Консультация для родителей «Организация игровой среды в домашних условиях»
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Хлебунова Адиля Фаритовна

Консультация расскажет, как можно организовать место для игр ребёнка в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей № 8 "Росинка"

Консультация для родителей

«Организация игровой среды в домашних условиях»

                                                                                                                   

Подготовил:

Хлебунова А.Ф.

    воспитатель

 

г. Нягань 2017 г.

Дорогие родители!

Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.  В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – вы, родители. Благодаря вашей любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим людям.

Дошкольное детство — наиболее восприимчивый к воздействию взрослого период развития личности. В этом возрасте закладываются основы отношения человека к миру предметов, природы, миру людей. Главная функция взрослого  адаптировать ребенка к жизни в окружающем мире, развивать такие  способности, как познание мира, действие в мире, проявление отношения к миру.

Огромное влияние на формирование личности ребенка может оказать правильно организованная предметная развивающая среда в семье. Необходимо создать такое окружающее пространство, которое будет удовлетворять потребностям творческого развития вашего ребенка, поможет своевременному выявлению и становлению его способностей – интеллектуальных, художественных и пр.http://www.detsad72.ru/images/consult/img_ee8b2da167ab.jpg

       Взрослый должен осознать, что предметно-пространственная развивающая среда — это средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками, живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий мир. Развивающая среда должна создавать благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности. Поэтому и создавать среду надо с позиции творческой активности и самостоятельности ребенка. Это среда постоянного освоения и изменения, т.е. тех процессов,

                                                что так желанны и необходимы ребенку.

Предметно-игровая среда в домашних условиях

должна отвечать определенным требованиям:

- сертификации всего, что вы покупаете ребенку, т.е. наличие санитарно-эпидемиологического заключения (сертификата), который подтверждает безопасность материалов и оборудования;

- безопасности материалов и оборудования, т.е. обеспечение ребенка такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность;

- игрушка должна нести в себе развивающий потенциал;

- принципу свободы достижения ребенком своего права на игру (ребёнок сам выбирает  тему игры, сюжет игры, игрушки, место и время  игры);

- принципу универсальности предметно-игровой среды, который позволяет самим детям и детям вместе со взрослым менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием, перспективами развития.

Игрушки для ребенка – это та «среда», которая позволяет  исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства. https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=0bb8147ac728353746d3be8503387309&n=33&h=190&w=245

Участие ребенка в организации игрового уголка психологически важно, так как приучает его к порядку, созданию и поддержанию уюта и эстетичной атмосферы на собственной игровой территории. В детской комнате желательно создать для ребенка возможность легко отделять игровую территорию от неигровой. Это могут быть красивые занавески, а также игрушечная кухня, спальня и гостиная, которые позволят детям разворачивать разнообразные сюжетно-ролевые игры, максимально проявляя себя и осваивая новые социальные ролевые позиции.

Какие игры могут возникать в процессе игрового взаимодействия с ребенком? К ним относятся следующие игры:http://www.dideco.es/wp-content/uploads/2013/03/XLT-4875.jpg

• тихие, спокойные, организуемые ребенком с игрушками, куклами, в процессе рисования, лепки и т. п.;

• сюжетно-ролевые (по мотивам сказок или жизненных коллизий) по отработке норм общения;

• подвижные, шумные, шуточные;

• игры (упражнения), направленные на снятие мышечных напряжений.

Чтобы правильно выстроить свои отношения с ребенком во время игры, взрослому следует выполнять миссию человека, понимающего ценность игры для полноценного развития детей. Как же строить свои отношения с играющими детьми?

- Искренне интересоваться ребенком и строить с ним теплые, заботливые отношения;

- принимать таким, каков он есть; обеспечить чувство безопасности и дозволенности в отношениях так, чтобы «ребенок мог свободно выражать свое Я»;

- быть чувствительным к переживаниям ребенка, деликатно помогать ему приходить к самосознанию;

- уважать способность ребенка решать личные проблемы и разрешать ему это делать; предоставлять ему возможность самостоятельно выбирать линию поведения и направленность игры;

- не подгонять игровой процесс; в игре устанавливать только те ограничения, которые помогут ребенку принять на себя ответственность в игровых отношениях.

http://www.motivmebel.ru/motiv_catalog/30381/7893768_b52b6_1005x950_big.jpg

Важно дома организовать «Детское зеркало».

Как утверждают психологи, лучше всего подходит трельяж, люди любят свое отражение, а дети дошкольного возраста особенно. Это своего рода адаптация внешнего вида к самому себе, что чрезвычайно важно - жить в ладу с самим собой.

 «Моя родословная или ленточка моей жизни»

Очень важно найти достойное место семейным фотографиям. Дети увидят, как родители бережно относятся к своим предкам, к своим корням, берегут память о прошлом своей семьи. Это отношение будет передаваться из поколения в поколение.

«Уголок потерянных вещей»

Этот уголок важен для воспитания собранности.  Ведь именно в дошкольном возрасте формируется привычка складывать аккуратно свою одежду.

Можно организовать дома «Мини картинную галерею». 

Важно приучать глаз ребенка к живописи, графике, скульптуре малых форм. Следует показывать детям различные предметы живописи, чтобы они  находились дома не как бездушные предметы интерьера, а красиво созданные произведения искусства.http://agniart.ru/imgoods/C/013800/2-Masterpieces-of-the-State.jpg

«Мешочек добрых дел» послужит для того, чтобы заложить семена доброты. Следует отметить, что сейчас добрые чувства у

дошкольника становятся все более дефицитными. Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой. И рядом коробочка с мелкими предметами (камешки, ракушки). За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещается мелкий предмет. Итоги подводятся в субботу или воскресенье, т.е. еженедельно. Добрых дел ребенок может совершить множество: поделиться конфетой, помочь бабушке, маме, пожалеть котенка. Главное вовремя заметить, поддержать, похвалить, поцеловать ребенка, пожать ему руку, когда подсчитывают количество камешков в мешочке у ребенка.

«Детская лаборатория – это серьезно»http://1.bp.blogspot.com/-8fU8Mz901ig/URpry5FkO9I/AAAAAAAAAEQ/U-zGqQHTNVw/s400/DSC00509_6c661.970.jpg

Ребенок сам по себе исследователь. Поэтому просто и полезно создать элементарную детскую лабораторию. Для этого необходимо собрать в ящичке нужные для детского исследования предметы: магниты, бинокли, увеличительные стекла, микрофоны, маленькие весы, компасы и т.д. Постепенно вводить новые предметы и показывать способы действия, т.е. для чего нужно, где и как используется.

«Шкаф находок»

В него ребенок - дошкольник, а лучше все члены семьи, приносят все необычное, что находиться в окружающем мире и природе и может быть интересным для описания, сравнения, воспитания наблюдательности. Это может быть коряга, красивый листочек, фантик, камешек. Важно только для поддержания интереса побеседовать о находке.

«Книги в вашем доме»

Существуют мощные соперники книг – телевизоры и компьютеры.

Детям они очень нравятся. А для слушания и тем более для чтения нужны волевые усилия. Поэтому следует весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Обязательно обратить внимание на шрифт и иллюстрации в книге, оформление и содержание, чтобы они были понятны ребенку.

     Говоря о роли среды в развитии детей дошкольного возраста, необходимо учитывать специфику данного возраста, а именно те особенности, которые отличают дошкольника от других старших субъектов. Именно в этот период обеспечивается общее развитие ребенка — своего рода фундамент для любых специальных знаний, умений и отношений к миру.

   

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!

  • Исходя из материальных возможностей семьи, приобретайте или мастерите вместе с ребенком разнообразные игры и игрушки, из которых можно сделать выбор нужной в данный момент; но не накапливайте их в доме без разбора.
  • Заранее согласовывайте с ребенком требования к хранению и уборке игрушек.
  • Продумайте возможность временного сохранения детских построек, конструкций. За неимением места для длительной демонстрации – «празднуйте результат» (награждайте автора аплодисментами, зарисовывайте его постройку и т.п.) и только после этого убирайте игрушки и детали на место.
  • Тактично, но ненавязчиво предлагайте помощь в создании игровой среды («Может быть, тебе для приготовления обеда понадобится моя кастрюля? А хочешь, я помогу тебе сделать гараж для твоей машины?»). Отказ ребенка от предложенной помощи воспринимайте как должное («Конечно, тебе виднее, но если тебе что-то понадобится, то буду рада тебе помочь»).

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!

Домашняя библиотека может стать местом интеллектуального общения с вашим ребенком, в котором немаловажную роль может сыграть чтение книг, рассматривание семейных фотоальбомов. Вот несколько правил, соблюдение которых позволит процесс чтения книг сделать более эффективным:

- ежедневно читайте книги ребенку, интересуйтесь тем, какие книги читали в детском саду;

- обращайте внимание ребенка на выходные данные книги (автор, название, художник-иллюстратор);

- проявляйте уважение к процессу чтения и относитесь к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию; следите за тем, чтобы в это время было тихо и слушающего малыша не отвлекал телевизор или громкие разговоры окружающих;

-рассматривайте с ребенком иллюстрации к детским книгам,

репродукции, открытки с произведениями книжной графики;

- рассматривая с ребенком семейные фотоальбомы, рассказывайте ему интересные случаи из его и своей жизни.