Консультация для родителей "Развитие речи. Речевая азбука"
консультация

Макушева Светлана Васильевна

Рекомендации родителям, как можно самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка. Познакомить с терминами речевой азбуки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_azbuka.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 г. Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Консультация для родителей

Тема: «Развитие речи. Речевая азбука для родителей»

                                                                                                             

   

                                                                                         Выполнил:

                                                                                                   учитель-логопед                                                                                                             Макушева С.В.

                                                               

                                                                                                   

Туймазы, 2020 г.

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом.

Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения.

Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Рекомендации для родителей

1. Ранний возраст (от 0 до 3 лет) – очень значимый для речевого развития ребенка. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов; научить произносить звуки.

2. Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в возрасте до 3 лет. Количество слов, которые ребенок слышит в течении дня, определяет уровень его интеллекта и речевого развития. Причем слова эти должны исходить от тех, кто заботится о нем.

3. В каких случаях проявлять беспокойство по поводу возможных нарушений речи у ребенка?

а)        У ребенка врожденные пороки развития органов речи: расщелины губы и нёба.

б)        К 1,5-2 годам у ребенка не появилось ни одного осмысленного слова.

в)        Ребенок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ.

г)        Ребенок не использует в общении мимику и жесты.

д)        Ребенок не понимает вашу речь, не реагирует на собственное имя.

е)        У ребенка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми.

ж)        В речи наблюдаются признаки заикания: паузы, остановки, запинки, повторы слов, нарушение дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания.

з)        Ребенок говорит «гнусаво», с носовым оттенком.

        В этих случаях необходимо обратиться к логопеду за консультацией в 2 года, если были тяжелые роды, асфиксия, родовспоможение, тяжелое протекание беременности.

4. Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка.

а)        Разговаривать с ребенком о том, что вы делаете «здесь и сейчас», медленно и четко.

б)        Вести «параллельный разговор» - «ритуал называния», когда ребенок смотрит на предмет.

в)        Читать книги, называть картинки, обыгрывать стихи, потешки, сказки.

г)        Использовать прием дополнения детского высказывания.

д)        Использовать прием объяснения: планирования начала, окончание действия.

е)        Использовать прием «лесов»: взрослый начинает-ребенок продолжает.

ж)        Петь песенки.

з)        Не перегружать ребенка чересчур сложными словами и фразами. Говорить с ним на доступном уровне.

и)        Нужно ли «сюсюкать»? всему свое время. В раннем возрасте такой язык просто необходим ребенку, обучает его формам слов, которые ему доступны.

к)        Поощрять активность ребенка в рамках его возможностей. Излишняя опека подавляет ребенка и ограничивает его развитие.

Речевая азбука для родителей

Артикуляционная гимнастика – гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите ребенка перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать язык вверх, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.

Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова («Это машина – би-би. А вот собака – ав-ав). Не позволяйте ребенку говорить быстро.

Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то ребенку совсем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш ребенок.

Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать способность правильно регулировать при выдохе силу воздушной струи, необходимой для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щепки раздувать нельзя!).

Если ребенку исполнилось три года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствии фразовой речи свидетельствует о задержке речевого развития, а отсутствия слов в три года – о грубых нарушениях общего развития.

Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его речь без слов. Сделайте вид, что не понимаете, чего он хочет. Побуждайте его выражать просьбу словами. Чем дольше будете понимать жестовую речь ребенка, тем дольше он будет молчать.

«Золотая серединка» - вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме. Присмотритесь к ребенку. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи).

Иллюстрации в детских книгах, соответствующие возрасту ребенка, прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том, кто (что) изображено на них; пусть ребенок отвечает на вопросы: где? кто? когда? что делает? какого цвета? какой формы? почему? Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.

Леворукость - не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заикания.

Мелкая моторика - так обычно называют движения кистей  и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки ребёнка. Это игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.

Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, чётко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.

Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребёнком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Речевая Азбука"

знакомит родителей с основными терминами и понятиями , применяемыми в работе по развитию речи...

Консультация родителей "Речевая азбука для родителей"

Групповая консультация для родителей...

Консультация для родителей "Речевая азбука для родителей"

В статье описывается,что такое артикуляционная и дыхательная  гимнастика, какая речь должна быть у родителяпри разговоре  с ребенком,чтобы в будующем не было  нарушений речи и она разви...

Консультация для родителей "Речевая азбука для родителей"

Консультация для родителей "Речевая азбука для родителей"...

Консультация "Речевая азбука для родителей младших школьников"

Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в прав...

Консультация для родителейРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшей группы

Развитие мелкой моторики пальцев руку детей младшей группыКонсультация для родителей...