Рекомендации родителям от учителя-логопеда на летний период
консультация (подготовительная группа)

Задания и игры для повторения на летний период

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam_ot_uchitelya-logopeda.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям от учителя-логопеда на летний период.

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.

Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры.

Закрепление звуков в речи –это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!

Также обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

Для того, чтобы наша проделанная  работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т. д.

Упражнения для автоматизации звуков,

1. Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи, тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.

2. Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово, верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!

Упражнения для развития фонематических процессов.

1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «СОМ»? Какой 1, 2, 3)

2. Придумывание слов с определённым количеством звуков.

3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков«К –О –М».

4. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)

5. Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 3 -4 звука.

6. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы в начале, середине, конце слова (Сом, маСка, морС) (Кот, оКно, маК)

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи.

1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады; много это глаза – а один, много это уши – а одно, одна конфета – а шесть … и т. д.)

2. Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.): дом – домик; стул - стульчик

3.- Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький, маленькая куколка, а большая,

4.- Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью, воду наливают, а соль …

5.- Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у коровы -, у слонихи -, у овцы - … и т. д.

6. - Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха меховая, стакан из стекла – стеклянный и т. д.

7. - У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т. д.

8. - Если днём жара, то день жаркий, а если мороз -, ветер -, дождь -… и т. д.

9. Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт»«Шишка большой на ёлке растёт»)

10. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

1. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.

2. Сочиняйте стихи, рифмы.

3. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.

4.Игра в слова«назови все свои игрушки»«придумай слова, которые обозначают транспорт»«назови цвета»«какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну»«вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»

5.Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т. д.

Упражнения на развитие связной речи.

1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.

2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.

3. Расспрашивайте о важных для него событиях.

4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.

5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.

6.Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составление предложений по заданным словам и т. д.

Предлагаю повторить звуки в чистоговорках и стихах.

Задания на лето [Ш]

НАЗЫВАЮ СЛОВА
Вшин-вшин-вшин - назову кувшин.
Ошка-ошка-ошка - называю кошка.
Ушка-ушка-ушка - назову подушка.
Ышка-ышка-ышка - называю мышка.
Ашка-ашка-ашка - назову рубашка.
Ишня-ишня-ишня - называю вишня.
Уша-уша-уша - называю груша.
Шина-шина-шина - назову машина.

ШУБА
Ша-ша-ша - наша шуба хороша.
Шо-шо-шо - в нашей шубе хорошо.
Шу-шу-шу - нашу шубу я ношу.
Ши-ши-ши - в нашей шубе попляши.
Ши-ши-ши - шейте шубы от души.

ПЛЯСОВАЯ
Ша-ша-ша - наша Маша хороша.
Шо-шо-шо - пляшет Маша хорошо.
Шу-шу-шу - я для Маши попляшу.
Ши-ши-ши - ну-ка, Маша, попляши.
Ше-ше-ше - пляшем с радостью в душе.

КАМЫШИ
Ши-ши-ши - зашумели камыши.
Ше-ше-ше - это утка в камыше.
Ша-ша-ша - выплывай из камыша.
Шах-шах-шах - нету утки в камышах.
Ши-ши-ши - что нам шепчут камыши?

МАМА
Ша-ша-ша - мама моет малыша.
Шо-шо-шо - моет очень хорошо.
Ыш-ыш-ыш - будет чистым наш малыш.

                                                            Стихи [Ш]
Хороши у бабушки

Пышки и оладушки.

В шалаше шуршали мышки,
Шелушили мышки шишки.

В летнем душе две лягушки
Лягушатам моют ушки.

Сшил мишутка шубки мышкам,
Чтоб не зябли мышки слишком.

Эй, мышата, не шумите
И под шкафом не шуршите.
Паша наш пример решает,
А шуршание мешает.

Кот шалун сидит на шторе,
Потому что Маша в школе.
Будет Маша после школы
Штопать шелковые шторы.

У моей машины
Новенькие шины.
Я по камешкам качу,
Кого хочешь, прокачу.

Мышки, не мешайте кошке
Ловить мошек на окошке.
Кошка мошку лапкой - хвать!
Лучше кошке не мешать.

Паша тихо шепчет Мише.
Миша шепота не слышит.
Паша, громче пошепчи:
- Миша, уши полечи.

Башмачки и башмаки
Любят длинные шнурки.
Башмаки легко обуешь
И шнуруешь, и шнуруешь.

                                          Задания на лето [Р]

КРОТ
Ра-ра-ра - роет крот нору с утра.
Ро-ро-ро - у крота свое метро.
Ру-ру-ру - любит крот свою нору.
Ры-ры-ры - крот пророет 2 норы.

ИГРА
Ра-ра-ра - вот хорошая игра.
Ру-ру-ру - поиграем мы в игру.
Ро-ро-ро - поиграли, пьем ситро.
Ры-ры-ры - трудно детям без игры.

НОРА
Ра-ра-ра - вот высокая гора.
Ру-ру-ру- вижу чью-то я нору.
Ро-ро-ро - тут оставлено перо.
Ры-ры-ры - кто хозяин у норы?

МАКАР
Ар-ар-ар - на базар пошел Макар.
Ор-ор-ор - он купил себе топор.
Ыр-ыр-ыр - для хозяйки вкусный сыр.
Ёр-ёр-ёр - дочке красочный ковер.
Ир-ир-ир - а для бабушки - кефир.

КОТ МУР-МУР
Ур-ур-ур - у меня есть кот Мур-мур.
Ыр-ыр-ыр - со стола украли сыр.
Ры-ры-ры - не едят коты сыры.
Ор-ор-ор - вороны сели на забор.
Ыр-ыр-ыр - у вороны в клюве сыр.
Рал-рал-рал - вот кто сыр украл.
Ур-ур-ур - прогони ворон Мур-мур.

                                                    Стихи [Р]


На праздничной рубашке 
Розы и ромашки.

Короед грызет кору,
Прогрызает он дыру.

Спит сурок в просторной норке,
У сурка нора на горке.

Рубят дрова
Дровосеки с утра.

Расскажи скороговорку
Про Петра и про Егорку.
Пётр карабкается в гору,
В гости Пётр спешит к Егору.

Жует поросенок
Морковку спросонок.
Барашек баранку
Грызет спозаранку.

Кормит Шурочка
Просом курочку.
Кормит пеструшку
Просом из кружки.

Раскрываю я коробки:
Тут - шурупы, тут отвертки.
Я шурупы закручу
И братишку научу.

                                  Задания на лето [С]

са-са-еа — у Сани коса

са-са-са — в саду оса

сы-сы-сы — у Сани бусы

сы-сы-сы — у осы усы

су-су-су — Соня видит осу j

ac-ac-ac — у нас дома квас

ас-ас-ас — у нас ананас

ос-ос-ос — в саду много ос

ус-ус-ус — у Сони кактус

ус-ус-ус — у Сани новый автобус

ыс-ыс-ыс — Денис пьёт кумыс

са-са-са — расплелась коса

со-со-со — поломалось колесо

су-су-еу — видел я лису

сы-сы-сы — длинные усы

ус-ус-ус — какой уксус

 

У осы не усы, не усищи, а усики.

У маленькой Сани сани едут сами.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Села мышка в уголок, съела бублика кусок.

У Сони коса до самого пояса.

Дайте Сане сок и ананаса кусок.

Соня готовит для нас вкусный квас.

У высокого куста Света видит аиста.

                                               Стихи [С]

В лесу темно, все спят давно. 

Одна сова не спит — на суку сидит.

 Сидел соловей на сосне, 

Заснул и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне,

До сих пор бы сидел на сосне.

 Шел Санёк по суше и сосал сушку.

Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и смирны. (Е. Благинина).

 Санин папа купит сыну снегокат, 

А когда весна настанет — самокат.

 У мамы в сумке сом и сметана. 

Сом — коту, а сметана — Степану.

Сам сказать сумей-ка:

В саду стоит скамейка.

На скамейке сидит кот,

Он нам песенки поёт.

 

Любимому сыну поёт лиса

О том, как синеют небеса.

О том, как след в лесу найти,

Как от охотников уйти.

                                      Задания на лето [Л]

СКАЛА
Ла-ла-ла - вот стоит скала.
Лу-лу-лу - заберемся на скалу.
Ло-ло-ло - ой, куда нас занесло!
Лы-лы-лы - как слезем со скалы?

ФУТБОЛ
Ол-ол-ол - я люблю футбол.
Ал-ал-ал - мяч в окно попал.
Ил-ил-ил - вот так гол забил!
Ал-ал-ал - меня папа наказал.
Ул-ул-ул - посадил в углу на стул.
Алка-алка-алка - себя мне очень жалко.

БАЛ
Ал-ал-ал - у нас будет бал.
Ол-ол-ол - в зале надо вымыть пол.
Ол-ол-ол - в зал поставили мы стол.
Ул-ул-ул - у стола поставим стул.
Ал-ал-ал - вот заходят гости в зал.
Ал-ал-ал - Леонид разбил бокал.
Лу-лу-лу - лежат осколки на полу.
Лы-лы-лы - надо подмести полы.
Ал-ал-ал - ах, какой веселый бал!

ВЕЛИКАН
Ил-ил-ил - великан в пещере жил.
Ыл-ыл-ыл - он большущий очень был.
Ал-ал-ал - стал ему костюмчик мал.
Ол-ол-ол - и к портному он пошел.
ел-ел-ел - сшить костюм портной сумел.

Ла-ла-ла - Мила плачет у стола.
Лу-лу-лу - я возьму метлу.
Лы-лы-лы - вымыли полы.
Ла-ла-ла - я домой ушла.
Ло-ло-ло - как на улице светло.
Лу-лу-лу - стекла осколки на полу.
лу-лу-лу - скачет лошадь по селу.
Лы-лы-лы - эти туфли мне малы.
Ло-ло-ло - мяч попал в стекло.
Ла-ла-ла - туча мимо проплыла.

                                                   Стихи [Л]

Взял я папину пилу.
Палку я пилой пилю.

Луша в школу не ходила,
Полгодочка Луше было.

Под столом клубок лежал.
Лапой кот клубок достал.

Ловит муху мухоловка.
Мух ловить умеет ловко.

Лаяла лайка за дальним селом,
Лайку услышал малыш за окном:
- Милая лайка, больше не лай,
Лаем своим малыша не пугай.

Кот - плутишка, шалунишка.
Ухватил кот лапой мышку.
Плохо было в лапах мышке,
Убежала от плутишки.

Увидала галка
На полу скакалку.
Поскакать хотела,
Только не умела.

На небе полная луна.
За волной бежит волна.
В догонялках при луне
Не догнать волну волне.

У малышки Валеньки
Маленькие валенки.
У большого Леши
Валенки побольше.

Голубые васильки
Ждали летние деньки.
Появились из земли
И в июле зацвели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям от учителя-логопеда на летний период.

Впереди лето, пора отпусков и детского отдыха....

Рекомендации родителям от учителя-логопеда на летний период

на что обратить внимание родителям в летний период...

Рекомендации родителям от учителя-логопеда на летний период

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах....

Рекомендации родителям от учителя-логопеда на летний период

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выр...

Рекомендации родителям от учителя-логопеда на летний период

Рекомендации для родителей по продолжению логопедической работы с ребенком летом....

Консультация для родителей на тему: «Рекомендации родителям от учителя-логопеда на летний период»

Консультация для родителей на тему: «Рекомендации родителям от учителя-логопеда на летний период»...