«Внимательным родителям о развитии речи у ребенка»
консультация

Чмыхова Ольга Борисовна

Не вызывает сомнений тот факт, что знание закономерностей речевого развития детей необходимо для правильного формирования речи. Время обращения за консультацией к логопеду очень индивидуально, так как правильное произношение звуков формируется постепенно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnimatelnym_roditelyam_o_razvitii_rechi.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Внимательным родителям о развитии речи

у ребенка»

Консультация для родителей

Не вызывает сомнений тот факт, что знание закономерностей речевого развития детей необходимо для правильного формирования речи. Время обращения за консультацией к логопеду очень индивидуально, так как правильное произношение звуков формируется постепенно. Не следует вести трехлетнего ребенка к логопеду для устранения недостатков звукопроизношения, потому что даже при нормальном речевом развитии ребенку в данном возрасте «полагается» произносить некоторые звуки неверно. Это явление, называемое «физиологическим косноязычием», совершенно закономерно и обусловлено еще недостаточно сформированным артикуляционным аппаратом. У подавляющего большинства детей процесс овладения звуками заканчивается к пяти годам. На этот возраст и нужно ориентироваться.     А обратить внимание необходимо на связную речь 2,5 – 3-летнего ребёнка: если он ещё не говорит простыми фразами, заменяет целые предложения словами или словосочетаниями, не откладывайте визит к логопеду. И конечно, если в пять лет ребёнок не выговаривает хоть один – два звука, ему необходима квалифицированная помощь.

ПРОСТЫЕ, НО ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

  • Помните, речь взрослого является образцом для ребёнка.                            Многие слова малыш слышит впервые, и как он их воспримет, так и будет произносить. При разговоре с ребенком следите за правильностью своей речи, говорите с ним не торопясь, чётко произносите все звуки и слова спокойным, приветливым тоном. В общении с ребёнком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искажённо, употреблять вместо общепринятых слов усечённые слова.
  • Не заставляйте ребёнка произносить сложный для него речевой материал. Это может привести к заиканию.

 Не нагружайте своего ребенка сложными и непонятными для него словами, старайтесь не заучивать сложные по форме, содержанию и объёму стихотворения, не учите правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности аппарата ему ещё недоступны.

  • Помните, что ваш ребёнок единственный и неповторимый, любите его таким, каков он есть. Не относитесь к его проблемам свысока.

 Не следует передразнивать ребёнка, смеяться над тем как он говорит. От такой реакции взрослого ребёнок замкнётся. Нельзя ругать малыша за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил слово за взрослым. Во время высказывания не перебивайте ребёнка. Дайте ему возможность высказать свои мысли, а затем, запомнив неточности в его речи, укажите на ошибки (дав правильный образец) тактично, в доброжелательном тоне.

  • Поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы.

Не уклоняйтесь от вопросов, задаваемых ребёнком, будьте внимательны к нему. Не отталкивайте его своим резким ответом или молчанием, иначе он замкнётся и больше ни о чём не спросит. Детские вопросы подсказывают вам, что ребёнок открыт для общения. Взрослые должны быть готовы к тому, что придётся отвечать на один и тот же вопрос неоднократно. Будьте терпеливы, объясняя одно и то же, настойчиво двигаясь к намеченной цели. Помогите ребёнку так, чтобы ваши подсказки побуждали его к собственному решению. Если не можете ответить сейчас, пообещайте, что сделаете это в другой раз.

  • Покажите ребёнку «Мир вокруг».

 Разговаривайте с вашим ребенком, когда находитесь рядом с ним обо всём, что его окружает. Общаясь с ним, вы вносите ясность в его впечатления, уточняете значения слов. Ребёнок успешнее всего усваивает язык в тот момент, когда вы слушаете его, общаетесь с ним, разговариваете. Регулярно читайте малышу книги, рассматривайте картинки. Наполняйте его жизнь новыми впечатлениями! И он своим развитием будет только радовать вас.

  • Играйте с вашим ребёнком, в игре развивается речь.

 Предоставьте ребёнку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус и чувствовать различные элементы окружающего мира.

Некоторые виды речевых нарушений у дошкольников

Консультация для родителей

Итак, ваш ребенок зачислен на логопункт ДОУ. Давайте вместе разберемся в ситуации речевой дисфункции и обозначим пути решения поставленных  коррекционных задач. Только  совместные усилия логопеда и родителей, продуманная и планомерная работа даст скорейшие  результаты.

У любого внимательного родителя скорее всего сразу возникнет вопрос, что обозначает «ФФНР» или «НПОЗ», обозначенные в заключении специалистов ТПМПК?  

 В  соответствии с психолого-педагогической классификацией в группе нарушений речи выделяют так называемое фонетическое нарушение речи или нарушение произношения отдельных звуков ( ФНР или НПОЗ) и    фонетико-фонематическое нарушение речи(ФФНР).

При ФНР у ребенка нарушена фонетическая сторона речи в комплексе или какие-либо компоненты фонетического строя речи (только звукопроизношение.звукопроизношение и незначительно звуко-слоговая структура и др.). В данном случае, нарушения произносительной стороны речи обусловлены дефектами звукового оформления и связаны с неправильно сформированными артикуляторными позициями при нормальном физическом слухе  и  нормальном строении артикуляционного аппарата. У ребенка с (ФНР-НПОЗ) может встречаться как нарушение одного звука, так и нескольких одновременно. По проявлению это могут быть пропуски звука, различные искажения. Чаще всего нарушаются: СЗСЬЗЬЦ ШЖЧЩ ЛЛЬРРЬКГХ. Таким образом, преодоление ФНР (НПОЗ) у детей подразумевает под собой систему работы над фонетической стороной речи.

При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений при нормальном слухе и интеллекте.

Согласно психолого-педагогической классификации речевых нарушений ФФНР относится к нарушениям средств общения (наряду с общим недоразвитием речи). Характерными особенностями речи детей с ФФНР являются специфические нарушения звукопроизношения: сложные по артикуляции звуки заменяются простыми, звонкие глухими, свистящие и шипящие заменяются на переднеязычные(ТД). Количество звуков, неправильно употребляемых в речи может достигать и 10-15. Чаще всего страдают свистящие, шипящие, аффрикаты, соноры, заднеязычные. Для ребенка с ФФНР характерно диффузное ( смешанное) произношение звуков- например, вместо С или Ш произносится усредненный вариант- смягченный Ш и т.д. Также характерно нестойкое употребление звуков в речи. При наличии большого количества нарушенных звуков страдает звуко-слоговая структура. Наблюдается общая «смазанность» речи. Для детей с ФФНР характерно неустойчивое внимание, они плохо запоминают речевой материал, допускают ошибки в активной речевой деятельности.

Преодоление ФФНР у дошкольников достигается путём целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического восприятия, других проявлений симптомокомплекса.

Квалифицированной диагностикой речевых нарушений, выбором способов, методов коррекционой работы, собственно коррекцией нарушенных функций, бесспорно, должен заниматься специалист- в данном случае логопед.

 Случается иногда так, что родители, заметив у своего ребёнка искаженные звуки, стараются самостоятельно устранить эти недостатки.  От чего здесь нужно в первую очередь предостеречь родителей?

 Поскольку родители не обладают техникой постановки звука, единственное, что они могут предложить сыну или дочери, - это подражательный способ: «Послушай и повтори за мной…»  Но, не зная, как правильно это сделать, можно добиться искажённого звучания. Отсюда возникают межзубные звуки, боковые варианты звуков, горловое «р». Переучивать потом будет значительно сложнее. Кроме того, акцентируя внимание малыша на том, что он говорит неправильно, но при этом, не предоставляя ему квалифицированной помощи, взрослые рискуют вызвать у ребёнка чувство собственной неполноценности.

 Сразу необходимо отметить, что работа над звукопроизношением- сложная система из нескольких этапов. Сначала подготовительный этап, когда формируется артикуляционный уклад (язык, зубы, губы).  Этот период может быть продолжительным. И вообще, время постановки звука зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и может длиться от нескольких месяцев до года. Не менее ответственна и работа над фонематическим восприятием.

А если выявлены органические нарушения, тогда процесс их устранения будет более длительным. В любом случае родителям необходимо запастись терпением, не ждать быстрых результатов и довести курс коррекции произношения до конца. И что не менее важно активно участвовать в коррекции и выполнять советы и задания логопеда.

        Как свидетельствует практика, у многих детей дефекты произношения по различным причинам остаются неисправленными, даже в школе. Со временем это приводит к тому, что дети не в состоянии освоить правильное грамотное письмо, осознанное чтение, начинают испытывать трудности в обучении.

Коррекционная работа по преодолению ФФНР, ФНР(НПОЗ) направлена на:

      *формирование произносительных навыков * развитие фонематического восприятия;

       * развитие навыков звукового анализа и синтеза

       * обогащение активного словаря в процессе ознакомления с окружающим и т.д.

 Формирования произносительных навыков предполагает

         * развитие артикуляционной моторики;

         * постановку звуков;

·        * автоматизацию звуков в отражённой, сопряжённой, самостоятельной

             речи по схеме: слог – слово – словосочетание – чистоговорки ( слоги +

             слово) – фраза – чистоговорка (слоги + фраза) – скороговорка –

           стихотворение – пересказ –диалог, рассказ (самостоятельная речь).

 Развития фонематического восприятия предполагает формирование следующих умений и навыков:

          *  выделение звуков из ряда других звуков;

         * дифференциация звуков (речевые – неречевые; гласные – согласные,

            твердые – мягкие согласные, глухие – звонкие согласные);

          * звуко-буквенный анализ и синтез в процессе обучения грамоте:

              знакомство и узнавание букв, определение позиции звука, буквы в

              звукосочетании, буквосочетании, слоге, слове;

            *развитие слоговой структуры слова.

Применяемые  методы коррекции (игра – основной метод):

              * практические (игровые подражательно-исполнительные упражнения,

конструирование, моделирование);

               * наглядные (наблюдение, воспроизведение);

                * словесные (рассказ, пояснения).

Примеры игровых упражнений:

«Будь внимателен, поймай звук»,  «Где звук?», «Поймай звук» ,

«Исправь ошибку в   слове», «Слово рассыпалось», «Буква заблудилась»

«Скажи медленно по звукам», «Подружи звуки», «Собери звуки в слово»

«Испорченный телефон», «Телеграф», «Прохлопай, прошагай, прощёлкай слово»

«Какой звук спрятался во всех словах?», «Какое слово лишнее?»

«Подружи буквы», «Найди место звука в слове»

Что можно порекомендовать заинтересованному родителю в помощь:

  1. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. М., 2005.
  2. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М., 2000.
  3. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. СПб., 2004.
  4. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2005.
  5. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. М., 2003
  6. КомароваЛ.А. »Автоматизация звука в игровых упражнениях», М. 2009
  7. Жихарева-Норкина Ю.Б. (дом. тетрадь для логопедических занятий) М.2009
  8. Спивак Е.Н.» Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет» М. 2007
  9. Османова Г.А., Перегудова Т.С.» Вводим звуки в речь»(картотека), СПБ, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние речи родителей на развитие речи ребенка"

о том,как именно речь родителей связана с развитием языка их ребенка...

Советы логопеда. Влияние речи родителей на развитие речи ребенка

ВЛИЯНИЕ РЕЧИ РОДИТЕЛЕЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА...

Консультация для родителей «Ознакомление родителей с развитием речи ребенка раннего возраста в онтогенезе (норма и «группа риска»)»

Ознакомление родителей с развитием речи ребенка раннего возраста в онтогенезе (норма и «группа риска»)...

Консультации для родителей «О роли родителей в развитии речи ребенка»

Достаточно часто приходится слышать от родителей подобного рода высказывания с нотками неудовольствия и раздражения. А откуда берётся «каша во рту?» Как самостоятельно помочь малышу овладе...

Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в развитии речи ребенка»

Консультация для родителей на  тему: «Роль родителей в развитии речи ребенка»...

Консультация для родителей. "О роли родителей в развитии речи ребенка". Май 2020г

laquo;Каша во рту» может быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы ...

Консультация для родителей "Роль родителей в развитии речи ребенка"

Данный информационный материал предназначен для родителей детей, имеющих задержки в речевом развитии.Здесь вы найдете ответы на вопросы, как развивать речь ребенка, какие игры будут самыми полезными и...