УГОЛОК РОДИТЕЛЕЙ: ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО НАЧАЛА У РЕБЕНКА
консультация

Белкина Альбина Николаевна

УГОЛОК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО НАЧАЛА У РЕБЕНКА

 

1. СОЗДАЙТЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА

«Я вижу свою студию садом, в котором все следует естественному ходу вещей. Сначала плод растет, потом созревает. Растения нужно прививать. И поливать.»

                                                                                                                                         Жоан Миро, испанский художник

Творческое начало заложено в человеке самой природой. Быть может, именно выраженные и  разнообразные творческие способности и  есть главный признак, который отличает нас от остальных живых существ. Мы прибегаем к творческому началу ежеминутно — то выбираем наряд (это несложно), то готовим пищу (а это уже труднее). Первый способ создания пространства для творчества заключается в том, чтобы удовлетворить ваши собственные творческие потребности, — ваши, а не ребенка. Что вам нравится больше всего — петь, танцевать, рисовать, разыгрывать сценки? Есть ли у вас на это время? Пусть его будет немного, главное — в первую очередь позаботиться о себе. Когда ребенок видит, что окружающие его взрослые заняты творческой деятельностью, он привыкает к тому, что творчество — не пустая трата времени, а важное дело. Есть и второй способ создать пространство для творчества: обеспечить детям доступ к материалам, инструментам и месту, отведенному для работы. Конечно, главное условие — это доступность материалов и инструментов, но, пожалуй, еще важнее, чтобы у ребенка было достаточно свободного времени для отработки разных идей. Что толку в прекрасно оборудованной мастерской, если у ребенка нет времени хорошенько обдумать и реализовать свой замысел? Дайте ребенку возможность изо дня в день спокойно и без спешки исследовать одни и те же материалы, и он поймет, каковы их свойства и на что эти материалы годятся. Как говорит преподаватель детского сада Парул Чандра, «если давать детям материал всего на один день, они просто не успеют выяснить, что же с ним делать».

 

2. ПООЩРЯЙТЕ ВОПРОСЫ

Ученый — это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы. Клод Леви-Стросс, французский антрополог

В учебе огромную роль играет умение мотивировать себя. Чуть ли не лучшее, что могут сделать для ребенка родители, — это создать для него пространство, где он будет без опаски ставить вопросы и искать на них ответы. Да, у нас информационный запас больше, чем у детей, но не лучше ли позволить ребенку самому задавать вопросы, а нам — направлять его на пути к открытиям? Если ребенок задает вопросы, значит, тема ему действительно интересна и он хочет узнать об этом больше. Его любопытство следует всячески поддерживать, но не менее важно задавать вопросы и самому ребенку, так, чтобы он задумался поглубже и сделал для себя важные выводы. Чтобы поддержать творческое начало в ребенке, полезно говорить с ним о том, что его интересует, и задавать побольше вопросов. Например, малыш заявляет: «Мне не нравится, как сделана эта щетка». Можно попросить его объяснить: «Что в ней не так?» или «А как было бы лучше?» Такие вопросы побуждают его задуматься и поделиться своими идеями. Впрочем, не все вопросы одинаково полезны. Вопросы, на которые есть только один ответ, — штука рискованная: ребенок может замкнуться, а вы так и не поймете, о чем он думает. Вопросы такого рода предполагают ответ «да», или «нет», или же другой однозначный краткий ответ. Примеры: «Ты рисуешь солнышко?» или «Какого цвета знак “стоп”?» Задавайте ребенку открытые вопросы, и он начнет делиться с вами своими замыслами, примется рассуждать вслух, поймет, что вам интересно узнать, о чем он думает. У вопросов такого рода нет «правильного» ответа. Если немного видоизменить приведенные выше вопросы, то получится: «Что ты рисуешь?» или «А ты замечал, какие дорожные знаки есть на соседних улицах?» Существует несколько разновидностей открытых вопросов, которые заставят ребенка задуматься. Вот некоторые из них. Вопросы о знаниях. Могут начинаться со слов: «Что ты знаешь о...» Например: «Что ты знаешь о деревьях?» Если ребенок чем-то заинтересовался, спросите для начала, что он уже знает об этом предмете. Наблюдение за процессом. Эти вопросы могут начинаться со слов: «Я заметил, что ты...» Например: «Я заметил, что ты смешиваешь белую и зеленую краски» или «Я заметил, что ты склеиваешь трубочки скотчем». Когда ребенок с головой ушел в процесс исследования, полезнее всего говорить о видимой части его деятельности, причем комментировать ее безоценочно и не предлагать собственных объяснений. Описывайте увиденное максимально объективно. Услышав ваш комментарий, ребенок поймет, что вы видите, чем он занят, а вы сможете познакомить его с новыми понятиями и концепциями. Вопросы-рассуждения. Могут начинаться со слов: «Расскажи мне побольше о...» или «А как ты сделал...» Например: «Расскажи, что это за фиолетовая фигура внизу листа?» или «Как ты соединил эти детали?» Постарайтесь воздержаться от каких-либо интерпретаций, по крайней мере явных, и в ответ на вопросы ребенок объяснит вам, какие цели он преследовал.

 

3. СТАРАЙТЕСЬ СЛУШАТЬ АКТИВНО

Чтобы творческое начало проступило  более явно, взрослым следует больше внимания уделять когнитивным процессам, происходящим в мозге ребенка, а не результатам, которых он достигает в различных областях деятельности и понимания. Лорис Малагуччи, итальянский педагог  и основатель реджио-педагогики

Есть слушание, а есть активное слушание. При активном слушании мы прилагаем особые усилия, чтобы понять, что хочет сказать нам говорящий, и часто повторяем его собственные реплики, перефразируя их. Активное слушание — мощный инструмент, способствующий установлению контакта с детьми и укрепляющий связь ребенка с родителями. Слушающий поддерживает говорящего, давая ему вербальную обратную связь, и вместе с тем выражает уважение к позиции собеседника. Обратная связь указывает на то, что говорящего слушают внимательно; кроме того, для родителей обратная связь — это возможность познакомить ребенка с новыми понятиями или грамматическими конструкциями. Когда ребенок говорит что-то о погоде или делает замечание относительно своего завтрака, собеседник, практикующий активное слушание, может повторить сказанное, но другими словами. Например, ребенок говорит: «Смотри, идет дождь», а собеседник отвечает: «Правда, интересно? Секунду назад светило солнце, а потом как хлынуло». Если сын говорит: «М-м-м, обожаю пиццу», в ответ можно сказать: «Я не знала, что ты так любишь пиццу. Надо будет еще раз ее приготовить на днях». Если дочь говорит: «Смотри, что я нарисовала», собеседник может ответить: «Ух ты, я смотрю, ты смешала красный и желтый, чтобы получился оранжевый». В последнем примере слушатель объективен и комментирует то, что видит, но не говорит о том, что, по его мнению, изображено на рисунке.

 

4. ПРОЯВЛЯЙТЕ ЛЮБОПЫТСТВО

Если бы это зрелище (звездное небо) можно было наблюдать лишь раз в сто лет... на мысу собирались бы толпы зрителей. Но оно являлось нам едва ли не каждую ночь, в любой год, и потому в окнах горел свет, и люди в домах, верно, ни секунды не задумывались о том, как прекрасно распростершееся над ними небо; они почти каждую ночь имели возможность его видеть и потому, вероятно, так никогда и не увидели. Рэйчел Карсон,  американский эколог, писательница,   из книги «Чувство удивления»

Дети великолепно умеют подмечать детали, и, если мы будем побуждать их к внимательному наблюдению, они станут замечать явления или предметы, которые мы перестаем видеть, став взрослыми. Гуляя пешком или отправившись куда-нибудь на машине, заметьте вслух, как пожелтели и покраснели листья, обратите внимание на показавшийся вдалеке воздушный шар, попросите самого ребенка рассказывать обо всем, что он встретит. Почувствовав ваш искренний интерес к окружающему миру, малыш и сам начнет воспринимать его более остро. Ваша открытость ко всему новому тут же передастся и ему. Внимательно рассматривать можно все, что угодно. Посмотрите, какого цвета и какой формы встающая луна, подробно изучите неспешно ползущую гусеницу, вдохните запах, доносящийся с берега во время отлива. Обра тите внимание ребенка на эти вещи и вместе насладитесь ими. Это может быть нелегко: взрослым бывает трудно остановить свой бег и стать по-детски неторопливыми. Но особое внимание ко всему, что есть вокруг, поможет воспитать в ребенке чувство удивления и любопытство, а значит, пробудит в нем творческое начало.

 

5. ВОСПРИНИМАЙТЕ ОШИБКИ КАК БЛАГО

За свою карьеру я промазал больше девяти тысяч раз. Проиграл триста игр. Двадцать шесть раз промахивался, когда мне подавали мяч для решающего удара. Я терпел одну неудачу за другой, одну за другой. И поэтому я добился успеха. Майкл Джордан, американский баскетболист

Разумеется, поражения своему ребенку не желает никто, но небольшие неудачи могут быть очень полезны, поскольку их можно рассматривать как средство познания мира и самосовершенствования. Нравится нам это или нет, но жизнь полна неудач: позабытые дни рождения, неподнявшееся тесто, вмятина на автомобиле, разбитые коленки... Да, все бывает, и этого не избежать. Ошибки нам не подвластны, но только от нас зависит, как мы станем к ним относиться. Мы не стремимся провалиться, мы лишь хотим учиться и расти. А значит, когда на пути к возможностям нас постигнет неудача, мы должны будем извлечь из нее урок.

Мы двигались к вершине, но на пути сделали ошибку. Так почему бы не рассматривать эту ошибку не как проблему, а как благо? Ведь в этом случае ошибка обернется возможностью чему-то научиться, в чем-то потренироваться, о чем-то рассказать и насколько-то вырасти. Если ошибка — это благо, нас не будет мучить вина за собственное несовершенство. Профессор психологии Стэнфордского университета и автор книги «Мышление: новая психология успеха» Кэрол Дуэк отмечает, что творческое мышление чаще наблюдается у тех детей, которые воспринимают провалы как преодолимые препятствия. Когда у нас дома кто-то совершает ошибку, мы первым делом смеемся над случившимся, а потом пробуем еще раз. Если ребенок не поймал мячик, шутим насчет дырявых рук. Не удался рисунок — дадим новый лист бумаги или позволим исправить ошибку. Если приучить ребенка считать «неудачи» не ошибками, а частью процесса познания, оплошности превратятся для них в возможности для совершенствования. Кроме того, ребенок поймет, что ошибки — это часть жизни, и привыкнет думать о них как о ступеньках к «правильному» результату. Если, совершив ошибку, ребенок не в силах справиться с разочарованием, спросите его: «Что можно сделать, чтобы получилось иначе?» или «Как ты поступишь в следующий раз, чтобы добиться другого результата?» Иными словами, считайте, что ошибка — это не факт поражения, а возможность для роста.

 

6. ПОЛЮБИТЕ ТВОРЧЕСКИЙ БЕСПОРЯДОК

«Делать уборку в доме, где растут дети, все равно что чистить дорожку в снегопад.»

                                                                                                              Филлис Диллер, американская комедийная актриса

Поднимите руку те, кто любит чистоту и страдает, если вокруг царит беспорядок. Вы подняли? Значит, вы попали в хорошую компанию — с вами согласны большинство читателей моего блога. Начав вести блог, я поняла, что чаще всего причиной нежелания работать руками становится страх: после работы останется такой беспорядок! А уж если прольется клей с блестками... Должна признаться, что сама я не боюсь ни клея, ни беспорядка, но хорошо понимаю тех, кто боится. Собственно, зачастую нас пугает не беспорядок как таковой. Страшно подумать, сколько времени придется возиться с уборкой потом, когда все самое интересное закончится. Одна моя подруга недавно запретила у себя в доме краски — у нее трое мальчишек, и они мазали красками абсолютно все, но только не холст и бумагу. Знаю женщину, которая выбросила весь пластилин, потому что у нее везде ковры. Да, конечно, желательно, чтобы дети помогали нам с уборкой, но в этом вопросе они проявляют куда меньше энтузиазма, чем хотелось бы. И все же постарайтесь на миг отбросить свой страх и послушать, что я скажу про беспорядок. Когда ребенок охвачен духом творчества, содержимое корзин летит на пол, диванные подушки превращаются в крепость, а на стол льется пенная струя уксуса с содой. Беспорядок — неотъемлемая часть творчества, и ничего с этим не поделаешь. Мне нравится сравнивать кавардак со шрамами от боевых ран — и то и другое безобразно, но кавардак своим существованием свидетельствует: ребенок воплотил в жизнь все, что задумал, и ему было весело. Когда мои дети хотят поснимать все простыни с кроватей, понастроить крепостей и превратить наш дом в мини-цирк, нередко я первым делом думаю, как бы их побыстрее утихомирить. Но потом я возражаю своему строгому внутреннему критику: мои дочери что-то придумали и теперь хотят удовлетворить свое любопытство и узнать, что получится из их замысла на практике. Кавардак можно обуздать, если поставить ему какие-то разумные границы, но проще всего допустить беспорядок в свою жизнь. Когда ваш ребенок в следующий раз захочет порисовать или разбросать вокруг мешок тряпочных мячиков, освободите ему для этого место (и/или ступайте с ним на улицу). С беспорядком придется смириться, но польза, которую он принесет творческому началу вашего ребенка, перевесит любые временные неудобства. Кавардак приходит и уходит, а творческое мышление остается навсегда.

 

7. ПРИМИТЕ СКУКУ КАК ПУТЬ К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

Скуку лечат любопытством.  Любопытство — неизлечимо. Неизвестный

Скука — прекрасная вещь. То есть не скука как таковая, а то, что она несет с собой. Как-то раз мне выпала возможность задать вопрос Джеду Абамреду, основателю и одному из ведущих научно-познавательной радиопередачи Radiolab. Было это после эфира, когда он говорил о том, как трудно рассказывать о науке. (Если имя Джеда и название его шоу вам ни о чем не говорят, сообщаю, что это невероятно творческий человек, а передача у него уникальная и без преувеличения гениальная. Уж поверьте мне на слово.)

Я спросила, что в детстве больше всего стимулировало его творческое начало. Джед на миг задумался, а потом ответил коротко: «Скука». Первые несколько минут скуки невероятно тягостны, кажется, будто это навсегда. Но проходит немного времени, и вот уже в голову лезут идеи, желания, интересные мысли, вопросы. Посмотрите на ребенка, который преодолел эти первые несколько минут: он читает, напевает себе под нос, разбирает игрушку, разыгрывает истории с маленькими игрушечными человечками, строит город в миниатюре. Мы с дочерью делаем вместе много интересного, но, когда она жалуется на скуку, я предлагаю ей самой найти для себя занятие, потому что знаю: она придумает что-нибудь увлекательное, что-нибудь такое, в чем сольются воедино разрозненные мысли, постоянно занимающие ее маленькую головку. Чтобы удовлетворять любопытство, воображать, строить, экспериментировать и исследовать, ребенку необходимо безделье. Пусть это будет час перед ужином или специально отведенное для игр с воображением время в выходные дни — главное, чтобы ребенок столкнулся со скукой и преодолел ее. Некоторым это кажется очевидным ходом, но я решила упомянуть о нем, потому что сегодня жизнь ребенка слишком часто бывает расписана по минутам и пролетает между школой и спортивной секцией, музыкальными занятиями или танцевальным кружком незаметно для самого ребенка.

Загляните в расписание и найдите время для «ничегонеделанья». Ребенок, которому нечем заняться, остается один на один с собственными мыслями.

 

8. НЕ МЕШАЙТЕ РЕБЕНКУ ПРЕБЫВАТЬ В ПОТОКЕ

Процесс обучения лучше всего идет, когда ребенок вовлечен в работу и получает от нее удовольствие. Кэти Хирш-Пасек,  из книги «Дошкольник учится через игру»

Знаете китайскую пословицу: «Учитель открывает дверь, но войти в нее каждый должен самостоятельно»? Давайте откроем нашим детям двери к самым потрясающим вещам, а потом отойдем в сторонку и понаблюдаем, с каким энтузиазмом они бросятся в процесс познания, практически не нуждаясь при этом ни в подсказках, ни во вмешательстве с нашей стороны. Вспомните случай, когда вы полностью погрузились в какую-либо деятельность (читали, писали, что-то строили, играли в игру) до такой степени, что отвлечь вас было невозможно ничем.

Где это было? Чем вы занимались? Сколько прошло времени, прежде чем вы очнулись? Вспомните подобный момент, и вы поймете, что значит пребывать «в потоке». С концепцией потока нас знакомит знаменитый психолог Михай Чиксентмихайи в  своей книге «Поток: психология оптимального переживания»*. Суть его идеи проста: человек бывает наиболее счастлив тогда, когда всецело погружен в какую-либо деятельность. Если ребенок с головой ушел в свое занятие, заставьте себя отойти и не мешать — пусть дело идет своим чередом. Когда мои девочки заняты — тихо играют, рисуют или пишут, — я стараюсь не отвлекать их разговором и не приставать с вопросами: «А что вы рисуете?» Если ребенок чувствует, что за ним постоянно наблюдают, он может реже проявлять инициативу и тем самым глушить в себе творческое начало. Поощряйте независимость, и вы увидите, что воображение вашего ребенка заработает в полную силу. А вы тем временем налейте себе чашечку чаю и насладитесь минуткой покоя!

 

9. ПОЧАЩЕ БЫВАЙТЕ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ

«Когда я выхожу в сад с лопатой и вскапываю грядку, я ощущаю такое радостное возбуждение и прилив сил, что понимаю, как сильно я обделял себя тем, что позволял другим делать за меня то, что должен был делать сам собственными руками.»

                                                                                      Ральф Уолдо Эмерсон,  американский эссеист, поэт, философ

В книге «Привычка к творчеству» танцовщица и хореограф Твайла Тарп пишет о привычке, которая помогала творить Бетховену: «Он был не особенно здоровым человеком, однако каждый день начинал с одного и того же ритуала: отправлялся на прогулку и на ходу записывал в блокнот любые, самые случайные обрывки мелодий, которые неизменно приходили ему в голову. Прогулявшись, размяв мозги и войдя в некое подобие транса, он возвращался домой и садился за работу». Активный отдых и пребывание на свежем воздухе — важная часть нашей жизни, однако мы не всегда сознаем, как полезны эти занятия для творческого роста. На природе ребенок получает массу сенсорных ощущений и воспринимает мир так остро, как никогда не будет воспринимать его в четырех стенах.

Природа полна чудес  — вот глубокая лужа, оставшаяся после дождя, вот след звериной лапы у тропинки, вот удобное дерево, на которое можно влезть, — и каждое из этих чудес помогает ребенку воспринимать мир по- новому. В такие моменты он открыт, готов устанавливать новые связи и созерцать мир свежим и незамутненным взглядом.

 

10. ОТНОСИТЕСЬ КО ВСЕМУ КАК К ЭКСПЕРИМЕНТУ

Творчество похоже на научные исследования: и в том, и в другом случае мы делаем то, чего никогда не делали прежде. Творческий порыв — это, по сути, эксперимент, и, если этот эксперимент действительно уникален, вы не знаете, каков будет его результат. Тина Силиг, из книги «Разрыв шаблона:  как находить и воплощать прорывные идеи»*

Как-то раз моя двухлетняя дочка заявила, что собирается поставить эксперимент. Я спросила ее, что такое эксперимент, и она ответила: «Ну-у, эксперимент… это... ну, сама знаешь». Гм. Сказав это, она залезла ко мне в кровать, встала во весь рост посередине, плюхнулась в одеяла, вскочила и засмеялась. Не знаю, что в этот миг происходило у нее в голове, но меня случившееся заставило задуматься о составляющих научного метода. Вот они: вопрос (что если я встану посреди кровати, а потом упаду?), собственно эксперимент (падение) и анализ результатов (ух ты, совсем не больно!). Так совершается открытие. Эксперимент можно поставить с чем угодно — нужно лишь услышать вопрос и наблюдение, из которых вырастет желание посмотреть, что будет, если... Задумавшись о солнце, ребенок может начать прорисовывать тени. Восхитившись ритмичностью речи — сочинять песни. Если ребенок начинает расспрашивать вас о пауках, возможно, скоро он отправится на поиски паутины, примется рисовать пауков или читать о них книжки. Одно цепляется за другое, и с каждым новым открытием и экспериментом у него будут появляться новые вопросы. Привычка к эксперименту — отличная вещь, и вот почему. Эксперимент учит ребенка, что к любой задаче можно подойти с разных сторон. Решая задачи, которые сам поставил, ребенок учится самостоятельно мыслить. Эксперимент напоминает родителям, что они не могут знать всего и должны учиться вместе со своими детьми. Из духа эксперимента, исследования, раздвигания границ вырастает инновационное мышление. Возможно, вы еще только готовите место для самостоятельной работы ребенка или составляете список необходимых материалов и инструментов. Но творческому мышлению не нужны идеальные условия и идеальное время. Не поддавайтесь искушению, не говорите себе, что не можете пуститься в творчество и эксперименты прямо сегодня, потому что у вас еще не закуплены все «правильные» материалы или вы не уверены, что сможете успешно помочь ребенку. Не ждите — беритесь за дело. Пусть эта книга станет вам верным другом. Пусть она дает вам заряд уверенности или дарит зерно вдохновения всякий раз, когда вы пытаетесь создать что-то новое. Если все пойдет не так, как вы ожидаете, — не переживайте, это нормально. Ведь творчество — это эксперимент не только для ребенка, но и для вас. А где же и родится исследовательский, экспериментаторский дух, как не там, где ребенок вместе со взрослым пускаются открывать неизведанное?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugolok_dlya_roditeley.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

УГОЛОК РОДИТЕЛЕЙ:

ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО НАЧАЛА У РЕБЕНКА

1. СОЗДАЙТЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА

«Я вижу свою студию садом, в котором все следует естественному ходу вещей. Сначала плод растет, потом созревает. Растения нужно прививать. И поливать.»

                                                                                                                                         Жоан Миро, испанский художник

Творческое начало заложено в человеке самой природой. Быть может, именно выраженные и  разнообразные творческие способности и  есть главный признак, который отличает нас от остальных живых существ. Мы прибегаем к творческому началу ежеминутно — то выбираем наряд (это несложно), то готовим пищу (а это уже труднее). Первый способ создания пространства для творчества заключается в том, чтобы удовлетворить ваши собственные творческие потребности, — ваши, а не ребенка. Что вам нравится больше всего — петь, танцевать, рисовать, разыгрывать сценки? Есть ли у вас на это время? Пусть его будет немного, главное — в первую очередь позаботиться о себе. Когда ребенок видит, что окружающие его взрослые заняты творческой деятельностью, он привыкает к тому, что творчество — не пустая трата времени, а важное дело. Есть и второй способ создать пространство для творчества: обеспечить детям доступ к материалам, инструментам и месту, отведенному для работы. Конечно, главное условие — это доступность материалов и инструментов, но, пожалуй, еще важнее, чтобы у ребенка было достаточно свободного времени для отработки разных идей. Что толку в прекрасно оборудованной мастерской, если у ребенка нет времени хорошенько обдумать и реализовать свой замысел? Дайте ребенку возможность изо дня в день спокойно и без спешки исследовать одни и те же материалы, и он поймет, каковы их свойства и на что эти материалы годятся. Как говорит преподаватель детского сада Парул Чандра, «если давать детям материал всего на один день, они просто не успеют выяснить, что же с ним делать».

2. ПООЩРЯЙТЕ ВОПРОСЫ

Ученый — это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы. Клод Леви-Стросс, французский антрополог

В учебе огромную роль играет умение мотивировать себя. Чуть ли не лучшее, что могут сделать для ребенка родители, — это создать для него пространство, где он будет без опаски ставить вопросы и искать на них ответы. Да, у нас информационный запас больше, чем у детей, но не лучше ли позволить ребенку самому задавать вопросы, а нам — направлять его на пути к открытиям? Если ребенок задает вопросы, значит, тема ему действительно интересна и он хочет узнать об этом больше. Его любопытство следует всячески поддерживать, но не менее важно задавать вопросы и самому ребенку, так, чтобы он задумался поглубже и сделал для себя важные выводы. Чтобы поддержать творческое начало в ребенке, полезно говорить с ним о том, что его интересует, и задавать побольше вопросов. Например, малыш заявляет: «Мне не нравится, как сделана эта щетка». Можно попросить его объяснить: «Что в ней не так?» или «А как было бы лучше?» Такие вопросы побуждают его задуматься и поделиться своими идеями. Впрочем, не все вопросы одинаково полезны. Вопросы, на которые есть только один ответ, — штука рискованная: ребенок может замкнуться, а вы так и не поймете, о чем он думает. Вопросы такого рода предполагают ответ «да», или «нет», или же другой однозначный краткий ответ. Примеры: «Ты рисуешь солнышко?» или «Какого цвета знак “стоп”?» Задавайте ребенку открытые вопросы, и он начнет делиться с вами своими замыслами, примется рассуждать вслух, поймет, что вам интересно узнать, о чем он думает. У вопросов такого рода нет «правильного» ответа. Если немного видоизменить приведенные выше вопросы, то получится: «Что ты рисуешь?» или «А ты замечал, какие дорожные знаки есть на соседних улицах?» Существует несколько разновидностей открытых вопросов, которые заставят ребенка задуматься. Вот некоторые из них. Вопросы о знаниях. Могут начинаться со слов: «Что ты знаешь о...» Например: «Что ты знаешь о деревьях?» Если ребенок чем-то заинтересовался, спросите для начала, что он уже знает об этом предмете. Наблюдение за процессом. Эти вопросы могут начинаться со слов: «Я заметил, что ты...» Например: «Я заметил, что ты смешиваешь белую и зеленую краски» или «Я заметил, что ты склеиваешь трубочки скотчем». Когда ребенок с головой ушел в процесс исследования, полезнее всего говорить о видимой части его деятельности, причем комментировать ее безоценочно и не предлагать собственных объяснений. Описывайте увиденное максимально объективно. Услышав ваш комментарий, ребенок поймет, что вы видите, чем он занят, а вы сможете познакомить его с новыми понятиями и концепциями. Вопросы-рассуждения. Могут начинаться со слов: «Расскажи мне побольше о...» или «А как ты сделал...» Например: «Расскажи, что это за фиолетовая фигура внизу листа?» или «Как ты соединил эти детали?» Постарайтесь воздержаться от каких-либо интерпретаций, по крайней мере явных, и в ответ на вопросы ребенок объяснит вам, какие цели он преследовал.

3. СТАРАЙТЕСЬ СЛУШАТЬ АКТИВНО

Чтобы творческое начало проступило  более явно, взрослым следует больше внимания уделять когнитивным процессам, происходящим в мозге ребенка, а не результатам, которых он достигает в различных областях деятельности и понимания. Лорис Малагуччи, итальянский педагог  и основатель реджио-педагогики

Есть слушание, а есть активное слушание. При активном слушании мы прилагаем особые усилия, чтобы понять, что хочет сказать нам говорящий, и часто повторяем его собственные реплики, перефразируя их. Активное слушание — мощный инструмент, способствующий установлению контакта с детьми и укрепляющий связь ребенка с родителями. Слушающий поддерживает говорящего, давая ему вербальную обратную связь, и вместе с тем выражает уважение к позиции собеседника. Обратная связь указывает на то, что говорящего слушают внимательно; кроме того, для родителей обратная связь — это возможность познакомить ребенка с новыми понятиями или грамматическими конструкциями. Когда ребенок говорит что-то о погоде или делает замечание относительно своего завтрака, собеседник, практикующий активное слушание, может повторить сказанное, но другими словами. Например, ребенок говорит: «Смотри, идет дождь», а собеседник отвечает: «Правда, интересно? Секунду назад светило солнце, а потом как хлынуло». Если сын говорит: «М-м-м, обожаю пиццу», в ответ можно сказать: «Я не знала, что ты так любишь пиццу. Надо будет еще раз ее приготовить на днях». Если дочь говорит: «Смотри, что я нарисовала», собеседник может ответить: «Ух ты, я смотрю, ты смешала красный и желтый, чтобы получился оранжевый». В последнем примере слушатель объективен и комментирует то, что видит, но не говорит о том, что, по его мнению, изображено на рисунке.

4. ПРОЯВЛЯЙТЕ ЛЮБОПЫТСТВО

Если бы это зрелище (звездное небо) можно было наблюдать лишь раз в сто лет... на мысу собирались бы толпы зрителей. Но оно являлось нам едва ли не каждую ночь, в любой год, и потому в окнах горел свет, и люди в домах, верно, ни секунды не задумывались о том, как прекрасно распростершееся над ними небо; они почти каждую ночь имели возможность его видеть и потому, вероятно, так никогда и не увидели. Рэйчел Карсон,  американский эколог, писательница,   из книги «Чувство удивления»

Дети великолепно умеют подмечать детали, и, если мы будем побуждать их к внимательному наблюдению, они станут замечать явления или предметы, которые мы перестаем видеть, став взрослыми. Гуляя пешком или отправившись куда-нибудь на машине, заметьте вслух, как пожелтели и покраснели листья, обратите внимание на показавшийся вдалеке воздушный шар, попросите самого ребенка рассказывать обо всем, что он встретит. Почувствовав ваш искренний интерес к окружающему миру, малыш и сам начнет воспринимать его более остро. Ваша открытость ко всему новому тут же передастся и ему. Внимательно рассматривать можно все, что угодно. Посмотрите, какого цвета и какой формы встающая луна, подробно изучите неспешно ползущую гусеницу, вдохните запах, доносящийся с берега во время отлива. Обра тите внимание ребенка на эти вещи и вместе насладитесь ими. Это может быть нелегко: взрослым бывает трудно остановить свой бег и стать по-детски неторопливыми. Но особое внимание ко всему, что есть вокруг, поможет воспитать в ребенке чувство удивления и любопытство, а значит, пробудит в нем творческое начало.

5. ВОСПРИНИМАЙТЕ ОШИБКИ КАК БЛАГО

За свою карьеру я промазал больше девяти тысяч раз. Проиграл триста игр. Двадцать шесть раз промахивался, когда мне подавали мяч для решающего удара. Я терпел одну неудачу за другой, одну за другой. И поэтому я добился успеха. Майкл Джордан, американский баскетболист

Разумеется, поражения своему ребенку не желает никто, но небольшие неудачи могут быть очень полезны, поскольку их можно рассматривать как средство познания мира и самосовершенствования. Нравится нам это или нет, но жизнь полна неудач: позабытые дни рождения, неподнявшееся тесто, вмятина на автомобиле, разбитые коленки... Да, все бывает, и этого не избежать. Ошибки нам не подвластны, но только от нас зависит, как мы станем к ним относиться. Мы не стремимся провалиться, мы лишь хотим учиться и расти. А значит, когда на пути к возможностям нас постигнет неудача, мы должны будем извлечь из нее урок.

Мы двигались к вершине, но на пути сделали ошибку. Так почему бы не рассматривать эту ошибку не как проблему, а как благо? Ведь в этом случае ошибка обернется возможностью чему-то научиться, в чем-то потренироваться, о чем-то рассказать и насколько-то вырасти. Если ошибка — это благо, нас не будет мучить вина за собственное несовершенство. Профессор психологии Стэнфордского университета и автор книги «Мышление: новая психология успеха» Кэрол Дуэк отмечает, что творческое мышление чаще наблюдается у тех детей, которые воспринимают провалы как преодолимые препятствия. Когда у нас дома кто-то совершает ошибку, мы первым делом смеемся над случившимся, а потом пробуем еще раз. Если ребенок не поймал мячик, шутим насчет дырявых рук. Не удался рисунок — дадим новый лист бумаги или позволим исправить ошибку. Если приучить ребенка считать «неудачи» не ошибками, а частью процесса познания, оплошности превратятся для них в возможности для совершенствования. Кроме того, ребенок поймет, что ошибки — это часть жизни, и привыкнет думать о них как о ступеньках к «правильному» результату. Если, совершив ошибку, ребенок не в силах справиться с разочарованием, спросите его: «Что можно сделать, чтобы получилось иначе?» или «Как ты поступишь в следующий раз, чтобы добиться другого результата?» Иными словами, считайте, что ошибка — это не факт поражения, а возможность для роста.

6. ПОЛЮБИТЕ ТВОРЧЕСКИЙ БЕСПОРЯДОК

«Делать уборку в доме, где растут дети, все равно что чистить дорожку в снегопад.»

                                                                                                              Филлис Диллер, американская комедийная актриса

Поднимите руку те, кто любит чистоту и страдает, если вокруг царит беспорядок. Вы подняли? Значит, вы попали в хорошую компанию — с вами согласны большинство читателей моего блога. Начав вести блог, я поняла, что чаще всего причиной нежелания работать руками становится страх: после работы останется такой беспорядок! А уж если прольется клей с блестками... Должна признаться, что сама я не боюсь ни клея, ни беспорядка, но хорошо понимаю тех, кто боится. Собственно, зачастую нас пугает не беспорядок как таковой. Страшно подумать, сколько времени придется возиться с уборкой потом, когда все самое интересное закончится. Одна моя подруга недавно запретила у себя в доме краски — у нее трое мальчишек, и они мазали красками абсолютно все, но только не холст и бумагу. Знаю женщину, которая выбросила весь пластилин, потому что у нее везде ковры. Да, конечно, желательно, чтобы дети помогали нам с уборкой, но в этом вопросе они проявляют куда меньше энтузиазма, чем хотелось бы. И все же постарайтесь на миг отбросить свой страх и послушать, что я скажу про беспорядок. Когда ребенок охвачен духом творчества, содержимое корзин летит на пол, диванные подушки превращаются в крепость, а на стол льется пенная струя уксуса с содой. Беспорядок — неотъемлемая часть творчества, и ничего с этим не поделаешь. Мне нравится сравнивать кавардак со шрамами от боевых ран — и то и другое безобразно, но кавардак своим существованием свидетельствует: ребенок воплотил в жизнь все, что задумал, и ему было весело. Когда мои дети хотят поснимать все простыни с кроватей, понастроить крепостей и превратить наш дом в мини-цирк, нередко я первым делом думаю, как бы их побыстрее утихомирить. Но потом я возражаю своему строгому внутреннему критику: мои дочери что-то придумали и теперь хотят удовлетворить свое любопытство и узнать, что получится из их замысла на практике. Кавардак можно обуздать, если поставить ему какие-то разумные границы, но проще всего допустить беспорядок в свою жизнь. Когда ваш ребенок в следующий раз захочет порисовать или разбросать вокруг мешок тряпочных мячиков, освободите ему для этого место (и/или ступайте с ним на улицу). С беспорядком придется смириться, но польза, которую он принесет творческому началу вашего ребенка, перевесит любые временные неудобства. Кавардак приходит и уходит, а творческое мышление остается навсегда.

7. ПРИМИТЕ СКУКУ КАК ПУТЬ К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

Скуку лечат любопытством.  Любопытство — неизлечимо. Неизвестный

Скука — прекрасная вещь. То есть не скука как таковая, а то, что она несет с собой. Как-то раз мне выпала возможность задать вопрос Джеду Абамреду, основателю и одному из ведущих научно-познавательной радиопередачи Radiolab. Было это после эфира, когда он говорил о том, как трудно рассказывать о науке. (Если имя Джеда и название его шоу вам ни о чем не говорят, сообщаю, что это невероятно творческий человек, а передача у него уникальная и без преувеличения гениальная. Уж поверьте мне на слово.)

Я спросила, что в детстве больше всего стимулировало его творческое начало. Джед на миг задумался, а потом ответил коротко: «Скука». Первые несколько минут скуки невероятно тягостны, кажется, будто это навсегда. Но проходит немного времени, и вот уже в голову лезут идеи, желания, интересные мысли, вопросы. Посмотрите на ребенка, который преодолел эти первые несколько минут: он читает, напевает себе под нос, разбирает игрушку, разыгрывает истории с маленькими игрушечными человечками, строит город в миниатюре. Мы с дочерью делаем вместе много интересного, но, когда она жалуется на скуку, я предлагаю ей самой найти для себя занятие, потому что знаю: она придумает что-нибудь увлекательное, что-нибудь такое, в чем сольются воедино разрозненные мысли, постоянно занимающие ее маленькую головку. Чтобы удовлетворять любопытство, воображать, строить, экспериментировать и исследовать, ребенку необходимо безделье. Пусть это будет час перед ужином или специально отведенное для игр с воображением время в выходные дни — главное, чтобы ребенок столкнулся со скукой и преодолел ее. Некоторым это кажется очевидным ходом, но я решила упомянуть о нем, потому что сегодня жизнь ребенка слишком часто бывает расписана по минутам и пролетает между школой и спортивной секцией, музыкальными занятиями или танцевальным кружком незаметно для самого ребенка.

Загляните в расписание и найдите время для «ничегонеделанья». Ребенок, которому нечем заняться, остается один на один с собственными мыслями.

8. НЕ МЕШАЙТЕ РЕБЕНКУ ПРЕБЫВАТЬ В ПОТОКЕ

Процесс обучения лучше всего идет, когда ребенок вовлечен в работу и получает от нее удовольствие. Кэти Хирш-Пасек,  из книги «Дошкольник учится через игру»

Знаете китайскую пословицу: «Учитель открывает дверь, но войти в нее каждый должен самостоятельно»? Давайте откроем нашим детям двери к самым потрясающим вещам, а потом отойдем в сторонку и понаблюдаем, с каким энтузиазмом они бросятся в процесс познания, практически не нуждаясь при этом ни в подсказках, ни во вмешательстве с нашей стороны. Вспомните случай, когда вы полностью погрузились в какую-либо деятельность (читали, писали, что-то строили, играли в игру) до такой степени, что отвлечь вас было невозможно ничем.

Где это было? Чем вы занимались? Сколько прошло времени, прежде чем вы очнулись? Вспомните подобный момент, и вы поймете, что значит пребывать «в потоке». С концепцией потока нас знакомит знаменитый психолог Михай Чиксентмихайи в  своей книге «Поток: психология оптимального переживания»*. Суть его идеи проста: человек бывает наиболее счастлив тогда, когда всецело погружен в какую-либо деятельность. Если ребенок с головой ушел в свое занятие, заставьте себя отойти и не мешать — пусть дело идет своим чередом. Когда мои девочки заняты — тихо играют, рисуют или пишут, — я стараюсь не отвлекать их разговором и не приставать с вопросами: «А что вы рисуете?» Если ребенок чувствует, что за ним постоянно наблюдают, он может реже проявлять инициативу и тем самым глушить в себе творческое начало. Поощряйте независимость, и вы увидите, что воображение вашего ребенка заработает в полную силу. А вы тем временем налейте себе чашечку чаю и насладитесь минуткой покоя!

9. ПОЧАЩЕ БЫВАЙТЕ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ

«Когда я выхожу в сад с лопатой и вскапываю грядку, я ощущаю такое радостное возбуждение и прилив сил, что понимаю, как сильно я обделял себя тем, что позволял другим делать за меня то, что должен был делать сам собственными руками.»

                                                                                      Ральф Уолдо Эмерсон,  американский эссеист, поэт, философ

В книге «Привычка к творчеству» танцовщица и хореограф Твайла Тарп пишет о привычке, которая помогала творить Бетховену: «Он был не особенно здоровым человеком, однако каждый день начинал с одного и того же ритуала: отправлялся на прогулку и на ходу записывал в блокнот любые, самые случайные обрывки мелодий, которые неизменно приходили ему в голову. Прогулявшись, размяв мозги и войдя в некое подобие транса, он возвращался домой и садился за работу». Активный отдых и пребывание на свежем воздухе — важная часть нашей жизни, однако мы не всегда сознаем, как полезны эти занятия для творческого роста. На природе ребенок получает массу сенсорных ощущений и воспринимает мир так остро, как никогда не будет воспринимать его в четырех стенах.

Природа полна чудес  — вот глубокая лужа, оставшаяся после дождя, вот след звериной лапы у тропинки, вот удобное дерево, на которое можно влезть, — и каждое из этих чудес помогает ребенку воспринимать мир по- новому. В такие моменты он открыт, готов устанавливать новые связи и созерцать мир свежим и незамутненным взглядом.

10. ОТНОСИТЕСЬ КО ВСЕМУ КАК К ЭКСПЕРИМЕНТУ

Творчество похоже на научные исследования: и в том, и в другом случае мы делаем то, чего никогда не делали прежде. Творческий порыв — это, по сути, эксперимент, и, если этот эксперимент действительно уникален, вы не знаете, каков будет его результат. Тина Силиг, из книги «Разрыв шаблона:  как находить и воплощать прорывные идеи»*

Как-то раз моя двухлетняя дочка заявила, что собирается поставить эксперимент. Я спросила ее, что такое эксперимент, и она ответила: «Ну-у, эксперимент… это... ну, сама знаешь». Гм. Сказав это, она залезла ко мне в кровать, встала во весь рост посередине, плюхнулась в одеяла, вскочила и засмеялась. Не знаю, что в этот миг происходило у нее в голове, но меня случившееся заставило задуматься о составляющих научного метода. Вот они: вопрос (что если я встану посреди кровати, а потом упаду?), собственно эксперимент (падение) и анализ результатов (ух ты, совсем не больно!). Так совершается открытие. Эксперимент можно поставить с чем угодно — нужно лишь услышать вопрос и наблюдение, из которых вырастет желание посмотреть, что будет, если... Задумавшись о солнце, ребенок может начать прорисовывать тени. Восхитившись ритмичностью речи — сочинять песни. Если ребенок начинает расспрашивать вас о пауках, возможно, скоро он отправится на поиски паутины, примется рисовать пауков или читать о них книжки. Одно цепляется за другое, и с каждым новым открытием и экспериментом у него будут появляться новые вопросы. Привычка к эксперименту — отличная вещь, и вот почему. Эксперимент учит ребенка, что к любой задаче можно подойти с разных сторон. Решая задачи, которые сам поставил, ребенок учится самостоятельно мыслить. Эксперимент напоминает родителям, что они не могут знать всего и должны учиться вместе со своими детьми. Из духа эксперимента, исследования, раздвигания границ вырастает инновационное мышление. Возможно, вы еще только готовите место для самостоятельной работы ребенка или составляете список необходимых материалов и инструментов. Но творческому мышлению не нужны идеальные условия и идеальное время. Не поддавайтесь искушению, не говорите себе, что не можете пуститься в творчество и эксперименты прямо сегодня, потому что у вас еще не закуплены все «правильные» материалы или вы не уверены, что сможете успешно помочь ребенку. Не ждите — беритесь за дело. Пусть эта книга станет вам верным другом. Пусть она дает вам заряд уверенности или дарит зерно вдохновения всякий раз, когда вы пытаетесь создать что-то новое. Если все пойдет не так, как вы ожидаете, — не переживайте, это нормально. Ведь творчество — это эксперимент не только для ребенка, но и для вас. А где же и родится исследовательский, экспериментаторский дух, как не там, где ребенок вместе со взрослым пускаются открывать неизведанное?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Десять правил общения с ребенком"

Консультация для родителей "Десять правил общения с ребенком"...

Семинар-практикум для педагогов и родителей на тему "Развитие творческих способностей у ребенка"

“Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.» Б.Асафьев....

Папка для родителей"Десять правил,как научить ребенка слушаться".

Десять правил  в помощь родителям,как научить ребенка слушаться....

Консультация для родителей "Десять правил, как научить ребенка слушаться"

Материал содержит простейшие подходы к воспитанию послушания у детей...