Консультация для родителей "Как рассказать ребенку о войне"
консультация

Бутылкина Ольга Юрьевна

     Приближается великий и светлый праздник – День Победы!
Праздник, который ждали миллионы людей по всему миру.
Дорогая цена этого праздника – многочисленные жертвы фашизма, слезы жён, матерей и детей. Наши отцы, деды и прадеды смогли выстоять и победить в самой жестокой войне XX века, они остановили беду, грозившую всему миру – фашизм.
     Фильмы о Великой Отечественной Войне, познавательные занятия в ДОУ, встречи с ветеранами, возложение цветов к памятнику погибшим воинам,  утренники и выступления, участие в параде Победы для них - всё это заставляет ребенка задуматься: что же это была за война, что её окончание празднуется столько десятилетий?
Самый надежный источник, из которого ребенок может почерпнуть знания об этом таинственном событии - семья.
И вот перед Вами неожиданно встаёт важная и сложная задача: как объяснить юному человечку, что такое Великая Отечественная война, и чем она отличается от остальных войн.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_rasskazat_rebenku_o_voyne.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

     Приближается великий и светлый праздник – День Победы!
Праздник, который ждали миллионы людей по всему миру.
Дорогая цена этого праздника – многочисленные жертвы фашизма, слезы жён, матерей и детей. Наши отцы, деды и прадеды смогли выстоять и победить в самой жестокой войне XX века, они остановили беду, грозившую всему миру – фашизм.
    Фильмы о Великой Отечественной Войне, познавательные занятия в ДОУ, встречи с ветеранами, возложение цветов к памятнику погибшим воинам,  утренники и выступления, участие в параде Победы для них - всё это заставляет ребенка задуматься: что же это была за война, что её окончание празднуется столько десятилетий?
Самый надежный источник, из которого ребенок может почерпнуть знания об этом таинственном событии - семья.
И вот перед Вами неожиданно встаёт важная и сложная задача: как объяснить юному человечку, что такое Великая Отечественная война, и чем она отличается от остальных войн.

      На первый взгляд эта задача кажется простой, только на самом деле, мировосприятие и мироощущение ребенка очень сильно отличается от мировосприятия взрослого.
Поэтому многие вещи ребенку необходимо объяснять отдельно, чтобы он смог осознать суть и смысл Вашего рассказа.
О войне, естественно, нельзя рассказать за один раз, и Вы будете периодически возвращаться к этой теме, отвечая на детские вопросы, рассказывая, по мере взросления ребёнка, все больше и больше.
Чтобы пробудить в ребёнке интерес к теме войны, покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Даже если среди ваших родственников и знакомых нет ветеранов, которые, конечно, являются лучшими рассказчиками, вы можете показать ребёнку памятные мемориалы, отвести его к Вечному огню и рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне.
    Прежде чем говорить непосредственно о войне, напомните или расскажите ребёнку о том, что в мире есть много стран, их населяют разные люди, которые говорят на разных языках.
Будет проще, если вы уже ездили вместе путешествовать, и ребёнок имеет представление о существовании разных наций.
Не вдаваясь в подробности, особенно если вы говорите с совсем маленькими детьми, объясните, что у каждой страны есть правительство, которое в меру своих представлений о добре и зле управляет страной и её народом.
Дети хорошо воспринимают информацию, приведённую на конкретных примерах и историях. Поэтому не стоит сыпать изобилием абстрактных слов, а можно привести пример из жизни пионеров-героев (для начала современным детям надо объяснить кто такие пионеры).
Если в живых есть бабушки и дедушки, видевшие войну своими глазами, можно совместить приятное с полезным – навестить их и выслушать воспоминания о военных днях. Таким образом, Вы не только расширите кругозор своего ребёнка, но и дадите возможность ему гордиться и уважать своих бабушек и дедушек.
В разговоре с маленькими детьми не стоит, конечно, подробно говорить о ужасах войны, о концлагерях. Ваша задача – не напугать ребёнка, дав ему пищу для неврозов и ночных кошмаров, а просветить.
Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.
Первое, что Вам следует объяснить ребёнку – это то, что специального места для проведения военных действий нет. Полем боя может стать любое место на земле, будь то ненаселённое место или населённый пункт.
Фронт - это совокупность всех полей боя. Фронт сдвигается в ту или иную сторону в зависимости от того, чья армия наступает, а чья, соответственно, отступает. Линией фронта называют линию на карте, которая разделяет территории, контролируемые армиями. Но в реальности никаких линий, прочерченных на земле, либо обозначенных столбиками нет.
Тыл - это тоже не специальное место, где трусы прячутся среди заводских труб, а всего лишь территории, расположенные далеко от линии фронта.
Ребенок уверен, что сражаются на войне только Солдаты и Партизаны.
Солдаты - люди, обученные в Армии, чтобы защищать страну (либо обученные во Вражеской Армии нападать на чужие страны). Партизаны - люди, которых не взяли в армию по какой-то причине, но которые тоже хотят защищать страну.
    Солдаты сражаются с врагом лицом к лицу, партизаны нападают из леса, прячась за кустами и деревьями. Всё остальное население страны в военных действиях не участвует.
Расскажите ребенку, что солдаты, уходящие на фронт - это и есть самые обычные граждане страны, которые отправились защищать свои семьи.
Что партизаны - это люди, которые, вместо того, чтобы бежать прочь, когда линия фронта приблизилась к их жилищам, спрятались в окрестных лесах и вносили свой вклад в борьбу с врагом.
Что по всей стране - хоть в тылу, хоть в прифронтовых областях - люди работали изо всех сил, чтобы обеспечить армию необходимым оружием, снаряжением, припасами. Работали не только взрослые и старики, но даже дети постарше.
Объясните, что вся страна, от мала до велика, в меру своих сил и возможностей, приняла участие в этой войне.
Именно поэтому и победа является заслугой не только армии, но всей страны.
    По мнению ребенка, враги - это единый неделимый монолит.
Раз война велась с Германией, значит все жители страны - враги.
И их потомки - современные немцы - тоже враги, только наказанные и присмиревшие. Ребенку невдомек, что Германия как раз и была первой страной, захваченной и порабощённой нацистами, что как раз именно Германия больше всего пострадала от нацистских зверств.
Вам придется чётко разграничить Германию, как страну и нацистов, как приверженцев безумной и страшной идеи. Объясните ребенку, что даже сами жители Германии пытались, как могли, сопротивляться нацистам во главе с их вождём Гитлером, что много хороших людей погибло, пытаясь остановить его и не дать развязать страшную войну со всем остальным миром. Что многие солдаты шли на фронт не потому, что были злобными и плохими, а потому, что их заставили, угрожая убить их семьи.
Ребенок должен понять: Германия - обычная страна, немцы - обычные люди. А вот нацисты - плохие, они и есть настоящие враги. И именно с ними воевал весь мир, даже сами немцы.
Именно поэтому говорится не о победе над «Германией» а о победе над «Фашистской Германией», это два совершенно разных понятия.
Ребенок уверен, что какие-то особые причины для того, чтобы начать войну, не нужны. Враги нападают потому, что они враги. Набрали достаточно оружия и солдат - и напали. Это естественное поведение для врага, по-другому враг не может. Цель любого врага - завоевать другие страны. Ради чего ведется это завоевание, ребенок не задумывается.
Вам придется, прежде всего, объяснить ребенку, что любая война ведется не просто так, а ради какой-то цели.
Одни войны ведутся, чтобы присвоить богатства соседей.
Другие - чтобы присоединить к своей стране часть соседской территории.
Иногда войны начинаются потому, что поссорились правители государств или потому, что правительство одного государства считает, что правительство другого государства делает что-то плохое и недопустимое.
И только эта война была особенная, потому что нацистов возглавлял правитель, который хотел вовсе не богатств, земель и власти. Он собирался убить всех людей, которые выглядят не так, как он считал правильным.
Людей убивали за цвет глаз и волос, за форму носа. За имя. За национальность. Именно из-за того, что нацисты убивали людей тех национальностей, которые считали недостойными жить, они и получили своё название.
    А в результате опасность угрожала всему миру. В каждой стране были люди, которых нацисты захотели бы убить. Поэтому победа в этой войне так важна для всего мира и для нашей страны в частности.
И, наконец, последний - по порядку обсуждения, но не по значимости - вопрос, который следует разъяснить ребенку.
Почему война носит название Великая Отечественная.
Хотя ответ очевиден для взрослого, ребёнку нужно объяснить происхождение каждого слова. Постарайтесь не объяснять происхождение названия сами, а, разъяснив ребенку значение слова «отечество», предложите ему подумать, почему война называется именно так. Это очень хороший способ закрепить результаты беседы и убедиться, что ребёнок понял Ваш рассказ правильно.
В нашем городе есть музей, где есть зал, посвящённый военной тематике. Вы можете вместе с ребёнком его посетить. Окунуться в историю тех времён, взглянуть на вещи, которые пережили военные действия, прослушать интересную лекцию экскурсовода.
Ну и конечно обязательно посетите вместе с ребёнком торжественный парад, посвящённый 9 мая и Дню Победы.
Посетите мемориалы и памятники павшим солдатам в нашем городе, возложите цветы вместе с ребёнком на их могилы. Не забудьте поздравить бабушек и дедушек праздничными открытками, которые ребёнок может изготовить самостоятельно или с Вашей помощью.
Ну а вечерний салют в честь победителей заключит Ваш рассказ о войне и военном времени.
Пройдут годы. Ваш повзрослевший ребёнок посадит на колени своих детей и расскажет им о войне. История будет продолжать жить в наших детях.

Вам так же могут помочь мультфильмы о Великой Отечественной войне:

https://www.youtube.com/watch?v=6uYD2fA41Hw

https://www.youtube.com/watch?v=OxD_ja058vA

https://www.youtube.com/watch?v=ucAGfi006_g

https://www.youtube.com/watch?v=eChTFBMAUo4

https://www.youtube.com/watch?v=FDgCr1Nu5vQ

https://www.youtube.com/watch?v=LEE-cuS_05k

https://www.youtube.com/watch?v=Ukj4YnBf8tg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Как рассказать ребенку о войне?

Рано или поздно вам придется рассказать ребенку о том, что такое война, почему в России отмечают 9 мая. Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о войне детям. Главным индикатором долже...

консультация для родителей: "Как рассказать ребенку о войне"

Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о войне с четырех-пятилетними детьми, но, разумеется, главным индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме....

Консультация: "Как рассказать ребенку о войне"

Цель: обогащение представлений детей о Великой Отечественной войне, о героях, тружениках тыла, ветеранах войны....

Консультация "Как рассказать ребенку о войне".

Консультация "Как рассказать ребенку о войне"....

"Как рассказать ребенку о войне"! Консультация для родителей.

Родителям: "Как рассказать ребенку о войне"! Приближается великий и светлый праздник – День Победы! Праздник, который ждали миллионы людей по всему миру. Дорогая  ц...

Консультация для родителей: "Как рассказать ребенку о войне"

Рано или поздно вам придется рассказать ребенку о том, что такое война, почему в России отмечают 9 мая. Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о войне детям. Главным индикатором долже...