Задержка речевого развития
консультация (младшая группа)

Кулебякина Елена Алексеевна

Задержка речевого развития-это более позднее овладение устной речью детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zrr.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 Приморского района Санкт- Петербурга

 

                                         

                                                       Консультация для родителей

                                   «Задержка речевого развития»

                                                                         

             

                                                                                                             Подготовила воспитатель:  

                                                                                                                   Кулебякина Е.А.

                                                                                                                         

                                                               

                                                                                  Санкт-Петербург

2020

Консультация для родителей

«Задержка речевого развития»

Задержка речевого развития - это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми. ЗРР характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью импрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой к 2 годам и связной речи к 3 годам. 

     Чем раньше родители обратят внимание на речевое развитие ребёнка, тем успешнее результат и благоприятнее прогноз. Вы должны всегда помнить, что от речевого развития зависит общее психологическое развитие ребенка, правильное формирование взаимодействия с другими людьми, а также развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания и межличностные отношения. Для нормального и своевременного развития речи необходимо достаточное и соответствующее возрасту общение ребенка с взрослым. Однако бывает, что никакие старания родителей не приводят к нужному результату - малыш до 3 лет продолжает молчать, или произносит какие-то нечленораздельные звуки, или избегает общения.

Первое, что должны сделать родители, заподозрившие у своего малыша проблемы с речью - это провести комплексное обследование ребенка у детского невропатолога, логопеда, лора, детского психиатра и психолога.

Необходимо отметить, что чем раньше замечено неблагополучие в развитии речи ребенка и с ним начали работать специалисты, тем лучше будут достигнутые результаты, потому что резервные возможности мозга ребенка наиболее высоки в первые годы жизни.

        Выделяют два уровня речевого развития у детей 2-3 лет с ЗРР.

        Первый уровень ЗРР – «Отсутствие речевого общения».

 Объем импрессивной речи таких детей невелик. Кроме этого, дети не понимают значения в форме единственного и множественного числа, а также путают существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Экспрессивная речь характеризуется наличием отдельных звукосочетаний и звукоподражаний. Как следствие, не сформирован грамматический строй речи. У большинства детей отмечаются недостатки произношения звуков раннего онтогенеза, выражающиеся преимущественно в заменах одних звуков на другие, более легкие по артикуляции.

        Помимо особенностей речи, отмечаются недостатки познавательного развития. Многие дети не соотносят предметы по цвету, затрудняются в различении звучащих игрушек. Внимание этих детей неустойчивое, отмечаются трудности сосредоточения. Память развита слабо, дети затрудняются в припоминании хорошо знакомых игрушек. Мышление таких детей в целом близко к норме, однако в их действиях нередко применяется метод проб и ошибок.

        В сфере предметной деятельности дети проявляют низкую познавательную активность, их действия обеднены, нецеленаправленны, интерес к незнакомому предмету вскоре пропадает.

        Второй уровень ЗРР – «Общение с помощью отдельных слов».

 Объем импрессивной речи таких детей достаточно велик. Дети понимают значения глаголов, а также существительных в форме единственного и множественного числа. Развитие экспрессивного словаря находится на среднем уровне. Объем предметного и глагольного словаря достаточен, в речи используются существительные в форме множественного числа и существительные в форме винительного падежа. Существуют ошибки в образовании формы родительного падежа и в использовании уменьшительно-ласкательных суффиксов.

        Уровень развития познавательной сферы у этих детей практически не отличается от нормы. Дети правильно соотносят величину и цвет. Внимание устойчивое, удерживается на протяжении всей игры. Память у отдельных детей отличается ситуативностью, небольшим промежутком между запоминанием и воспроизведением. Об этом говорят затруднения в припоминании отсутствующих объектов и прошедших событий. Мышление имеет высокую степень развития, сформированы орудийные действия, появляются зачатки осознания причинно-следственных связей.

        Предметная деятельность детей характеризуется целенаправленностью, желанием сотрудничать со взрослым и стремлением воспроизвести образец взрослого. Однако воспроизведение образца вызывает затруднения и требует совместных со взрослым действий.

        Коррекционно-воспитательная работа логопеда с детьми раннего возраста с ЗРР предполагает комплексный подход к изучению и развитию психических функций. Она строится по следующим направлениям:

  • развитие понимания речи окружающих;
  • стимуляция потребности в вербальных высказываниях;
  • формирование лексико-грамматических средств речи и диалогической формы общения;
  • развитие фонетико-фонематической стороны речи;
  • формирование речи во взаимосвязи с развитием ощущений, внимания, памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы детей;
  • развитие моторной сферы.

        Используемая литература:

Шемякина О.В. Преодоление задержки речевого развития у детей 2-3 лет. Диагностическая и коррекционно-воспитательная работа логопеда в ДОУ. – М.: издательство ГНОМ, 2014. – 168 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задержка речевого развития или задержка психоречевого развития

Данный материал отражает разницу между ЗРР и ЗПРР. Здесь вы узнаете:Когда ребенок должен начать говорить?Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?В чём различие задержки ...

«Задержка речевого развития. Что это такое? Работа воспитателя с детьми с отставанием в речевом развитии. Сообщение из опыта работы»

  Наиболее чувствительный, или сензитивный, период для развития речи – период дошкольного возраста. Ранний возраст является уникальным, важным для всего последующего умственного, физ...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к ре...