или «прости, я не могу это нарисовать, попроси папу». Ребенку, в сущности, все равно на степень реализма вашего рисунка, он не куратор музея. Поэтому огромный корявый розовый слон, со свиным хвостиком вместо хобота — это все равно слон. Рисунок можно обыграть как угодно, на ходу выдумать сказку и т.д. Главное — не поселяйте в ребенке уверенность, что если сам взрослый не может этого сделать, то куда уж там малышу.

2|| Будьте ответственны, говоря с ребенком о его рисунках.
«Да, очень красиво, прости, но мама занята» — неправильный ответ в момент, когда ребенок показывает свой новый творческий набросок». «Ух ты! Как здорово. Расскажи подробнее!» — правильный ответ. Ни в коем случае не стоит пренебрегать детскими стараниями. К тому же, это ваш шанс услышать какую-то интересную историю, которую ребенок придумал и отобразил на бумаге.

3|| Превратите рисование в веселый досуг.
Пусть ребенок рисует не ради результата, а ради самого процесса рисования. Экспериментирует с цветами, красками, сочетаниями. Мелки и гуашь — отлично. Рисовать пальцами — никаких проблем. Это же хобби, а не зачет в академии искусств.

4|| Каждому возрасту — своя техника.
Вряд ли стоит в три года пытаться объяснить ребенку, как нужно рисовать. Но можно подсказывать какие-то приемы, помогать, направлять в нужную сторону. Если ребенок подрос, но интерес к рисованию у него остался, то тогда стоит развивать его навыки пропорционально возрасту и возможностям. Главное — не забывайте о поощрении и никогда не ругайте за качество нарисованного.

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ
Если с первой частью плана вы справились, то можно идти дальше. Теперь ваши дети рисуют. Много. На бумаге, салфетках, стенах. Иногда — уже лучше вас и от этого можно почувствовать себя неловко в лучшем случае, а в худшем — посеять зерна низкой самооценки.
Если раньше детские рисунки были похожи на каракули и постмодернизм одновременно, то теперь это узнаваемые пейзажи окружающего мира и ваши портреты. Даже похожие. Что дальше?
Большой секрет рисования состоит в том, что если ваш ребенок хочет стать великим художником, то ему придется много рисовать. Но если не работать над собой навык рисования никак не улучшится и каким бы талантом не обладал ребенок все останется на прежнем месте. Вот пару советов, как помочь ребенку улучшить навыки, не загоняя его в пещеру «ты должен лучше рисовать».

= Сверху вниз
Предложите ребенку рисовать не снизу-вверх, как обычно, а начинать рисунок сверху и постепенно «вести» вниз. Независимо от того, что он рисует, лошадку, дом, вас, вид из окна. Этот прием помогает художнику понять больше о своем рисунке. Когда вы рисуете что-то сверху вниз - вы должны обратить пристальное внимание на каждую деталь и подумать, куда какая линия поведет. Это показывает, что на самом деле вещи могут получаться не такими, какими мы думаем, достаточно всего-то изменить привычный порядок вещей.

= Рисунок не глядя
Тренировка мышечной памяти — такой же важный принцип рисования, как и тренировка памяти зрительной. Попробуйте с малышом выполнить упражнение не глядя, это может быть весь рисунок или его часть


= Лимиты времени
Есть еще одно интересное упражнение — рисование на время. Например, можно попросить нарисовать дом. Сначала дать на это минутку, потом — пол, потом и вовсе 15 секунд. Это не только позволит ребенку развить умение быстрых рисунков, но и гарантированно будет весело.

Говорят, что рисование это талант, но на самом деле это навык, который люди оттачивают в течение долгого времени, работая над собой. Иными словами, никто не рождается с умением рисовать. И чтобы сделать хороший рисунок, нужно сначала сделать много плохих. Поэтому только тренировки помогут ребенку достичь нужного уровня мастерства и развить в себе навыки.

КАК ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ О ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ
Мы уже писали, что важно не только делать, но и правильно разговаривать о рисовании. Вот несколько практических советов, которые помогут улучшить коммуникацию и приободрить ребенка.

Делать
1. Попросите показать ребенка его рисунки. И не забывайте комментировать, отмечать какие-то линии, цвета и решения. Если ребенок много работал над рисунком — хорошо бы похвалить его и сказать «вау, видно что ты очень постарался (даже если вам ничего не понятно).
2. Найдите какие-то «изюминки» и расспросите о них. «Как много фиолетовых точек, похоже на черничное поле». «Расскажи, почему вот это животное делает что-то?». Детская фантазия иногда способна генерировать удивительные вещи, самое интересное можно записать и вместе с рисункам получится почти полноценный сборник рассказов.

Не делать
1. Не спрашивайте: «Это еще что?». Во-первых, рисунок может быть не до конца готов. Во-вторых, ребенок может огорчиться, что его рисунки плохи (раз не узнаваемы) и забросить картину на пол пути. А то и все рисование, если этот вопрос звучит слишком часто.
2. Не комментируйте «Да, круто», кинув беглый взгляд на рисунок. Ведь творчество, особенно детское, требует внимательности и анализа.
3. Не говорите: «А, это же жираф/пес/стол/садик». А вдруг нет? Ваше представление о мире и окружающих вещах выглядит иначе, чем детское.
4. Не советуйте «Тебе вот тут нужно листья сделать зелеными, а не красными». Ребенок — художник. Он так видит.

ЧТО ДЕЛАТЬ С РИСУНКАМИ?
Вот несколько идей о том, куда можно пристроить полноценную коллекцию юного художника.
* Сделайте книгу по мотивам детских рисунков с историями.
* Из лучших рисунков получится несколько отличных коллажей, которыми можно украсить стены. Причем не только в детской, но и в других комнатах (чтобы ребенок понимал, что его творчество имеет признание).
* Сложите рисунки в альбомы в хронологическом порядке. Так малыш сможет проанализировать собственные успехи в рисовании.
* Никогда не выбрасывайте детские рисунки. Когда-нибудь, через 15 лет, ребенок спросит вас «Мам, а где вот те мои смешные котики, которые я рисовала в три года?». И что вы тогда ответите?

(статья Александры Малевич)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Шкатулка идей" (подсказка для родителей)

Представленный  материал поможет Вам расширить представления детей об окружающем мире...

Инновационный педагогический проект «Ступеньки творчества» развитие творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно – прикладного творчества с использованием нетрадиционных техник.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Однако до сих пор проблема развития творчества остаётся наименее изученной и недоста...

Консультация для родителей «Вместе с ребенком за руку идем гулять»

Консультация для родителей«Вместе с ребенком за руку идем гулять»рекомендации для родителей младшего возраста....

Картотека идей по нетрадиционным техникам рисования

Подборка идей по нетрадиционной технике рисования. Легко, красиво, занимательно!...

Брошюра "Чем занять ребенка дома: семь идей для семейного досуга"

В силу обстоятельств дети и взрослые проведут некоторое время дома, и ответственным родителям нужно со всей серьезностью подойти к вопросу составления режима дня. Подростки могут справиться с этим и с...

Консультация для родителей "Чем занять ребенка дома: семь идей для семейного досуга"

Предлагаю вашему вниманию несколько идей, чем можно увлечь детей и как разнообразить их досуг на период самоизоляции....

Творчество с использованием нетрадиционных техник «Все, что под рукой нашла, для души и творчества припасла»

          Художественная деятельность выступает ведущим способом эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников ...