Консультация для родителей Арт-терапия «Мандала – раскраска».
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Голованова Елена Ивановна

Слово «мандала» в переводе означает «круг», «диск». Одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). Это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Слово «мандала» в переводе означает «круг», «диск». Одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). Это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.

Одну и ту же мандалу можно раскрасить совершенно по-разному! Мандала — это отражение внутреннего состояния человека.

Работа с мандалами помогает:

- гармонизировать внутреннее состояние;

- создавать и реализовывать свои намерения и цели;

- раскрывать свои творческие способности;

- научиться познавать себя;

- гармонизировать личное пространтство;

- наполнять себя позитивными энергиями;

- мандала помогает развить саморегуляцию.

А чем же полезны мандалы для детей?

  1. Развивается мелкая моторика. Как при закрашивании мандал, так и при строительстве. Если у ребенка не получается не вылезать за край - не настаивайте!
  2. Тренируется усидчивость и аккуратность. Это актуально ля детей 5-7 лет и старше.
  3. Тренируется чувство ритма, гармонии и чувство порядка, математического мышления. Дети знакомятся с разными видами симметрии, познают искусство орнамента.

Существуют правила работы педагога, психолога с ребенком

при использовании мандалы:

  1. Если это мандалы-раскраски, то предлагается несколько – пусть ребенок сам выберет по форме, по орнаменту, то что ближе ему по настроению.
  2. Выбор мандалы и сюжет работы ребенок осуществляет самостоятельно.
  3. Материалы для работы и  цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель) ребенок выбирает самостоятельно.
  4. Процесс работы ограничен только степенью насыщения и удовлетворения работой.
  5. Осуществляется принцип невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия.
  6. Принцип избегания комментариев по поводу работы.
  7. Ребенок даёт название своей мандале как раскрашенной, так и созданной.
  8. После работы ребенок рассказывает о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и его отношения к результату.

  • 1-2 года. Рисуем вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками (три основных цвета: красный, желтый, синий), может раскрасить круг пальчиком. Здесь важен цвет и форма (лучше использовать пустой круг без наполнения);
  • 3-5 лет. Разукрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Набор карандашей должен быть не менее 12 цветов, гуашь, цветная пастель, сангина и уголь, работа с цветным песком, предварительно обработанным и окрашенным гуашью.
  • С 6-7 лет полезно использовать в работе акварельные краски, так как их тяжело удержать, сложно создать посильное изображение.
  • Позднее дети и подростки с удовольствием рисуют цветными ручками, тушью, простым карандашом.
  • Совместная работа взрослого и ребенка над одной мандалой. Это важная и полезная практика. Это учит понимать своего ребенка без слов, договариваться без давления, находиться на равных позициях, достигать гармонии и взаимопонимания.

*Фломастеры детям до 6 лет лучше не давать, если стоит задача развития мелкой моторики рук.

Правила работы с мандалой:

  • Работа должна приносить радость, т.е. ребенок не должен работать по принуждению.
  • В день работать только с одной мандалой.
  • Готовая мандала предлагается ребенку в распечатанном на бумаге виде на выбор из множества других (15-20 штук), либо круг рисует сам ребенок (обводит тарелку или блюдце). Это должен быть только самостоятельный выбор, без давления взрослого.
  • Необходимо хвалить и подбадривать ребенка в процессе раскрашивания, ведь эта работа требует от него высокой концентрации внимания и усидчивости;
  • Не вмешивайтесь в работу ребенка без его согласия, избегайте комментариев по поводу результата, ребенок буден напряжен и зависим от вашей оценки;
  • Дети, как правило, раскрашивают мандалу от центра к середине, это и есть способ расслабления (для взрослых и подростков в идеале мандала должна раскрашиваться от периферии к центру). Здесь нет четких правил - работа с мандалой это творчество и интуиция.

Для настоящего погружения в процесс и расслабления необходимо избавиться от агрессивных цветовых и звуковых раздражителей создать хорошее освещение в помещении, времени и художественных материалов должно быть достаточно, негромко включите медитативную музыку, которая обладает также и лечебным эффектом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Правильна ли правильная раскраска?"

К сожалению, множество современных раскрасок составляется без учёта возрастных интересов и возможностей детей. Но их много и они разные, что впору заблудиться. Зачастую раскраски для самых маленьких п...

Консультация для родителей "Правильна ли правильная раскраска?"

Как же определить, насколько хороша раскраска и подходит ли она для вашего малыша?Вот вам простой «тест», который поможет сделать правильный вывод....

Консультация для родителей "Правильна ли правильная раскраска"

К сожалению, множество современных раскрасок составляется без учёта возрастных интересов и возможностей детей. Но их много и они разные, что впору заблудиться. Зачастую раскраски для самых маленьких п...

Консультация для родителей "Песочная терапия как способ работы с родителями детей с ОНР в детском саду"

Песочная терапия - это метод,  направленный на избавление  от психосомотических заболеваний, повышение тревожности, страхов,неврозности, он помогает пережить трудности, которые связаны с раз...

Консультация для родителей " Использование метода- " Мандала"в творческом развитии дошкольников"

Консультация для родителей по творческому развитию детей дошкольного возраста...