Консультация для родителей младшей группы. «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей»
консультация (младшая группа)

«Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей»

Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному. Он заключается в овладении разговорной речью, развитии понимания обращено речи, выражении своих мыслей, чувств, впечатлений языковыми средствами. Правильность и своевременность процесса развития во многом зависит от речевой среды и практики, воспитания и обучения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_mladshey_gruppy.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей младшей группы.

«Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей»

Подготовила воспитатель : Семёнова Татьяна Сергеевна

“Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев .От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли”. В.А. Сухомлинский

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развития малыша.
Речь начинает формироваться и развиваться в раннем детском возрасте в процессе общения с окружающими людьми. Она играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения.
Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному. Он заключается в овладении разговорной речью, развитии понимания обращено речи, выражении своих мыслей, чувств, впечатлений языковыми средствами. Правильность и своевременность процесса развития во многом зависит от речевой среды и практики, воспитания и обучения.
Речевые области мозга ребенка формируются под влиянием импульсов, поступающих от кистей, а точнее, от ладоней и пальцев рук. Ведь на ладонях и пальцах находится огромное количество рецепторов, биологически активных точек, активизирующих деятельность мозга. Поэтому важно, чтобы движения рук, мелкие движения пальцев были разнообразными и энергичными, чтобы работало как можно больше пальцев – и как можно чаще. А наша с вами задача – сделать такого рода работу еще и интересной. Но что может быть интереснее игры?
Игра – это ведущий вид деятельности в детском возрасте. Именно она дает возможность ребенку развиваться. Играть с малышом могут не только родители, но и бабушки, дедушки, старшие дети, которые много времени проводят с малышом.
Игра должна быть интересна обоим – и ребенку, и взрослому. Это ни в коем случае не урок, трудный, утомительный для ребенка и неприятный для взрослого.
Ниже хотелось бы привести примеры игр, способствующих развитию мелкой моторики рук и речи:
1. Пассивная гимнастика для пальчиков (поглаживания и растирания рук, вибрация). Нужно помнить, что такой массаж не должен приносить неприятных ощущений. Продолжительность такого массажа 3-5 минут.
2. Активная гимнастика для развития мелкой моторики:
• Вот какие разные! Ребенку по очереди дают потрогать различные предметы: кусочек меха, кожи, грубого полотна, атласную ленту, шелковый платок, поролоновую губку для мытья посуды (только новую) и т.д. Для этой игры можно завести свою коробку, куда вы можете складывать все материалы.

Важно: все предметы, используемые в играх, должны быть безопасными для ребенка!
• Пирамидки. Дети очень любят собирать и разбирать пирамидки. Выбирая пирамидку в магазине, отдайте предпочтение той, у которой кольца разного диаметра равномерно увеличиваются к основанию. Такая игрушка развивает не только пальчики малыша, но и логическое мышление.
•  Матрешки. Деревянная матрешка – прекрасное средство для развития ручных умений и мышления малыша, традиционная народная дидактическая игрушка.
• Массажный мячик.  Предложите ребенку положить мяч между ладонями и делать круговые движения. Это своеобразный массаж ладошек и пальчиков.
• Лепим из пластилина. Купите ребенку пластилин и предложите слепить цилиндр, скатать шарик, сделать змейку. Оказывайте ребенку посильную помощь. Кроме пластилина можно использовать тесто для лепки, которое также можно купить в магазине, а можно сделать самим.
Рецепт теста для лепки: 150 г пшеничной муки высшего сорта; 150 г нейодированной поваренной соли «Экстра», то есть мелкого помола (можно измельчить обычную соль в кофемолке); 100 г холодной воды, чайная ложка детского крема.

• Рисуем пальчиками. Можно предложить ребенку порисовать пальчиками. Для этого сейчас в продаже есть специальные краски. Можно использовать любые другие. Главное, чтобы краски были нетоксичные и густые. Попросите ребенка нарисовать, для начала, прямые линии, геометрические фигуры, простейшие узоры. Рисовать можно не только красками, но и на манной крупе. Для этого на яркий поднос тонким слоем насыпьте манную крупу. Проведите пальчиком ребенка. Получится контрастная линия.
• Бусы. Вы можете найти в продаже готовые комплекты для игры, куда входит шнурок, разноцветные бусины. Но такую игру можно изготовить и самим. Для этого потребуется шнурок и старые бусины или пуговицы с большими отверстиями или макароны . Пусть ребенок фантазирует, нанизывая бусы в произвольном порядке.
К таким играм, относятся различные шнуровки и мозаики, которые не менее полезны для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
• Разноцветные прищепки. Из картона или плотной бумаги можно вырезать простые формы (круг для солнышка, полукруг для ежа). Далее взрослый предлагает ребенку прицепить прищепки, в результате у ребенка получается солнышко или ежик.
• Бассейн. Данная игра проводится только под присмотром взрослого, искать в бассейне мелкие игрушки. Данную игру можно изменить ,в миске смешиваем белую и красную фасоль (позже можно использовать горох, или рис с гречкой). В две другие миски ребенок сортирует крупу.
Важно: при игре с мелкими предметами взрослый должен находиться рядом с ребенком! Дети очень любят класть мелочь в рот, нос, уши!
3. Упражнения без речевого сопровождения, когда взрослый показывает ребенку определенные движения руками, а малыш повторяет (Например, коза рогатая, зайчик, человечек).
4. Упражнения с речевым сопровождением (различные пальчиковые гимнастики «Замок», «Семья»,  «Соки», «Ежик»).

«Замок»
На двери висит замок. 
Соединить пальцы обеих рук в замок.
Кто его открыть бы смог? 
Пальцы сцеплены в замок, руки тянуться в разные стороны.
Мы замочек постучали, 
Не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга.
Мы замочек покрутили, 
Движения сцепленными пальцами от себя к себе.
Потянули. 
Пальцы сцеплены, руки потянуть в разные стороны.
И открыли. 
Расцепить пальцы.

«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка, 
Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья! 
Энергично сжать руку в кулак несколько раз.

 «Соки» Загибаем пальчик при произнесении названия каждого сока на одной, а затем на другой, начиная с мизинца:

На здоровье соки пейте,

Но ни капли не пролейте:

Апельсиновый, вишнёвый,

Виноградный и грушевый,

Абрикосовый, клубничный,

Вкус у каждого отличный!

Можно выпить сок томатный,

Он особенно приятный.

Сок моркови и граната

Так полезен всем, ребятам!

(Показываем большой палец.)

«Ежик» (массажным мячиком)

Бегал ежик по дорожке у него устали ножки

 Он катился и катился в правую ручку закатился.

Бегал ежик по дорожке у него устали ножки

Он катился и катился и в левую ручку закатился.

Бегал ежик по дорожке у него устали ножки

Он катился и катился и на ушка прикатился,

Он по ушку покатался покатался и на голову забрался

По головке покатался, покатался, покатался и спрятался.

Самое ценное и полезное , что мы можем дать нашим детям - это внимание! Поэтому играйте, занимайтесь, фантазируйте и проводите время вместе со своими детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Театрализованные игры как средство развития речи у детей»

Консультация для родителей. Пробудить интерес детей и родителей к театру. Заинтерисовать родителей. И дать сведения о способах обыигрывания театрализованых игр дома с детьми....

"Пальчиковая гимнастика", как средство развития речи детей третьего года жизни.

«Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли». (В.А. Сухомлински...

Консультация для родителей на тему "Пальчиковые игры - одно средств развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Данная консультация содержит информацию о роли пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей"

Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детейРечь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вмест...

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей»

При занятиях пальчиковой гимнастикой дошкольник как бы  запускает процесс для активации развития центров головного мозга. Пальчиковая гимнастика развивает речь дошкольника....

Консультация для родителей "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Пальчиковые игры и упражнения - это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторик...