Главные вкладки

    Консультация "Песочная терапия- один из методов арттерапии"
    консультация

    Анжелла Фанисовна Андреева

    Консультация "Песочная терапия- один из методов арттерапии"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Песочная терапия – один из методов арттерапии»

    Что такое песочная арттерапия?

    Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды – и ощущения свободы и безопасности самовыражения. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

    То необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Он с удовольствием использует миниатюрные фигуры людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. В процессе игры ребенок может смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшафты. При этом малыш выражает на песке то, что спонтанно возникает в его сознании. Другими словами, ребенку на час представляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир.

    Песочная игра – это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения, и способ привычный, хорошо знакомый, это его реальность. Малыш играет в то, что у него «болит». Обыгрывая свои эмоции, ребенок каждый раз сам себя лечит.

    Почему именно песок?

    Песок – необыкновенно мягкий материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму.

    Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим, или влажным, плотным и пластичным.

    Игра в песок захватывает и взрослых и детей. Вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.

    Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. Так же как один символ или образ может выразить больше, сотня слов, фигура или сцена, построенная вами, может передать чувства, эмоции, конфликты, недоступные словесному выражению. Это важно для многих из нас. Особенно это может помочь тем, кому по каким-то причинам трудно облечь свои переживания в слова – например тем, чьи переживания настолько остры и болезненны, что соприкасаться с ними напрямую тяжело детям, еще пока не чувствующим себя непринужденно в мире слов.

    К тому же создание песочных композиций не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. У каждого из нас вольно или невольно появляются критерии того, что такое «красивый рисунок», «хорошее настроение», «правильно вылепленная фигурка», но нет такого понятия, как «хорошая» или «правильная» композиция на песке.

    Создавая сам свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. А вы можете быть уверены: если в вашем «песочном царстве» все спокойно, то на душе у ребенка покой и гармония.

    Игры не песке – одна из форм естественной деятельности детей. Поэтому, взрослые могут использовать песочницу в развивающих играх и обучающих занятиях.

    Принцип «Терапии песком» был предложен психотерапевтом, основателем аналитической терапии Карлом Юнгом. Как вы знаете, песок состоит из мельчайших крупинок, которые при соединении образуют песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во вселенной.

    Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим,  парапсихологи утверждают, что он поглощает «негативную» психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

    Игры с песком, также эффективны в работе с дошкольниками с задержкой психического развития. У детей развивается познавательный интерес, способности и логическое мышление. Игры – занятия – наилучшая форма совместной деятельности по освоению математического содержания. На занятиях решаются задачи по формированию представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени.

    Игры с песком помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок, от которых, не застрахован никто. В работе с песком все проще: если сделал что-то не так, проведи ладошкой по песку и начни все сначала.

    C:\Users\Наташа\Downloads\images (39).jpgC:\Users\Наташа\Downloads\images (41).jpg

    Консультация для родителей на тему: «Песочная терапия»

    Цели песочной терапии для детей:

    - психическое развитие ребенка (мелкой моторики, мышления, речи, воображения); 
    - коррекция его проблемного поведения (плохо слушается, стесняется сверстников, обманывает);

    - снятие стресса, проработка негативных эмоций (страх перед садиком, школой, агрессия словесная или физическая).

    Песок пластичен и податлив. С его помощью ребенок может воплотить в песочнице свои самые смелые мечты. Он стимулирует чувствительность пальцев ребенка, будит его воображение, он становится ТВОРЦОМ своего собственного МИРА.

    Чем могут помочь своему ребенку родители?

    Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому родители могут использовать песок, проводя развивающие и обучающие занятия, играя. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. 
    Правила для родителей в игре :

    Первое правило – установите доверительные отношения с ребенком.

    Вторе правило – включите себя в игру («игра с самим собой», проявление эмоций, привлечение внимания к песку яркими игрушками, потешками, которые сделают игру ярче и веселее и т.д.).

    Третье правило - не подавляйте инициативу ребенка. Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.        

    Примерные игры с песком:  

    1.Играем вместе

    Учите ребенка:

    • трогать песок руками;

    • вставлять в песок палочки, веточки, листики, камушки;

    • лепить куличи из мокрого песка, используя различные формочки;

    • лепить заборчики из мокрого песка;

    • рисовать палочкой, пальцем различные фигуры, буквы, цифры;

    • насыпать кучки;

    • зарывать предметы; (Игра "Угадай на ощупь". Попросите ребенка закрыть глаза, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песке игрушку и отгадать на ощупь, что это. Если ребенок не называет игрушку. Произносите сами: «Ура, ты нашел мишку (зайчика)»);

    • закапывать руку;

    • строить город и т.д.     

    2.Рисование песком  

    Рисование песком снимает стресс, позволяет расслабится как взрослому, так и ребенку, способствует формированию положительных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а также способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).        
    Материал: стекло (оргстекло), лампа, ящик        
    - Проделайте в ящике окошко.          
    - Закройте его куском оргстекла.        
    - Сверху оргстекла положите лист белой бумаги (для матовости). Закрепите его изолентой.        
    - Поставьте ящик на подставки. Под ящик поместите источник света. 
    - Засыпьте в ящик песок, дождитесь темноты и можете приступать к творчеству.

    3.Песчаный конус        
    Возьмите руки ребенка в свою руку. Свободной рукой выпускайте песок из горсти, чтобы он падал в ладошки ребенка. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок на поверхность конуса, то в одном, то в другом месте, возникают «сплывы», движения песка, похожие на течение воды. Ребенка привлекает движение песка. Приговаривайте во время проведения действия «Песочек сыплется, песочек рассыпается»

    4.Песочные часы        
    Возьмите две одинаковые пластиковые бутылки. Склейте крышки плоскими сторонами скотчем. Середину обеих пробок пробейте тонким гвоздем, чтобы получилось небольшое сквозное отверстие.
    Затем насыпьте в бутылку сухого, лучше просеянного песка. Соедините бутылки пробками. Часы готовы. Осталось только по наручным часам определить, за какое время пересыпается песок из одной бутылки в другую. Добавьте или отсыпьте песок в таком количестве, чтобы часы показывали удобное для вас время: 5 минут или 15. 

    Уважаемые родители, организуя игру с песком, помните! 

    В ходе организации игры необходимо находить адекватные возможностям вашего ребенка приемы игровой деятельности. Попытки сразу установить контакт либо навязать определенные виды деятельности без учета доступного этому ребенку уровня коммуникации (общения) могут создать атмосферу непонимания. Поэтому поначалу не должно быть никаких речевых инструкций, ребенку предоставляется полная свобода. Далее активное включение взрослого в деятельность, что дает ребенку понять преимущества совместной работы со взрослым.

    Консультация для родителей «Песочные игры»

    Уважаемые родители!

    1. Игра с песком - одна из форм естественной деятельности детей.

    Она доставляет удовольствие детям. Это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. При этом ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает у нее в сознании.

    Создавая сама свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником, она не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. В работе с песком все проще: если сделал что-то не так, проведи ладонью по песку и начни сначала.

    Песочные игры не только интересные но и полезны.

     Игра с песком эффективна в работе с дошкольниками с задержкой психического развития, для детей с нарушением речи. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает более воспитательный и образовательный эффект, чем стандартные формы обучения.

    Во-первых, развивается мелкая моторика пальцев рук при манипуляциях с мелкими предметами, фигурами, песком.

    Во-вторых, развивается творчество, фантазия, когда ребенок придумывает целый мир на песке.

    В-третьих, развивается речь, потому что часто игра сопровождается комментариями, историями, диалогами.

    В-четвертых, развиваются коммуникативные и социальные навыки, когда ребенок играет не одна, она взаимодействует с партнерами по игре.

    В-пятых, развивается эмоциональная сфера, потому что в игре находят воплощение ситуации, волнующие ребенка, развиваются психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление.

    Именно поэтому мы предлагаем Вам, уважаемые родители, сделать мини-песочницу дома, или играть с ребенком в песочнице на улице в теплое время года. (Играть с ребенком в песочные игры дома или на улице в теплое время года)

     2. Как сделать песочницу дома?

    Для домашнего использования можно взять небольшой деревянный или пластмассовый ящик (коробку, поднос). Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок нужно просеять, промыть и прокалить в духовке.

    Материалы и предметы, используемые для игры:

    - вода, сито для песка, формочки, фигурки людей и животных; сказочные герои: добрые и злые.

    - природные объекты: камни, куски дерева, сухие растения, желуди, семена, перья и т.п.;

    - игрушечные предметы быта, мебель, посуда, транспорт;

    - объекты окружающего мира: дома, заборы, мосты, ворота и т.п.;

    - пластмассовые и деревянные буквы и цифры, геометрические фигуры;

    3. Мы предлагаем вам несколько игр с песком для детей старшего дошкольного возраста:

    - Во-первых, рассмотрим игры, направленные на развитие мелкой моторики рук и тактильной чувствительности.

    Давай сначала смочим песок

    Игра «Следы»:

    - Упражнение «Идут медвежата» - сначала кулачками будем нажимать на песок, теперь ладошками, нажимаем с силой;

    - Упражнение «Прыгают зайцы» - будем ударять по поверхности песка двумя пальчиками, движемся в разных направлениях; теперь тремя сгруппированными пальчиками (потом 4 и 5 пальчиками)

    - «Ползут змейки» - сначала расслабленными пальчиками (показать) сделаем поверхность песка волнистой; а теперь пальчики напряжем (в разных направлениях). А теперь выполним упражнение ребром ладони.

    - «Бегут жучки» - двигаем всеми пальчиками, как бегают насекомые; можно погружать ручки полностью в песок, они касаются друг друга, как бы «жучки здороваются»;

    - «Ожерелье для мамы» - из чего делают бусы? (из бусинок). А на что нанизываютбусинки? (На ниточку). Нарисуй пальчиком ниточку и бусинки. Выложи бусинки изкамней и фасоли.

    (Уважаемые родители, таким образом можно предложить ребенку выложить любую фигуру, букву или предмет по желанию ребенка, используя любой подручный материал).

    А теперь предлагаем математические игры с песком:

    - «Сколько?» - я спрятала в песке предметы, найди считай их и отметьсоответствующей цифрой (7 каштанов, 8 желудей)

    - «Соседи» - соседи - это те, кто живет по соседству, рядом. Помоги цифре 4 найтисвоих соседей. Проведи дорожки пальчиком.

    - «Геометрическая мозаика» - выложи из мозаики фигуры: квадрат, прямоугольник, ромб. Как эти фигуры можно назвать? (Четырехугольниками) Почему? Сколькосторон у любого четырехугольника? У какой фигуры есть 3 угла и 3 стороны? Нарисуй ее. Нарисуй фигуры, которые не имеют углов.

    (Уважаемые родители, геометрические фигуры, цифры можно преподавать, рисовать по образцу, по памяти, или словесными указаниями взрослого)

    Сейчас предлагаем игры по обучению грамоте и речевого развития:

    - «Кто спрятался?» - необходимо найти в песке фигурки и назвать первый/последний звук в слове; (Тянуть звук)

    - «Веселые превращения» - нарисуй букву Р, а теперь попробуй ее превратить в букву В, а ее в Ь - Б - Д - Т;

    - «Угадай» - я закрою глаза, а ты спрячешь в песке какое-то животное. Подскажи мне, что ты спрятал. Загадай загадку. Не забудь назвать части тела животного, что умеет делать, где живет, какую пользу приносит людям.

     (Психолог. Уважаемые родители, при выполнении этого упражнения сначала вместе с ребенком рассмотрите животное, составьте о нем предложения, дайте образец ответа и загадайте животное сами, а потом предложите ребенку составить сначала предложения, а потом рассказ - загадку)

    4. Уважаемые родители!

    Придерживайтесь следующих правил при организации игр на песке:

     - Подбирайте задачи, соответствующие возможностям ребенка;

     - Выключайте негативную оценку действий ребенка и его идей;

    - Поощряйте фантазию и творческий подход.

    Успехов Вам!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ – ОДИН ИЗ МЕТОДОВ АРТТЕРАПИИ» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Консультация для родителей по использованию песочной терапии.....

    «ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ – ОДИН ИЗ МЕТОДОВ АРТТЕРАПИИ» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Что такое песочная терапия? Песочная терапия - это......

    ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ – ОДИН ИЗ МЕТОДОВ АРТТЕРАПИИ

    Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды – и ощущения свободы и безопасности ...

    Мастер-класс для родителей «Песочная-терапия–один из методов арт-терапии при работе с эмоциями»

    Основные положения по работе с применением приемов песочной терапии по эмоционально-личностному развитию дошкольников (игры с песком, рекомендуемые родителям для применения в домашних условиях для сня...

    Консультация для родителей "Песочная терапия для детей - один из методов арттерапии"

    Песочная игра - это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения, и способ привычный, хорошо знакомый, это его реальность....

    «ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ – ОДИН ИЗ МЕТОДОВ АРТ - ТЕРАПИИ» 

    Что такое песочная терапия?Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды – и ощуще...