«Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»
методическая разработка (младшая группа)

Чариева Ульяна Викторовна

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

 

Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «... он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук...».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motriki_u_ml._dosh.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «... он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук...».

Как приятно родителю, когда у его ребёнка умелые пальчики: ловко держат карандаш. Аккуратно рисуют, строят из конструктора. А если ещё ребёнок чисто и правильно говорит

–вдвойне приятно.

Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры

головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.

Развивая мелкую моторику рук ребенка, педагоги решают сразу несколько

задач:

-стимуляция развития речи у детей раннего возраста;

-помощь детям с задержкой в развитии речи;

-тренировка внимания, пространственного мышления;

-воспитание эмоциональной выразительности.

О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка, и мозговая деятельность активизируется.

Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.

Почему пальцы помогают говорить?

Чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека

центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику мы активизируем и соединение зоны, отвечающую за речь.

Играйте в различные шнуровки, учитесь расстегивать и застегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой, собирайте крупные пазлы. Можно вкладывать между плотно прижатыми друг к другу ладошками ребенка шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх и вниз.

Полезно сжимать в руке два предмета и перекатывать их без помощи другой руки.

С трех до шести лет совершенствуйте технику уже освоенных пальчиковых игр, начинайте работать с пальчиковыми рассказами. Помимо этого, практикуйте игры с мозаикой, нанизывание бус, бисера, шнуровку, выкладывайте узоры из круп. В три года ребенок должен уже показывать три

пальчика отдельно друг от друга. К четырем с половиной годам он должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур.

Не каждый ребёнок захочет ежедневно выполнять упражнения, какими бы

они полезными ни были. Потому лучшим способом заинтересовать его является игра. Если малышу интересно, он с удовольствием будет тренироваться. Самым маленьким можно ставить простые задачи, например, спрятать ручки, спрятать в ладошке мелкий предмет или играть в потешки с участием пальчиков и ладошек, как «Сорока-белобока» и «Ладушки».

Устройте с ребёнком театр теней, где при помощи кистей рук и пальцев нужно показать какое-

то животное или действие. Сам ребёнок не способен придумывать новые образы в раннем возрасте, зато отлично повторяет за педагогом. Не менее интересным, но весьма полезным считается пальчиковый театр.

Большинство детей очень любят рисовать и раскрашивать. Не важно, насколько красиво у них это получается. Сам процесс захватывания и держания карандаша или фломастера, движение им помогает развитию мелкой моторики. Потому рисование или раскрашивание должно

присутствовать в досуге ребёнка регулярно.

Особого внимания заслуживает детская лепка. Для неёиспользуют пластилин, глину или солёное тесто.

Лепка помогает развивать согласованное движение ручек.

Занятия с пластичными материалами:

• Отщипывание кусочков двумя пальчиками и лепка из них мелких деталей –шариков, глазок, носиков.

• Расплющивание пластилина или теста ладошкой, катание колбасок пальцами и всей ладонью.

• Отпечатывание на пластилине или тесте собственных пальцев или других предметов.

• Сочетание пластичного материала с твёрдым –бусинами, горошинами, веточками.

Игрушки для развития мелкой моторики

Из всего разнообразия игрушек, стоит выбирать не только красивые и яркие, но и полезные. Для развития мелкой моторики хорошо подходят:

• Обычная девичья игра с куклами способна оказать помощь в развитии моторики, если ребёнок будет пытаться одевать и раздевать своих пупсиков.

• Детские музыкальные инструменты –пианино, гитары, синтезаторы, а также любые музыкальные игрушки с кнопками.

• Пазлы и мозаика –крупные до трёх лет и мелкие для более старших детей

• Кубики, пирамидки и конструктор.

• Детские наборы для творчества и рукоделия развивают моторику и творческое мышление.

• Игры-шнуровки и вкладыши.

Игры с подручными предметами

В магазинах продаётся множество игрушек, нацеленных на развитие мелкой моторики у детей, но можно обойтись и без них, используя самые разнообразные предметы и материалы, которые есть дома. Приготовьте для малыша различные виды застёжек со старой одежды, сумок и прочего –пуговицы, молнии, кнопки, липучки, шнуровка. В глубокую коробку складывают разные по форме небольшие предметы, которые ребёнок должен отгадать, ощупывая пальцами. Полезным для моторики рук будет и простое перебирание мелких предметов, например бус.

Игры с бусами.

«Найди такие же» -сортируем бусы по цвету, величине, форме.

«Повтори узор» -предложить ребенку нанизывать бусины на шнуровку в той же последовательности.

«Бусы для куклы» -предложить ребенку самому придумать красивое украшение.

«Волшебные бусы» -предложить ребенку выложить из бус буквы, цифры, различные фигурки.

Из подручных предметов пригодятся обыкновенные бутылки разного диаметра с крышками, которые закручиваются. Даже простое откручивание и закручивание поможет развить ловкость рук, завязывание и развязывание, плетение косичек, нанизывание чего-либо.

Также рекомендуется использовать разные крупы в ёмкостях или закопать туда какую-то игрушку у ребёнка на глазах, чтобы он захотел её найти. На поднос насыпать манку и предложить ребёнку порисовать пальчиком

Игры с прищепками.

Игры с прищепками прекрасно стимулируют мелкую моторику, развивают тактильные ощущения, цветовое восприятие, фантазию и творческие способности.

Чтобы игра с прищепками была интересной для ребенка, предлагаем ему следующие задания:

Крокодильчики –для маленьких детей. Цепляем прищепки на одежду, различные заготовки, предложить малышу их снять.

Бусы –нанизывать прищепки на шнурок (при этом можно чередовать цвета)

Цветные стаканчики –стаканчики разных цветов являются основой, к которой ребенку предлагается подобрать нужные по цвету прищепки.

Веселые фигурки –для этого нужно заранее вырезать из картона заготовки, а недостающие детали ребенок заменяет прищепками. Например, вырезаем из желтого картона круг, рисуем на нем глазки, носик, ротик, добавляем прищепки-«лучики» -получилось солнышко. Так же можно сделать иголки у

ежика, ветки у дерева, гриву у льва и т. д.

С помощью шариков можно предложить детям массировать ладони и пальцы рук, прокатывая шарик между ладоней и проговаривая при этом такие слова:

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

На спине иголки

очень-очень колкие.

Хоть иростом ёжик мал,

нам колючки показал,

А колючки тоже

на ежа похожи.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Помните!

-Все предметы используемые в играх должны быть безопасными для ребёнка!

-Не забывайте сопровождать все игры речью! Объясняйте ребёнку всё, что вы делаете. Комментируй

те его действия. Хвалите ребёнка даже за незначительные успехи.

-Соблюдайте правило –при игре с мелкими предметами взрослый должен находиться рядом с ребёнком! Дети очень любят класть мелочь в рот, нос и уши!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры - лучший способ развития мелкой моторики рук дошкольников

Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев,образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые  питают источник творческой мысли.В. А. Сухомлинский...

Методическая разработка "Пальчиковые игры – лучший способ развития мелкой моторики рук у дошкольников"

В данной методической разработке раскрыта главная задача пальчиковых игр....

Статья «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДОШКОЛЬНИКОВ»

Данная статья адресована воспитателям дошкольных учреждений, родителям. Раскрывает необходимость развития мелкой моторики рук через пальчиковые игры....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДОШКОЛЬНИКОВ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК  ДОШКОЛЬНИКОВ...

Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...