КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
материал

Шишкина Татьяна Борисовна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_otd.docx90.8 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Тема «Детские подвижные игры дома: традиции и современность».

Цель-результат: помочь родителям  осознать значимость игры в жизни ребенка; способствовать овладению способами управления игровой деятельностью детей; расширить знания родителей в области игровой деятельности (старинные, современные игры).

Краткое содержание консультации

Сегодня уже мало кто помнит те игры, в которые играли наши бабушки и дедушки. Между тем эти игры очень полезны для здоровья, так как в них требуется постоянное движение, так как они проходят
на улице. Особенно хорошо в них играть в скверах, на лужайках, специальных игровых площадках. Правила предложенных игр незамысловаты, поэтому в них легко внести различные изменения, добавить азарта. В эти игры могут играть как дети, так и взрослые. Может, кто-нибудь даже вспомнит свое детство.

«ШАРОВКИ».

Две команды: одна в «поле», а вторая бьет по шарику шаровкой (битой). Основная цель тех, кто бьет
по шарику, – чтобы он улетел дальше и чтобы его не поймал игрок из «полевой» команды. Если соперники ловят шарик или шаровку, то команды меняются местами.

«ГОРОДКИ».

Чертят квадрат, в котором выстраивают «городки» из круглых брусочков. «Городки» могут быть любой формы. Каждый игрок по очереди кидает палку и старается сбить «городок». Если «городок» сбит, считают, сколько брусочков вылетело из зоны квадрата. Они и приносят очки. Потом палка передается другому игроку, и он выполняет то же самое. В случае, если игрок промахнулся, он должен передать палку (биту) следующему. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

«БАБКИ».

Игра «Бабки» аналогична вышеуказанной игре «Городки», но вместо круглых брусочков используют «бабки», которые ставятся стопкой. (Бабки – это части позвоночника крупных домашних животных, чаще крупного рогатого скота, обычно размером с монету.)

«ПОДСТЕНКА» или «ПРИСТЕНОК».

Дети (не более четырех) встают друг за другом, лицом к стене. Первый игрок бросает мяч в стену, стоящий за ним ловит. Поймав мяч, он бросает его в стену, а первый игрок ловит. Затем первый снова бросает мяч, но так, чтобы, отскочив от стены, он долетел до третьего игрока. Третий ловит его и бросает так,
чтобы, отскочив от стены, он перелетел через головы всех играющих и достиг четвертого игрока, который должен поймать мяч. Тот, кто не поймал мяч, выходит из игры. После этого играющие меняются местами: первый встает последним, второй – первым и т. д. Игра заканчивается, когда все играющие выполнят роль водящего.

Новое – это хорошо забытое старое, известная истина. Незаслуженно забытые старые игры, в которые играли наши дедушки и бабушки, могут быть не менее увлекательными, чем современные компьютерные стратегии. Они подарят вам спортивный азарт, возможность проявить ловкость и смекалку в реальной жизни, а не на экране монитора. Кроме того, у вас есть заманчивая перспектива стать чемпионом двора
по «городкам» или «бабкам»!

«ЧИЖ».

Понадобятся чиж и две палки. (Чиж – это короткая палочка с заостренными концами.) На земле чертят круг диаметром 1 м – кон, в центре кладут чиж и определяют поле, куда следует направлять полет чижа.

Играют двое. Один из играющих (метальщик) ударяет палкой по заостренному концу чижа, стараясь выбить его в поле (можно сначала подбросить его вверх, а потом вторым или третьим ударом выбить подальше). Если метальщик промахнется или чиж ляжет слишком близко от кона (на расстоянии меньше, чем длина палки), он может повторить удар, но после третьего промаха меняется с водящим ролями. Второй игрок – водящий – старается поймать чиж на лету или задержать его палкой и с того места, куда упадет чиж, ударом палки забросить его обратно в кон. Метальщик препятствует этому, стараясь отбить чиж
и снова направить его в поле. Если чиж попадет в круг или водящий поймает его на лету, игроки меняются ролями.

Литература

Касаткина, Е. И. Игра в жизни дошкольника / Е. И. Касаткина. – М. : Дрофа, 2010. – 176 с.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Тема «Как воспитывать девочку».

Цель-результат: помочь родителям в воспитании дочери, показать существенные различия в воспитании девочек и мальчиков.

Краткое содержание консультации

Перед родителями разнополых и однополых детей встает очень важный вопрос: «Одинаковым ли должно быть воспитание мальчиков и девочек?»

Существенные отличия девочек от мальчиков:

⮚ У девочек выше кожная чувствительность, то есть их больше раздражает телесный дискомфорт
и они более отзывчивы на прикосновения.

⮚ Девочки более чувствительны к шуму.

⮚ Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «сокровища» (кукол, тряпочки, украшения) и играют в ограниченном пространстве; им достаточно маленького уголка.

⮚ Для девочек важно, кто их оценивает и как, то есть они более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми; им необходимо знать, какое они произвели впечатление.

⮚ Девочки часто во что бы то ни стало стремятся отстоять свое мнение.

⮚ Девочки чаще подвержены эмоциональному истощению.

⮚ Девочки более устойчивы, приспособляемы к изменяющимся условиям.

Самые распространенные ошибки в воспитании девочек:

⮚ Недостаточный контакт с матерью в детстве нелучшим образом влияет на формирование чувства собственного достоинства и способности любить: «Я никому не нужна, никто меня не полюбит, если меня не любит даже мама».

⮚ Ограничение физического контакта отца с дочерью может привести к формированию установки:
«Я не понравлюсь ни одному мужчине, ведь даже папа не хочет побыть со мной».

⮚ Суровое наказание за участие в драках, мальчишеских играх и т. д. из опасения, что девочка может вырасти неженственной, грубой, агрессивной и т. п., не сможет предотвратить возможное проявление указанных черт.

⮚ Представление, что девочка обязательно должна быть послушной, безропотной, тихой, часто приводит к тому, что она будет испытывать в будущем психологический и физический дискомфорт, не пытаясь что-то изменить.

⮚ Частые объяснения типа «ты же девочка, поэтому должна…» приводят к тому, что у дочери пропадает всякое желание принадлежать к женскому полу, и она стремится стать как мальчик.

Для достижения здоровой гендерной идентичности необходимы теплые и близкие отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям нужно демонстрировать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.

Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это надо с уважением и благожелательно, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.

Уважая личность дочери, демонстрируя одобрение ее поступков, родители формируют ее позитивную самооценку.

У мамы и дочери должны быть свои «женские секреты»: мама должна находить время для уединенных бесед с дочерью, сделав их ритуалом.

Настоящая забота друг о друге показывается через уважение к старшему поколению.

Мама должна привлекать дочь к женским домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

Литература

Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. – М. : Линка-Пресс, 1998. – 184 с.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Тема «Как воспитывать мальчика».

Цель-результат: помочь родителям в воспитании сына; показать существенные различия в воспитании мальчиков и девочек.

Краткое содержание консультации

У мальчиков обычно есть особые потребности, которые менее важны для девочек, а у девочек есть особые потребности, менее важные для мальчиков. Конечно, главная потребность для тех и других – любовь. Но любовь может выражаться по-разному. Любовь родителей, в первую очередь, проявляется через доверие и заботу.

Доверять – значит признавать, что у ребенка все в порядке. Это вера в то, что ребенок может успешно учиться на собственных ошибках. Это готовность позволить жизни идти своим чередом, веря, что, в конце концов, все будет хорошо. Доверять ребенку – значит верить, что он всегда делает лучшее, на что способен, даже если на первый взгляд кажется, будто это не так. Доверять – значит давать малышу свободу и пространство для самостоятельной деятельности.

Задача родителей – проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.

Для того чтобы мальчик заботился об окружающих, его действия необходимо поощрять. Нужно ясно дать ему понять, что он способен радовать своих родителей и радует их. Если мальчику удается доставить родителям радость, это служит для него мотивацией, чтобы и дальше вести себя соответствующим образом; в противном случае мальчик становится слабым и перестает заботиться об окружающих. Позитивное поощрение правильного поведения служит для ребенка дополнительным подтверждением его успеха.

⮚ Папам в общении с сыном следует сдерживать эмоции, которые могут подавить его мужское начало (разговаривать не на повышенных тонах, спокойно).

⮚ Мальчикам часто не хватает положительной мотивации: нужно не ЗАПРЕЩАТЬ, а РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок.

⮚ Надо разрешать мальчикам проявлять свою эмоциональность, например, плакать, так как это естественно.

⮚ Мамам мальчиков нужно доверять мужской интуиции пап: они ЧУВСТВУЮТ, как нужно воспитывать мужчину.

⮚ Мальчикам нужно организовывать РЕЖИМ и дисциплину: это формирует их ответственность.

⮚ Обязательно поощрять желание делать мужскую работу по дому.

⮚ Учить доверять, формируя тем самым ОПЫТ социального доверия.

⮚ Использовать юмор в общении для снижения агрессивности и страха перед ответственностью.

⮚ Обязательно должен присутствовать физический контакт – для повышения самооценки.

⮚ Мальчик – это БУДУЩИЙ муж, защитник и т. д.

⮚ Мама ЗАБОТИТСЯ, а папа ФОРМИРУЕТ мужчину.

Литература

Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. – М. : Линка-Пресс, 1998. – 184 с.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Тема «Поощрение и наказание в семье».

Цель-результат: способствовать психолого-педагогическому просвещению родителей (информирование о поощрениях и наказаниях в семье, осознание и принятие правил наказания и поощрения).

Краткое содержание консультации

Вопрос о поощрениях и наказаниях ребенка представляется крайне важным в воспитательной стратегии семьи. 

Правила поощрения:

Человеку в день нужно не менее восьми «поглаживаний» (похвала, одобрение, выражение доверия, ласковое и ободряющее прикосновение и т. п.), желательно разных по способу и степени проявления. 

Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок к дню рождения. Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закреплять положительное для родителя поведение детей), они должны быть четко увязаны с действиями ребенка.

Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятерку теряет свою поощрительную функцию.

Надо обязательно хвалить детей утром и перед сном. Не забудьте похвалить ребенка с утра, чтобы создать для него «ситуацию успеха» на весь день! Не допускайте, чтобы ваш ребенок засыпал обиженным и в слезах – похвала на ночь позволит ему хорошо выспаться и восстановить силы. 

Передозировка похвалы вредна. Поэтому выделяют ограничители: не хвалить ребенка за то, что достигнуто не его трудом (красота, здоровье и т. д.), за исключением случаев наличия у ребенка физического недостатка или комплексов неполноценности; не хвалить больше двух раз за одно и то же; не хвалить
из жалости; не хвалить из желания понравиться. Но обязательно хвалить за малейшую попытку самосовершенствования. 

Правила наказания:

Наказывая, подумайте: зачем, для чего? 

Наказание не должно вредить здоровью. 

Если есть сомнения, наказывать или нет, – не наказывать! Не должно быть наказаний «на всякий случай», даже если кажется, что вы ведете себя слишком мягко.

За один раз можно наказать только за один проступок.

Запоздалое наказание не должно применяться.

Наказан – значит прощен.

Любое наказание не должно сопровождаться унижением или рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка. 

Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием. 

Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко. 

⮚ Нельзя использовать в качестве наказания физическую или умственную работу. 

Нельзя наказывать лишением любви! 

Литература

1. Амонашвили, Ш. А. Баллада о воспитании. Истинное воспитание ребенка – в воспитании самих себя /
Ш. А. Амонашвили. – Артемовск : Лаборатория гуманной педагогики, 2008. – 172 с.

2. Новый взгляд на родительские собрания. Встреча партнеров / авт.-сост. Е. А. Кудрявцева, О. Б. Балберова. – Волгоград : Учитель, 2016. – 143 с.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Тема «Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста».

Цель-результат: содействовать просвещению родителей в области речевого развития детей среднего дошкольного возраста; показать особенности речевого развития, методы и приемы формирования речи
детей.

Краткое содержание консультации

Главное направление развития речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, освоении способов словообразования; взрыв словесного творчества. Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета («мяч – это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением – мебель, одежда, обувь и т. п.).

Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, то есть все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:

– неправильное произношение шипящих и сонорных звуков;

– недостаточно развитая интонационная выразительность:

– недостатки в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа). Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднение. Большинство детей не владеют
в достаточной степени умением строить описание и повествование, нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связать между собой предложения и части высказывания.

ПОМНИТЕ!  

⮚ Речевой навык не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (прежде всего родителей), то есть овладение речью находится в прямой зависимости
от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.  

⮚ Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе,
неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.  

⮚ Ребенок 4–5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени.
Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Лучше обратиться за помощью к логопеду.

⮚ Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере привлекайте внимание малыша к окружающему.

Литература

Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 1981.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Тема «Как отвечать на детские вопросы?».

Цель-результат: обратить внимание родителей на значение детских вопросов в развитии любознательности ребенка; дать рекомендации, как правильно отвечать на детские вопросы.

Краткое содержание консультации

Всем хорошо известно, что дети любят задавать вопросы. «Почему? Зачем? Как?» – сколько таких вопросов вы слышите в течение дня? «Дед Мороз настоящий? Кто придумал воду? А где живут феи? А почему небо синее?» Такими вопросами дети заводят вас в тупик. С одной стороны, вы не знаете, как правильно, доступно объяснить ребенку, а с другой – не хотите лишить его детских иллюзий и радостей. Что же вы делаете? Иногда вы отвечаете детям, иногда отмахиваетесь, забывая о том, что оставлять их без ответа нельзя, но и отвечать нужно с умом. 

Конечно, проще ответить: «Потом, мне некогда» или «Я не знаю». Однако подумайте: ребенок хочет узнать что-то новое об окружающем мире. И в этой ситуации вы должны понимать, что удовлетворить детскую любознательность могут лишь взрослые.

Если вы отмахнетесь раз, другой, третий, то ребенок почувствует себя ненужным. А подобное развитие событий грозит развитием комплекса неполноценности. Так что отложите дела, заботы и разъясните ребенку то, чем он интересуется. Если же вы заняты очень важным делом, скажите, что обязательно ответите
на его вопрос сразу после того, как освободитесь. И не забудьте сдержать свое обещание! Говорите спокойно, просто и уверенно. Если чего-то не знаете или просто забыли, не стесняйтесь заглянуть в книгу. Еще лучше найти ответ на вопрос в книге вместе с ребенком; тем самым вы решаете еще одну важную задачу – приобщения детей к книге, источнику знаний.

Сейчас существует огромное количество детских энциклопедий, дающих доступные ответы на бесконечные вопросы ребенка.

⮚ К любому вопросу своего ребенка нужно относиться с уважением и вниманием, не отмахиваясь
от него. Внимательно выслушайте вопрос, проанализируйте его; постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том явлении, предмете, о котором он спрашивает.

⮚ Поощряйте стремление ребенка спрашивать. Попытайтесь вступить в диалог. Задайте вопросы:
«А как ты думаешь?» или «Как ты это понимаешь?», «Как ты можешь это объяснить?»

⮚ Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка; развивайте любознательность, наблюдательность, логику.

⮚ Всегда помните, что ваш ответ типа «подрастешь – узнаешь» может отбить у детей желание познавать мир. А брошенная фраза вроде «ты такой большой, а задаешь глупые вопросы» формирует у детей предубеждение к своим вопросам: им будет казаться, что если они зададут еще один вопрос, то продемонстрируют свою глупость.

⮚ Ни в коем случае не отвечайте на вопросы детей в насмешливой форме, отговариваясь какой-нибудь бессмыслицей. Если вопросы каверзные, все равно не лгите. Не нужно сложных слов и долгих рассуждений. Ребенок ничего не поймет, и тогда на вас либо сойдет целая лавина новых вопросов, либо он потеряет интерес к данной теме и учению в целом.

⮚ Всегда помните, что ваш ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям и наблюдениям. 

⮚ Свои вопросы дети задают только тем, кого любят и кому доверяют. Гордитесь, что ваш ребенок задает вопросы именно вам.

Литература

Загик, Л. В. Воспитателю о работе с семьей : пособие для воспитателя детского сада / Л. В. Загик, Т. А. Ку-ликова, Т. А. Маркова [и др.] ; под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М. : Просвещение, 1989. – 192 с.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Тема «Детские интересы – как их развивать?».

Цель-результат: помочь родителям осознать необходимость развития детских интересов.

Краткое содержание консультации

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», – писал классик отечественной психологической науки Л. С. Выготский.

Интерес – это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Отсутствие же или их бедность делает его жизнь бессодержательной. Такой ребенок чаще всего скучает и ничего не делает. Интересы тесно связаны со всеми сторонами психического развития ребенка: мышлением, вниманием, волей, памятью, эмоциями.

То, что увлекает, заставляет размышлять, сосредоточиться, легче запоминается, вызывает эмоции (удивление, удовольствие, страх, негодование, тревогу и т. д.). Чем младше ребенок, тем большую роль играет интерес в мобилизации его умственной активности, организации деятельности, поведения, стремления к добыванию знаний. Интерес регулирует поведение ребенка.

Не стремитесь объяснять и рассказывать детям обо всем, что они видят на прогулках, экскурсиях и по телевизору. Для развития интереса ребенка целесообразнее возбуждать его познавательную активность, стимулировать появление у него вопросов, стремление находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений. Например, вы с ребенком прогуливаетесь в лесу: предложите ему определить, что изменилось
в лесу со времени последней прогулки; задать вопросы и придумать загадки о том, что он видит; вспомнить и прочитать строки из выученных ранее стихотворений о природе.

Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Благодаря приему сравнения предметов, явлений действительности ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым. Так, на улицах города ребенку можно предложить сравнить разные виды транспорта (автобус, грузовую и легковую машины).
А вечером, возвращаясь из детского сада, вспомнить, каким было небо утром, отметить изменения. Побуждая ребенка к сравнению, мы повышаем его наблюдательность, обеспечиваем более активное и сознательное усвоение знаний.

В дошкольном возрасте детей привлекает все новое и необычное. Но это не значит, что для развития интереса ребенка родители постоянно должны сообщать ему новую информацию. Важно возбуждать интерес к привычным для него предметам. Например, предложите понаблюдать за одуванчиками. Сколько интересных открытий сделает ребенок! Он отметит, что одуванчик поворачивается за солнцем, а вечером закрывается; что на запах цветка слетается много насекомых; что семена растения легкие, как парашютики.

Познавательный интерес дошкольника отражается в играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Например, ваш сын интересуется транспортом: приобретите соответствующие игрушки, помогите развернуть игру, время от времени принимайте в ней участие, поддерживайте беседы на эту тему.

Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную
помощь в случае трудностей, положительно оценивают достигнутые результаты. Все это развивает познавательные интересы и любознательность ребенка. Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности; желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес, в основе которого – активная мыслительная деятельность. Таким образом формируется способность к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, самостоятельность при решении умственной или практической задачи.

Литература

Поддьяков, Н. М. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Н. М. Поддьяков. – М. : Просвещение, 1998.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Тема «Телевидение, видео, компьютеры: плюсы и минусы».

Цель-результат: просветить родителей в области влияния телевидения, видео, компьютеров на развитие ребенка; показать положительные и отрицательные стороны воздействия современных технических средств на психическое и физическое здоровье малышей.

Краткое содержание консультации

Телевидение, видео, компьютеры вошли в нашу жизнь, и большинство из нас не желает расставаться
с ними. Поэтому важно научиться правильно пользоваться ими и приучить к этому детей.

Телевидение, видео и компьютер – важные современные средства, которые способны помочь развитию ребенка: его творческих способностей, интеллектуальной сферы.

Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и моторики детей. В любых играх, от самых простых до сложных, необходимо учиться нажимать на определенные кнопки, что развивает мелкую моторику. Действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается зрительно-моторная координация.

– С какого возраста можно подпускать ребенка к компьютеру? Сколько времени должен находиться ребенок за компьютером?

Исследования ученых показывают, что компьютер становится доступен пониманию ребенка примерно с 5 лет. Если вы решили, что ваш ребенок уже в 3 года может пользоваться компьютером, необходимо знать временные ограничения. По мере утомления в процессе общения с компьютером психическое состояние и поведение детей изменяются по-разному: могут появиться неуверенность, тревожность, ухудшиться настроение, появиться негативные мысли, страх перед компьютером, замкнутость.

Если телевизор или компьютер не мешают ребенку нормально развиваться, общаться со взрослыми
и сверстниками, гулять, заниматься физкультурой, то причин для беспокойства нет. Если мешают, то взрослым стоит задуматься. Дело не только в том, что неподвижное сидение на диване не делает ребенка физически крепким и здоровым: таким образом невозможно научиться самой главной вещи – общению.

⮚ Никогда не предлагайте просмотр телевизора вместо живого общения.

⮚ Не делайте телевизор участником семейных сборов: обедов, ужинов и по возможности будних ве-
черов.

⮚ Не используйте телевизор в детской в качестве фона.

⮚ Если малыш хочет посмотреть «что-нибудь», то убедитесь в соответствии программы его возрасту.

⮚ Ребенок 4–5 лет нуждается в комментариях: смотрите вместе и рассказывайте малышу о происходящем на экране.

⮚ Будьте осторожны: жестокость и агрессия могут негативно повлиять на детскую психику.

⮚ Научите ребенка не принимать все происходящее на экране на веру: объясните, что реальность может отличаться от экранного изображения.

⮚ Если ребенок увидел по телевизору что-то страшное, поговорите с ним, успокойте.

⮚ Уделяйте больше внимания ребенку – работа подождет.

⮚ Дарите ребенку больше общения и научитесь ему доверять.

⮚ Станьте ему лучшим другом.

⮚ И пожалуй, самое главное – разнообразьте жизнь ребенка яркими впечатлениями.

Если грамотно и правильно научиться пользоваться телевизором, видео, компьютером, то они подарят ребенку много незабываемых мгновений, замечательных открытий. Главное – найти золотую середину.

Литература

Бойд, К. Воспитание малышей и дошкольников / К. Бойд, К. М. Осборн, С. Гинзберг. – М. : Терра-Книжный клуб, 2001.

Памятка для родителей

ЕСЛИ РЕБЕНОК ДЕРЕТСЯ

Уважаемые папы и мамы! Наверняка вы сталкивались с такой проблемой, когда ваш ребенок дерется. Гораздо более типичным такое поведение является для мальчиков. Вероятно, это объясняется целым комплексом причин: мужские гормоны, ожидаемые модели поведения, грубые игры. Девочки чаще выражают свою агрессию словом, выражением презрения, «отлучением» от себя. Прежде чем что-либо предпринимать, убедитесь, что это именно проявление агрессивности, а не просто игра или неумение объяснить свои желания. Дети видят
модели такого поведения на улице, в популярных телепередачах и переносят некоторые действия в свои игры. Многие дошкольники еще не в состоянии полностью контролировать сильные чувства и ведут себя импульсивно, не могут осознать все возможные последствия своих действий. Можно и нужно научить детей действовать по-разному в разных обстоятельствах: там, где это необходимо, уметь защитить себя или уйти от драки. Как предотвратить проблему, как справиться, если проблема уже есть?

⮚ Ограничьте время просмотра боевиков и сериалов подобной тематики, если не можете исключить их полностью.

⮚ Дайте ребенку возможность для естественного конструктивного выхода энергии: не запрещайте бегать, кататься на велосипеде и роликах, строить дома из стульев и т. п.

⮚ Пусть дома будет что-то вроде боксерской груши.

⮚ Если дети начинают драться или бороться в неподходящее время, скажите им: «Сейчас наступило время спокойно играть (собираться на прогулку, готовиться к обеду), а после вы сможете побороться, только возьмите матрац».

⮚ Договоритесь с ребенком о некоторых правилах борьбы: не ставить подножку, не бить ногами и т. п.

⮚ Если ребенок отбирает игрушки и вещи у других, действуйте методом логических последствий: «Если ты отберешь игрушку у Кости, к чему это при-
ведет?»

⮚ Помогите ребенку осознать свое поведение. Как можно чаще, когда ребенок спокоен, давайте ему знать, что его поведение исправляется: «Видишь, ты можешь без кулаков объяснить другим, чего хочешь, и дети понимают тебя. Наверно, сейчас ты гордишься собой».

Памятка для родителей

ЕСЛИ РЕБЕНОК ИСПЫТЫВАЕТ СТРАХИ

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Что такое страх, знает каждый.
У детей он может проявляться по-разному и с разной силой. Страх является сигналом, который подает организм в ответ на какую-то опасность, реальную или кажущуюся. Чувствуя страх, человек начинает искать способ избежать опасности, защититься. Получив необходимую защиту, успокаивается, расслабляется, его страх исчезает.

Страхи возникают потому, что у дошкольников сильно развито воображение,
и потому, что в этом возрасте они начинают устанавливать причинно-следственные связи, например: «Если темно – не видно опасности, а если ее не видно – я не смогу защитить себя». Дети переживают период конфликта с собой, когда они уже хотят быть независимыми и в то же время им еще нужна защита взрослого.

Некоторые одаренные дети испытывают повышенный страх потому, что у них сильно развиты воображение, интеллект. В их голове возникают самые удивительные взаимосвязи, и в то же время правильно относиться к ним ребенок еще не умеет.

Страх перед чудовищами может представлять собой проявление повышенной тревожности ребенка.

У детей раннего возраста страхи могут развиваться вследствие того, что мир для них все еще остается непонятным. Переживать страх – это нормально, если только он не мешает ребенку играть, заводить друзей и быть самостоятельным (в разумных пределах). Как предотвратить проблему, как справиться, если проблема уже есть?

Создайте у ребенка ощущение безопасности. Это можно сделать, соблюдая режим, находя время для общения с ним.

Относитесь с участием ко всем чувствам малыша, даже если вам не нравится, как он себя ведет: «Я вижу, ты испугался. Думаю, я тоже испугался бы этой большой собаки».

Разными способами помогайте ребенку выразить свои страхи и опасения. Для этого можно поговорить о них, нарисовать их, сочинить страшные истории и записать.

Почитайте книжки, лучше всего традиционные сказки, в которых говорится
о том, как героям удалось преодолеть трудности и спастись от опасностей.  

Не поддавайтесь соблазну сказать что-то вроде «нечего тут бояться».

Никогда насильно не заставляйте ребенка делать то, чего он боится.

Старайтесь поддержать ребенка: «Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь позвать меня».

Памятка для родителей

АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые папы и мамы! Помните, что от соблюдения вами профилактических и предохранительных мер зависит безопасность вашего ребенка!

Адрес и номер телефона учите с ребенком с самого раннего возраста.

Будьте терпеливы, обучая детей! Они должны найти в вашем лице дружелюбного и внимательного учителя.

Вероятность травм у ребенка снизится, если не пожалеть времени и показать, как выполнять те или иные дела по дому, доступные ему.

Грязная, испачканная одежда, которая огорчает чистоплотную маму… За ней иногда кроется тяжелый ушиб живота или повреждение внутренних органов. Дети, опасаясь наказания, могут скрыть факт происшедшей травмы или преуменьшить ее значение. Поэтому в случае повреждения не нужно торопиться упрекать и, тем более, наказывать ребенка. Необходимо спокойно разобраться в том, что произошло.

«Дозированный опыт» – когда ребенку дают убедиться, что вода, утюг и спички обжигают, иголка колется и т. п., что снижает потери от самостоятельных «проб и ошибок». Если ваш метод обучения детей безопасному поведению – запрет, то доступно объясняйте ребенку необходимость его соблюдения. Помните, что запретов не должно быть много. Животные (даже домашние) могут нанести травму ребенку. Учите детей бережно ухаживать за ними, не дразнить, избегать опасных действий.

Защищайте своих детей, пока они не повзрослеют достаточно для того, чтобы овладеть специальными навыками безопасности.

Игрушки и личные вещи учите содержать в порядке и убирать на место. Помните, что порядок в доме – не только для красоты, но и для безопасности.

Кислота, лак, растворители и другая бытовая химия не должны храниться в посуде из-под напитков
в зоне доступа детей.

Лекарства, в том числе витамины, могут быть опасны для ребенка. Убирайте их подальше. При употреблении придерживайтесь инструкции и рекомендаций врача.

Мультфильмы и детские передачи могут обучить правилам безопасности. Используя ситуации, в которые попадают герои, можно задать ребенку вопросы: «Как ты думаешь, почему он так поступил?», «Как она умудрилась попасть в такую трудную ситуацию?», «Что может произойти, если мальчик или девочка так сделают?» – и обсудить их.

Не увлекайтесь примерами опасных ситуаций, произошедших с другими детьми. Это может вызвать ненужные страхи.

Обучать ребенка безопасному поведению нужно на собственном примере. Дети копируют вас. Не забывайте об этом.

Программы по обеспечению безопасности для взрослых не рекомендуется смотреть детям, поскольку они полны криминальной статистики и ненужного натурализма.

Режущие и колющие предметы храните в специально отведенных местах и учите детей пользоваться некоторыми из них в вашем присутствии.

Спички и зажигалки – не игрушки для детей. Не оставляйте их в доступных для дошкольников местах.

Телефоны служб спасения учите вместе с детьми. Напишите их и повесьте около телефонного аппарата.

Уходя из дома ненадолго, займите ребенка интересным занятием (игрой), чтобы он не искал «приключений».

Факты выпадений детей из окон и балконов убеждают, что они должны быть надежно закрыты, если
в комнате играют дети.

Холодная вода – ваш помощник при порезах, ушибах, ожогах. Цените в вашем ребенке находчивость, уверенность и самостоятельность. Не ограничивайте активность ребенка, а направляйте ее в нужное русло.

Чрезмерно опекаемые дети несамостоятельны, поэтому не способны овладеть навыками распознавания опасных или подозрительных ситуаций.

Широко распространенные электроприборы могут быть доступны для ребенка начиная с четырех лет, если вы научите его пользоваться ими только в вашем присутствии и с вашего разрешения.

Щетка, мыло и зубная паста должны быть спутниками вашего малыша с ранних лет. «Это нельзя, а это можно» – такое пояснение важно для правильной ориентировки ребенка в мире незнакомых ему вещей
и отношений. Всегда говорите ребенку, что ему можно делать, чем играть.

Юные исследователи – это хорошо, но лучше, если они занимаются изучением предметов и механизмов в присутствии взрослых.

Ясно и понятно объясняйте ребенку правила поведения, но главное – упражняйтесь вместе с ним в их соблюдении.

Памятка для родителей

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Вашему малышу уже пять лет! Он удивляет вас каждый день своим любопытством, активным взаимодействием с миром. Он ЖИВЕТ, раскрашивая вашу жизнь неповторимыми красками чувств! В дошкольном детстве ВСЕ важно! Каждый шаг, событие могут стать определяющими для настоящего и будущего.

Возраст от четырех до пяти лет – период относительного затишья. Ребенок вышел
из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:

⮚ Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности – заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем мире.

⮚ Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, начинает понимать чувства других людей, сопереживать им. В этом возрасте формируются основные этические понятия, воспринимаемые ребенком исходя не из того, что говорят ему взрослые, а как они поступают.

⮚ Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий; он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

⮚ Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазии может порождать разнообразные страхи.

⮚ Отношения со сверстниками. У ребенка проявляется большой интерес к ровесникам. От внутрисемейных отношений он постепенно переходит к отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, ее сюжетно-ролевое наполнение – разнообразнее (игры в больницу, магазин, войну, инсценирование любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

⮚ Активная любознательность, которая заставляет постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Дети готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы.
Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется
в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Памятка для родителей

ЕСЛИ РЕБЕНОК ЧАСТО ОБМАНЫВАЕТ

Уважаемые папы и мамы! Все маленькие дети иногда говорят неправду.
В большинстве случаев они делают это потому, что не считают чем-то недопустимым или безнравственным. Дети убеждены, что нет ничего плохого в том, чтобы соврать, если этим можно помочь другу или избежать наказания.
Никакие лекции, нотации, внушения здесь не помогут.

Вместо этого взрослые должны перестать ставить детей в такие ситуации, когда они вынуждены лгать. В отдельных случаях надо прощать, так как это типично для маленького ребенка. Иногда можно принять за ложь фантазии детей. К обману фантазии никакого отношения не имеют. Как предотвратить проблему и как справиться с проблемой, если она уже есть?

⮚ При любой возможности старайтесь показать ребенку разницу между миром фантазии и реальности: «Конечно, играть в Бэтмена интересно, но он ненастоящий, его придумал писатель, а потом по книге сняли фильм».

Постарайтесь не ставить ребенка в ситуацию, когда он будет вынужден оправдываться. Не спрашивайте: «Почему ты так сделал?», лучше: «Когда вы поссорились, что произошло?»

⮚ У ребенка должно развиваться чувство собственного достоинства. Это возможно только тогда, когда он будет твердо знать, что его любят и принимают
в любых ситуациях.

⮚ Если ребенок врет вам прямо в глаза, не уличайте его во лжи, не ругайте.

⮚ Если вы твердо знаете, что ребенок лжет, скажите ему: «Ты рассказал очень интересную, занимательную историю», – давая ему понять, что отличаете ложь
от правды.

Никогда не спрашивайте у ребенка, правда ли то, что он сейчас рассказывает, потому что это как раз и поставит его в ситуацию обмана.

Упорное вранье – сигнал того, что ребенок очень не уверен в себе: он испытывает потребность «сочинить себя», чтобы быть более значимым для окружа-
ющих.

⮚ Если обман связан с отрицанием совершения поступка, скажите: «Мы все иногда поступаем не так, как нужно. Ты – хороший. Давай вместе решим, как надо сделать».

Памятка для родителей

ЕСЛИ РЕБЕНОК УПРЯМИТСЯ

Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! Ваш малыш упрямится? Упрямство – довольно распространенная проблема дошкольного детства. Причинами такого поведения далеко не всегда являются личные особенности ребенка. Чаще всего это реакция на необоснованные требования взрослых, ограничивающие инициативу, активность и самостоятельность дошкольника.

Подумайте, прежде чем принимать «серьезные меры». Что значит «упрямиться»? Проанализируйте примеры упрямства. Спросите других членов семьи, воспитателей, как отзывается ребенок на их просьбы и предложения. Как предотвратить проблему, как справиться, если проблема уже есть?

⮚ Если все дело в ваших действиях, начинайте с себя. Пересмотрите ваши собственные требования к послушанию ребенка. Выделите ему достаточное пространство для проявления самостоятельности, инициативы.

⮚ Измените свой словарь. Исключите выражения, подчеркивающие негативные стороны действий ребенка: «опять ты упрямишься», «делаешь мне назло» и т. д. Старайтесь избавиться от командного назидательного тона. Используйте слова, подчеркивающие эффективность действий, инициативу
малыша: «Ты решил сам надеть ботинки, и у тебя все получилось»; характеризующие его лучшие стороны и достижения: «Я так рада, что ты не забыл положить щетку на место», «Приятно смотреть на твои игрушки – ты навел порядок». Разве не захочется снова повторить такие действия, если мама их видит
и положительно оценивает?

⮚ Попробуйте разобраться, чего не любит ребенок и чем безболезненно для него и вашего родительского авторитета это можно заменить. Например, ребенок категорически отказывается от купания в ванне. Нельзя ли заменить это душем? Следует также спросить ребенка, что может сделать купание в ванне приятным.

⮚ Не пытайтесь «переупрямить» упрямца. Вы можете сдаться быстрее, и тогда он в следующий раз найдет способ, как применить свою власть над вами.

Памятка для родителей

В СЕМЬЕ ПОЯВИЛСЯ ЕЩЕ ОДИН РЕБЕНОК

Уважаемые папы и мамы! Появление ребенка в семье всегда несет большие перемены – независимо от того, родной он или приемный. Как предотвратить проблему, как справиться, если проблема уже есть?

Рассказывайте ребенку о том, откуда берутся и как появляются на свет дети. На эту тему существует много детских книг, которые помогут сделать это просто и естественно.

Поговорите с детьми о семье, в том числе и об усыновлении.

Разъясните, где и как развивается ребенок.

Расскажите, что, прежде чем малыш вырастет, должно пройти много времени. Объясните, что за маленькими детьми нужен уход, поэтому взрослые гораздо больше заняты младенцем.

Как можно больше привлекайте ребенка к приготовлениям к рождению малыша – тогда он будет чувствовать себя важным и нужным.

В течение дня выделите время, посвященное только старшему ребенку.

Дайте ребенку возможность рассказать близким родственникам о том, как развивается малыш, чему он его научил.

Примите как должное ревность и агрессию старшего ребенка. Многие дети после рождения малыша хотят «сдать его обратно». Предложите разные способы выплеснуть свои чувства и эмоции: рисовать, мять тесто, играть
с куклами, песком и водой и др.

Помогите ребенку усвоить фразы вроде: «Не могла бы ты уделить мне внимание, когда малыш заснет?», «Ты не сможешь погулять со мной, когда
с маленьким сидит папа?» и т. д.  

Памятка для родителей

ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК

Уважаемые папы и мамы! Около 5 % детей, независимо от доходов семьи, возраста, национальности, рождаются одаренными или талантливыми. Если не создать специальных условий, то нереализованные способности могут найти выход в плохом поведении.

Качества одаренного ребенка:

обладает хорошей памятью, особенно долговременной;

владеет обширным словарным запасом;

может сосредоточиться на длительный период времени;

легко усваивает информацию;

очень наблюдателен и любознателен;

устойчиво проявляет интерес к широкому кругу вопросов;

рано проявляет способность сопереживать другим;

любит книги;

энергичен;

часто стремится в своих делах достичь совершенства;

предпочитает играть с детьми более старшего возраста;

настойчив;

обладает развитым чувством юмора;

использует нетрадиционные способы применения привычных предметов;

проявляет задатки лидера и владеет социальными навыками.

Как удовлетворить потребности одаренных детей:

⮚ Предоставляйте ребенку как можно больше возможностей самостоятельно принимать решения, организовывать свою деятельность.

⮚ Обеспечьте открытый доступ к разнообразным материалам.

⮚ Если, руководствуясь своими интересами, ребенок чем-то увлеченно занимается,
не останавливайте его, дайте ему возможность выполнить дело до конца.

⮚ Совершенствуйте его успехи, предлагая новые материалы, книги.

⮚ Получив ответ, просите объяснить, как ребенок пришел к такому выводу, решению.

Если ребенок начинает плохо себя вести:

⮚ Скучает, дурачится – предложите ему более сложные задания.

⮚ Изобретает свои действия, полностью противоречащие принятым нормам, – дайте ему возможность действовать так, как он хочет, если это не угрожает его безопасности.

⮚ Злится, если его прерывают, – выделяйте больше времени для его самостоятельной работы.

⮚ Не любит получать указания – дайте возможность самостоятельно распоряжаться своим временем и решать, как и когда что-либо делать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...