"Как подготовить ребенка к обучению в школе"
консультация (подготовительная группа)

Смирнова Светлана Борисовна

Многие родители задаются вопросом, как подготовить ребенка к школе? Поступление в школу - это важное событие, которое вызывает волнение не только у ребенка, но и у родителей. Поэтому важно знать как подготовиться, чтобы чувствовать себя уверенными и счастливыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_podgotovit_rebyonka_k_obucheniyu_v_shkole.docx71.03 КБ

Предварительный просмотр:

Как подготовить ребёнка к обучению в школе?

Как подготовить ребёнка к обучению в школе?

Что же необходимо сделать, чтобы для первоклассников день 1 сентября стал особенным днем – радостным и волнующим, который запомнится им на всю жизнь, а для Вашей семьи первый учебный год стал бы успешным и благополучным и принес бы радость новых знаний и открытий?

 «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться».                          Венгер Л.А.

Готовность ребёнка к школе определяется совокупностью его общей, интеллектуальной и  психологической подготовки.

Психологическая готовность к школе.

Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и    требует специальных занятий с ребенком.

В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению? Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач. Даже не все 7-летки готовы в этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать и считать, не говоря уже о 6-летках.

Каковы же компоненты психологической готовности?

Содержательная характеристика

Интеллектуальная готовность

* Наличие широкого кругозора и запаса знаний.

* Сформированность начальных умений учебной деятельности.

* Дифференцированность восприятия как основа мышления.

* Планомерность восприятия (наблюдательность).

* Развитие наглядно-образного мышления:

- умение выделять существенное в явлениях   окружающей действительности;

- умение сравнивать их, видеть сходное и различное.

* Развитое воображение.

* Хорошая ориентировка в пространстве и времени.

* Хорошая память.

* Интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности).

* Развитие фонематического слуха.

* Развитие мелкой моторики (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования).

* Предпосылки абстрактно-логического мышления:

- способность понимать символы;

- способность формулировать вопросы;

- способность самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы

Личная готовность

* Принятие новой социальной позиции.

* Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.

* Развитие познавательных критериев, любознательности.

* Развитие желания ходить в школу.

* Произвольное управление своим поведением.

* Объективность самооценки.

* Потеря «детскости», непосредственности.

Социально-психологическая готовность

* Гибкое владение способами установления взаимоотношений (умение установить контакт с учителем, со сверстниками, умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем).

* Развитие потребности в общении.

* Умение подчиняться правилам и нормам.

* Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.

Эмоционально-волевая готовность

* Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).

*Эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций).

*Сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня.

*Произвольная регуляция внимания.

*Умение продлить действия, приложив к этому усилия.

*Умение ограничивать эмоциональные порывы.

Воспитание воли

Учителя часто жалуются на инфантильность детей, на преобладание у них игровых, а не учебных мотивов. Такие дети обычно воспринимают только игровые ситуации, они не приучены ограничивать свои желания, преодолевать трудности, их поведение носит импульсивный характер. Учение же требует постоянных усилий, необходимости сдерживать, контролировать свое поведение, заниматься деятельностью, которая не всегда нравится. Все это может явиться причиной негативного отношения к школе. В связи с этим одним из важных условий благополучного начала обучения в школе, является наличие у него интереса к школьно-учебной деятельности, то есть сформированность школьной мотивации. Она включает в себя:

*Наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач, выполнение

других интеллектуальных заданий).

*Понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности.

*Минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным)

элементам деятельности.

*Эмоционально-благополучное отношение к школе.

Сталкиваясь с нежеланием ребенка что-то делать, в первую очередь думайте не о том, как заставить, а о том, как заинтересовать

Говоря о готовности к школе, мы имеем в виду некоторые средние показатели. Каждый ребенок – индивидуальность, и развивается своими темпами. Какие-то функции уже сформированы, другие еще развиваются. Это обычное дело. Зная, как развивается ваш ребенок, вы будете понимать, с чем ребенок может справляться, а в чем ему нужна помощь, и какая. И главное, не винить ребенка в том, что он что-то еще не может, а другие его сверстники могут, не досадовать и не разочаровываться. Все идет своим чередом, просто помогите малышу.

Может создаться впечатление, что школа – это что-то очень сложное и требует помощи. Не совсем так. Школа – это естественный этап в жизни ребенка. А помощь родителей – в понимании ребенка, в умении направить его и поддержать.

  • Предоставляйте детям больше самостоятельности. Пусть ребенок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
  • Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон. Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.
  • Очень важны интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку.
  • Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать…». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.
  • Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность. Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а, следовательно, и заниженную самооценку.
  • Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми – только с ним самим. Такой подход будет ориентировать вашего малыша на собственное самосовершенствование.
  • Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи.
  • В отношениях с ребенком недопустим резкий переход от положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к задабриванию.

 Уважаемые взрослые! Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями к познанию.  В нем заложен инстинкт познания и исследования мира.  Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности.  Не жалейте затраченного времени.  Оно многократно окупится.  Ваш ребенок переступит порог школы уверенным в своих силах, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Советы:

Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

-Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше.  Интерес -  лучшая мотивация, он делает детей по - настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

-Повторяйте упражнения.  Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой.  Если какое - то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите более легкий вариант.

-НЕ проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперед.

-Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

-В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен.  Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени.  

Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

Дети дошкольного возраста плохо воспринимают регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия.  Поэтому лучше выбирать игровую форму занятий.

Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, научите его дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи -  все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

Чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т. д.  Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми.  Формируйте у него уверенность в своих силах.

Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Очень важно:

Постепенно терпеливо учить ребенка управлять своим поведением, своими действиями   везде и всегда.  Любое дело требует определенных волевых усилий:

Необходимо ставить перед ребенком цель

- что сделать?

- для чего?

- как?

- в какой срок?

Учить контролировать свои действия:

- сравнивать (получилось ли задуманное);

- оценивать работу ребенка - (обязательно вместе)

Учить планировать свою деятельность 82637-l823r1

(особенно неинтересную для ребенка):

- с чего начать?

- что необходимо для этого?   и т.  д.  

Учить подчинять свои желания 

требованиям учителя, коллективу одноклассников.

Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг!

Удачи Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Как подготовить ребенка к обучению в школе"

Советы родителям воспитанников подготовительных групп....

Школа будущего первоклассника. Как подготовить ребенка к обучению в школе?

Общаясь с ребенком, старайтесь побольше рассказывать ему о разных происшествиях, что когда-то взволновали вас и запомнились вам, о занимательных и поучительных, может быть, смешных случаях из вашей жи...

Буклет для родителей "Как подготовить ребенка к обучению в школе"

Буклет-памятка для родителей с рекомендациями по подготовке детей к школьному обучению...

Как подготовить ребенка к обучению в школе? (Март 2021 год)

Каждый родитель переживает за своего ребёнка при поступлении в школу. Что должен знать и уметь будущий первоклассник? Готов ли он к обучению? Для вас, родители, предлагаем некоторые задания, которые п...

Буклет "Как подготовить ребенка к обучению в школе"

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли...

Как подготовить ребенка к обучению в школе?

Консультация и тестирование. Задания для подготовки дошкольников к обучению в школе...