Главные вкладки

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: КАКОЙ ОН?»
    консультация (старшая группа)

    Рычина Наталия Петровна

    Старший дошкольный возраст: многое пройдено, многое знакомо. Сегодня я расскажу о личностном и психическом развитии ребенка 5-6 лет.

     

       Итак, у Вашего ребенка уже заложен фундамент интеллекта, и Вы являетесь свидетелем того, как возникает над фундаментом надстройка и с каждым днем становится все выше.......

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_starshiy_doshkolnyy_vozrast_kakoy_on.docx116.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Памятка для родителей

    Возрастные особенности детей 5—6 лет

    Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

    В этом возрасте ваш ребенок:

     

     Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

     

    Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

     

    С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.

     

    Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.

     

    Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.

     

    Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.

     

    Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.

     

    Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

    Вам как его родителям важно:

     

    С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.

     

    Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.

     

    Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.

     

    Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее. Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.

     

    Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.

     

    Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность. Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию. Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую.

     

    По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой на эту тему.

     

    Но вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными, представлениями. Помнить, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.

     

    Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологам.

     

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    «СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: КАКОЙ ОН?»

    http://pandia.ru/text/80/079/images/image001_659.jpg

    Старший дошкольный возраст: многое пройдено, многое знакомо. Сегодня я расскажу о личностном и психическом развитии ребенка 5-6 лет.

       Итак, у Вашего ребенка уже заложен фундамент интеллекта, и Вы являетесь свидетелем того, как возникает над фундаментом надстройка и с каждым днем становится все выше.

             К пяти годам уже возможно оценить характер малыша и индивидуальность, способность к творчеству, которая в расцвете. Поэтому малыш «творит» не уставая, едва проснувшись, целый день без передышки пытается воплотить фантазию в реальность. Ведь он и вправду верит в чудеса и хочет сотворить сам что-то вроде чуда. И превращается простой тюльпан в неотразимый аленький цветочек, и строится для инопланетян без окон, без дверей дом на песке. Малыш садится в таз так, словно он взошел на борт летающей тарелки. Взлет на качелях для него — космический полет, а маленькая ящерица,  юркнувшая в камни, — внучка динозавра.

          В пять лет у Вашего ребенка настолько развиты фантазия и вымысел, что ему позавидовал бы даже Андерсен. Малыш как будто парит над землей.

          И только после пяти с половиной лет, когда на смену правополушарному (творческому) мышлению приходит левополушарное (логическое) мышление у всех детей, кроме левшей, в связи с тем, что ребенок осознал себя как личность, и это может выразить словами, владея почти в совершенстве речью, способность к творчеству заметно угасает, у некоторых малышей совсем, как будто бы они спустились с облаков на землю. От Вас зависит, чтобы это не случилось, чтобы формальное, логическое не сумело обесценить дар воображения ребенка. Пусть в Вашем доме уживаются компьютер и выдуманная ребенком сказка.

    Малыш способен сочинять не только сказки. Он перескажет книгу или фильм и отразит все то, что видит, а не то, что знал, — и это уже качественно новая ступень в его развитии.

           Ребенок в этом возрасте уже имеет собственное мнение и может объяснить, кто из героев ему нравится и почему.

                Он наблюдателен. Собственное «я» его уже интересует меньше, чем мир вокруг, в котором он стремится отыскать причинно-следственные связи, чтобы отличить существенное от второстепенного.

    К шести годам ребенок в состоянии не просто обобщить, что лошадь, кошка, лев — это животные, но и подразделить их на домашних и диких. Малыш уже способен по отдельным признакам объединить предметы, оценивая их различия и сходство. Он уже может Вам толково объяснить, чем отличается, к примеру, стрекоза от бабочки, пчела от мухи. Короче говоря, ребенок открывает мир. После пяти малыш интересуется не только названием предмета, но также из чего он сделан (дерево, стекло). Он уже Твердо знает то, что мяч резиновый, а кукла — из пластмассы. У малыша есть даже собственное представление о всевозможных окружающих его физических явлениях. Он объяснит Вам, что такое электричество, магнит. Его воображение претерпевает значительные качественные изменения.http://pandia.ru/text/80/079/images/image002_311.jpg

           Малыш становится сознательно самостоятельным. Он выполняет требования родителей и взрослых, сам предъявляя требования к себе и другим людям. Желая чему-нибудь научиться, ребенок в этом возрасте способен выполнять интересующую его деятельность непрерывно, более чем полчаса, однако надо помнить, что переключаемость его с одной задачи на другую затруднена еще до крайности           Ребенок представляет деятельность только в настоящем, хотя использует уже прошедшее и будущее время.

            Помимо времени он ориентируется также и в пространстве: на улице, в знакомом помещении, в своей квартире.

        Он знает, что такое кинотеатр, аптека, булочная, промтоварный магазин, где покупают книги, где игрушки.

           Малыш прекрасно знает, что такое правда, и в то же время нам рассказывает небылицы, граничащие с ложью, хотя обычно осуждает ложь у других. И все-таки он честен, наивен, чист и даже благороден. Он благодарен Вам за все и жаждет искренней любви.

            К шести годам Ваш ребенок обычно уже имеет собственное представление о красоте. На цыпочках он входит в мир прекрасного: музеев, театров, филармоний. Он с удовольствием прослушивает детские пластинки, заучивает песни и начинает понимать классическую музыку. Малыш не просто любит Театр, а сам пытается сыграть роль в пьесе, обычно перевоплощаясь без усилий. Заслуженным актером Ваш ребенок стал, постигая ролевые игры. Но если ему было раньше безразлично, какую взять на себя роль, теперь он хочет только положительную.

          К шести годам ребенка привлекает живопись. Он может до деталей рассматривать картины, присматриваться к краскам. Он с удовольствием рисует сам, владея даже кистью. Малыш пытается срисовывать с натуры, придумывает свой сюжет. По этому сюжету и по качеству рисунка, возможно, оценить развитие ребенка, нет ли задержки в нем.

           В пять лет малыш различными цветами обычно выражает свои чувства по отношению к тому, что он изображает, вплоть до оттенков настроения, в котором он, рисуя, был. Поэтому нередко на бумаге друг с другом сочетаются несочетаемые краски и появляются невероятные тона, неподражаемые совершенно.

         

           Выплескивая часть своих эмоций на рисунке, малыш уже стремится ими управлять, пытаясь сдерживать или скрывать от посторонних, что, правда, удается не всегда. Считается, что детские рисунки — ключ к внутреннему миру малыша. Рассматривая их, Вы можете узнать гораздо больше о собственном ребенке, чем знаете о нем. общаясь с ним.

          Теперь уже малыш рисует человека почти таким, какой он есть на самом деле, детализируя лицо с глазами, чтобы видеть; с ушами, чтобы слышать; ртом, чтобы есть, говорить, и носом, чтобы нюхать. У человека начинает появляться шея. На нем -одежда, обувь. Ребенок вырисовывает многие детали: манжеты, галстуки, воланы. Короче говоря, чем больше Вы найдете сходства у нарисованного человека с настоящим, тем развитее наш ребенок и лучше подготовлен к школе.

          Труднее всего спрятать страх, который является во сне в виде тревожных сновидений и беспокоит малыша. К шести годам, вдруг осознав смысл прошлого и смысл будущего, рождения и смерти, ребенок делает открытие, что он, как и другие, может умереть, причем не только от болезней, но также от несчастных случаев, стихийных бедствий, странных обстоятельств. Смотря все время дома телевизор, малыш пугается воров, убийц и похитителей. Его волнует смерть чужих людей. В шесть лет ребенка трудно поместить в больницу: он не выносит медицинских процедур, инъекций и до безумия боится даже самых безопасных операций.

          Ему мерещатся пожары, наводнения, укусы змей. Он мысленно проигрывает сцены своего спасения и жаждет жизни.

         С пяти лет дети уже твердо знают свою половую принадлежность и даже в играх не хотят ее менять. В пять лет в воспитании мальчика необходимо доминировать отцу, а девочки — конечно, матери. Отец воспитывает мужественность, мама — женственность. И с детства впитывая эти качества, малыш сумеет пронести их через всю сознательную жизнь.

          Обычно роль другого пола ребенок в основном осознает в семье, у близких. Дочь постигает роль мужчины через поведение отца, а сын — роль женщины, общаясь с матерью.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей старшего дошкольного возраста "Совместные игры детей и родителей "

    Консультация для родителей "Совместные игры детей и родителей ". ...

    Консультация для родителей "Средний дошкольный возраст, какой он?"

    Краткая характеристика возрастных особенностей детей 4-5 лет...

    Консультация для родителей "Старший дошкольный возраст какой он?" (Информация для брошюры)

    Консультация для родителей "Старший дошкольный возраст какой он?" Возрастные особенности 5-6 лет - старшая группа.  Стендовая информация и в виде брошюры  для родителей и воспитате...

    Консультация для родителей «Средний дошкольный возраст – какой он?»

     Возраст 4—5 лет справедливо называют средним дошкольным. Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарак...