Сидим дома! Тема недели с 18.05-22.05.2020 г. "Народная культура.Традиции".
методическая разработка (старшая группа)

Джанболатова Нажабат Гусеновна

Расскажите детям о народной культуре и традициях.

Цель (как предполагаемый результат):

- называют предметы традиционной бытовой культуры русского народа: избу, домашнюю утварь (печь, лавка, прялка, самовар, и др.), орудия труда.

- называют виды народного прикладного искусства (гжель, городец, хохлома, филимоновская, дымковская игрушка), их характерные особенности;

- называют особенности  народных традиций и обычаев. Знакомы с русским фольклором – песни, танцы, сказки, потешки.

- называют и различают на слух тембры музыкальных инструментов (гусли, балалайка, гармонь, трещотки, ложки); их особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_kultura._traditsii.docx2 МБ
Файл narodno-prikladnoe_iskusstvoo.pptx2.91 МБ
Файл narodnye_igry.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Золотое кольцо России

Слайд 4

Хохломская роспись Появилась в городе Семёнов Нижегородской губернии в XVII(17) веке. Ею украшали деревянную посуду, куклы-матрёшки. Использовали золотую, чёрную и красную краски.

Слайд 7

Тульский самовар

Слайд 8

гжель Живописный регион Гжель расположен в 60 км от Москвы. Традиционный орнамент, украшающий фарфоровые изделия – синие и голубые цветы, листья, злаки и гжельская синяя роза. История гжельского фарфора начинается с XIV века.

Слайд 9

Палехская миниатюра Палех – центр иконописной живописи. Расположен возле города Иваново. Шкатулки, броши, игольницы расписываются золотом на чёрном фоне.

Слайд 10

Городецкая роспись Жёлтый вечер, чёрный конь И купавки как огонь, Смотрят птицы из ларца – Чудо-роспись Городца

Слайд 13

Филимоновска игрушка Есть под Тулой деревенька, Филимоново зовут И живут там мастерицы, Что добро в дома несут. И добро там не простое, И не злато-серебро. Филимоновской игрушкой Называется оно.

Слайд 16

Приёмы городецкой росписи

Слайд 17

Сюжеты городецкой росписи Сюжетами городецкой росписи чаще всего бывают кони, птицы, цветы. Краски используют насыщенных оттенков: красный, синий, жёлтый, чёрный, зелёный.

Слайд 19

Поэтапное выполнение росписи 1.Наметить центральный элемент узора. 2. Нанести узор основными цветами. 3. Прорисовать элементы чёрными мазками. 4. Прорисовать элементы белыми мазками.

Слайд 21

Приёмы росписи гжель

Слайд 22

Сюжеты гжели Традиционными цветами гжели являются синий и голубой. Сюжетами для росписи бывают цветы, листья, птицы. Свободное пространство заполняют различными орнаментами.

Слайд 23

Порядок выполнения росписи 1. Границы будущего узора проводят синим и голубым. 2. Намечают месторасположение орнамента. 3. Прорисовывают крупные элементы узора. 4. Оставшееся пространство заполняют сеткой.

Слайд 26

Порядок работы 1.Нанести контур синим и голубым по боку, по носику и ручке, по крышке, гребешку и хвостику петушка. 2. Нарисовать цветок с листьями на боку чайника. 3. Украсить верхнюю часть чайника бордюром.

Слайд 29

Сюжеты хохломской росписи Традиционные цвета: чёрный, красный, золотой. наиболее распространенные мотивы: ягоды, листья, цветы.



Предварительный просмотр:

                   Народные игры

Уважаемые родители. Сегодня наш всеобуч будет посвящен русским народным играм, как средству приобщения ребенка к традициям русского народа.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. На улице собирались и стар, и млад. Дети разного возраста играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. А в праздничные дни взрослые устраивали соревнования. Много игр – хороводов русский народ проводил во время народных праздников, обрядов. Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игрыИгры-песниигры-пляскиигры-хороводыигры-сценки всегда создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технический век. Русские народные игры для детей носят и педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. По содержанию все народные игры очень лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В игре дети активно мыслят и размышляют, познают окружающую действительность, расширяют свой кругозор. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа.

Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми, уважительно относиться к старшему поколению, чтить традиции своей семьи и своей страны.Дети учатся проявлять такие качества как: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Таким образом происходит переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка дошкольника.

Викторина «Заморочки из бочки»(родители вытаскивают вопросы и отвечают)

• Какие атрибуты используются в русских народных играх(палочка, платочек, лучинка, камешек, мяч, игрушка)

• Главная роль в народной игре(водящий)

• Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)

• Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)

• В каких видах деятельности используются русские народные игры(в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)

• Назовите игрушки наших предков (свистульки, куклы из соломы, куклы-обереги, тряпичные куклы, деревянные игрушки)

• Для чего используется кукла - Масленица? (эта кукла не для игры, атрибут праздника, сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в другое)

• Назовите жанры фольклора (русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки, заклички, пестушки, потешки, считалки, скороговорки, загадки)

• Что такое загадка? (краткое иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которые нужно разгадать).

В детском саду приобщение детей к русской народной культуре начинается практически с самого раннего возраста. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, является необходимым условием для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности, имеет решающее значение в становлении основ личности и дальнейшем её развитии.

Организовать народные игры не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Народные игры универсальны, поскольку их проведение в зависимости от погодных условий возможно, как внутри детского сада, так и на спортивной площадке. Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольника является глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, педагог пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

Народные игры с пением – игры, которые передаются из поколения в поколение, имеют глубокие исторические корни и с годами не изменяются («Бояре»«Гори-гори ясно»«Колпачок»«Арина»). Чаще всего их используют на фольклорных праздниках и на прогулках.

Русская народная игра «Колпачок» (с музыкой)

Дети стоят в кругу. «Колпачок» - внутри круга.

Русская народная игра «Арина»                                                                          Играющие встают в круг, в середине Арина, ей завязывают глаза.

Все поют:

Дорогая Арина, встань выше овина,                                                                        Рученьки сложи, чье имя укажи! (Арина ходит, напевая)

«Хожу, гуляю вдоль караваю,                                                                                                 Вдоль по караваю, кого найду, узнаю!

(Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот становится в круг)

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности.

Русская народная игра «У медведя во бору»

Русская народная игра «Горелки».

Русская народная игра «Кот и мышь».

Играющие встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход – нору. В одном ряду стоят коты, в другом – мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.

Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.

Русская народная игра «Зарница».

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря –ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые,

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарй. Игра повторяется.Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.

Русская народная игра Удочка (Рыбка, Рыбалка)

Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий, который становиться в центр круга. Водящему выдается веревочка. Водящим может быть и взрослый. Водящий начинает вращать веревочку. Задача всех игрок в кругу перепрыгнуть через нее и не быть пойманными. Вариантов развития игры 2-ва.

Русская народная игра «Золотые ворота»

Русская народная игра «Колечко-колечко».

И хотелось в заключении сказать, что русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

# СИДИМ ДОМА Тема недели "Космос." (06.04 -10.04.2020) . Консультация для родителей.

      Уважаемые родители !                       В соответствии с планом  с 06.04 по 10.04  тема недели &quo...

Формат "Сидим дома". Тема недели: «КОСМОС» (6.04- 10.04.2020)

1) Познакомить детей с праздником «Днем космонавтики»2) Формировать представление детей о космосе, космонавтах..3) Воспитывать познавательный интерес к космическому пространству....

Формат "Сидим дома". Тема недели: «КОСМОС» (6 - 10 апреля)

1) Познакомить детей с праздником «Днем космонавтики»2) Формировать представление детей о космосе, космонавтах..3) Воспитывать познавательный интерес к космическому пространству....

Дистанционка "Пока сидим дома": Тема недели "По тропинке мы идем"

Рекомендации для родителей по теме недели "По тропинке мы идем"...

СИДИМ ДОМА. Тема недели: Путешествие на дачу. Деревья кустарники, цветы. 12.05-15.05.2020

Родителям рекомендуется: Пойти с ребёнком на прогулку в парк или дачу, и понаблюдать за изменениями в природе, рассмотреть деревья и кустарники, траву, цветы. Обсудить, как изменились деревья, кустарн...