Консультации для родителей 3-4 года
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Видеман Елена Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе на тему:

 «Почва. Состав почвы»

Цель:

Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки  насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания о представителях почвенной  фауне – подземных животных: дождевом черве, насекомых, кроте и др. Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода.

Развивающие: развивать познавательный интерес; делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи.

Воспитательные: воспитывать интерес к исследованию состава почвы, бережное отношение к живой и неживой природе. Формировать умение работать в паре, вызвать желание помочь другим детям.

 Материал:

ПК и презентация «Почва и ее обитатели»; пазл- подсказки; для опытов:  почва, стаканы с водой, лупы, палочки, салфетки.

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель надевает  костюм лаборанта и выходит к детям.

- Ребята, дети подготовительной группы детского сада «Сказка» вместе с воспитателем  написали нам письмо.  (Читаю письмо: Здравствуйте, ребята группы «Непоседы». Мы хотим узнать что такое почва и из чего она состоит? Если вы что-то об этом знаете, напишите нам, пожалуйста.) Вы знаете ответ на эти вопросы? (Ответы детей).  Я надела костюм лаборанта и собираюсь в научную лабораторию. Может  мы сможем найти   ответы на эти вопросы.  Вы знаете что такое лаборатория и что там делают? (Ответы детей). А знаете ли вы правила, которые необходимо там соблюдать? Хотите отправиться вместе со мной? (дети надевают фартуки и одноразовые шапочки).

Презентация:  1слайд

 -Давайте посмотрим на  экран: что это?(ответы детей)  Есть у природы  удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна - а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять ведер. Из горсточки семян  вырастают огурцы и помидоры, морковь и свёкла, редис и укроп.  Как выдумаете, ребята, что это? (ответ: земля, почва)

-Как вы думаете, что же такое почва? (ответы детей)

-Конечно же, вы правы, почва – это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты –Земля. Все мы ходим по земле.  Под ногами у нас почва- это её правильное название.

 -Почва- это верхний слой земли, в котором живут растения, животные и микроорганизмы.

2 слайд -Посмотрите как растут растения. Что находится над поверхностью? А что в почве? Могут ли растения расти без почвы? (ответы детей). Она поит  и кормит растения в теплое время года ( а напомните мне, пожалуйста, какие вы знаете теплые времена года когда вся природа расцветает(весна, лето).

3 слайд -Высоким и мощным деревьям требуется для роста много питательных веществ и воды. И все это они берут из почвы. Она их кормит.

4 слайд -Теплый период сменяется прохладным временем года, которое приносит нам дары ( осень),  наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу–землю (или как правильно её называют – почву )толстым покрывалом сухих листьев желтых, красных, оранжевых…, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю, желуди, орехи, яблоки , груши, многие из них уже  покрыты коричневыми пятнами гнили и им одна дорога, как говорит народная пословица: «Из земли пришли, в землю и  уйдут»

-А что это означает? (ответы детей)

-Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот.  Они не могут друг без друга. Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают, также перегнивают мелкие насекомые, бактерии, грибы, которые живут в почве  и образуют перегной.

-Что же вы узнали нового? Что входит в состав почвы? (ответы детей)  (Дети получают первую картинку с изображением сухой листвы.)

-А из чего же еще состоит почва? Может быть  рассмотрим ее под лупой?

(дети рассматривают и находят червяка)

-Ой, а кто это? А кто еще живет в земле (почве)? (Ответы детей).

Хотите еще узнать кто живет в почве? (Присаживаются на стулья)

Слайды

-Какой же следует вывод? Что еще входит в состав почвы? (ответы детей) В состав почвы входят мелкие насекомые, грибы и бактерии.

(Дети получают еще одну картинку с изображением.)

-Я вот думаю и не могу понять, как мелкие животные живут в почве? Чем же они там дышат? В почве есть воздух? (Ответы детей). А может мы проверим это на опыте.

Опыт «Есть ли в почве воздух?»

Возьмем банку с водой и бросим в него комочек почвы. Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.  

-Какой вывод  можно сделать исходя из результатов опыта? (ответы детей)

Дети получают еще одну картинку с изображением воздуха.

- Какие вы молодцы. Мы уже узнали, что почва состоит из перегноя, воздуха.

-А вода содержится в почве? (Ответы детей)

Опыт «Есть ли вода в почве»

Проводим опыт.

-Как влага или вода попадает в почву? (ответы детей)

-Молодцы, ребята, мы узнали еще одну составляющую почвы- это вода. (Дети получают картинку с изображение воды.

- Скажите,  а что будет если почву смешать с водой? (ответы детей)

Опыт  «состав почвы»

 Поместим почву в стакан с водой и перемешаем. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

-Какой мы можем сделать вывод? Из чего же еще состоит почва? (ответы детей)

Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину. (Дети получают две картинки: песок и глина)

Дети садятся на коврик.

-Молодцы, мы узнали все составляющие почвы. И теперь мы можем ответить на вопросы детей из детского сада «Сказка». Так что же такое почва? И из чего она состоит? Почва нужна или нет? Для кого она нужна? (ответы детей)

-А как вы думаете, почва нужна только растениям и подземным животным? (ответы детей)

-Конечно, почва нужна и человеку. На плодородной почве люди выращивают овощи, фрукты, зерновые культуры.

-А сейчас нам  пора возвращаться в группу и запечатать в конверт сложенную картинку. (снимают фартуки)

-Какие вы молодцы, помогли другим ребята. Сейчас они тоже будут знать  что такое почва и из чего она состоит. (Дети запечатывают собранные картинки  в конверт).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Раз в году. Как отпраздновать день рождения ребёнка."

День рождения - самый долгожданный праздник для ребёнка. Полезные советы, как провести день рождения ребёнка весело и интересно....

консультация для родителей "Важные детские годы"

консультация для родителей "Важные детские годы"...

Консультация для родителей к Новому году

Уважаемые родители! Предлагаем вам несколько интересных идей к Новому году, которые можно воплотить в жизнь вместе с детьми!...

Консультация для родителей "Особенности первого года обучения"

С какими трудностями может столкнуться первоклассник, у которого незрелость эмоционально-волевой сферы, как ему помочь....

Консультация для родителей "Раз в году. Как отметить день рождения ребенка"

День рождения — самый долгожданный праздник для ребенка! Сегодня обязательно сбудется все, о чем втайне мечталось и грезилось почти целый год, а родители станут волшебниками, которые исполн...

Консультация для родителей "Театр в годы ВОВ"

В предверии Дня Победы рассказать родителям о том, какую роль играл театр в годы Великой Отечественной Войны....

Беседа – консультация с родителями детей пятого года жизни (средняя группа) «Почему нужно приучать ребенка к труду с ранних лет?»

Беседа – консультацияс родителями детей пятого года жизни(средняя группа) «Почему нужно приучать ребенка к труду с ранних лет?»...