Консультация для родителей младшей группы. «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей»
консультация (младшая группа)

«Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей»

Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному. Он заключается в овладении разговорной речью, развитии понимания обращено речи, выражении своих мыслей, чувств, впечатлений языковыми средствами. Правильность и своевременность процесса развития во многом зависит от речевой среды и практики, воспитания и обучения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_mladshey_gruppy.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей младшей группы.

«Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей»

Подготовила воспитатель : Семёнова Татьяна Сергеевна

“Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев .От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли”. В.А. Сухомлинский

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развития малыша.
Речь начинает формироваться и развиваться в раннем детском возрасте в процессе общения с окружающими людьми. Она играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения.
Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному. Он заключается в овладении разговорной речью, развитии понимания обращено речи, выражении своих мыслей, чувств, впечатлений языковыми средствами. Правильность и своевременность процесса развития во многом зависит от речевой среды и практики, воспитания и обучения.
Речевые области мозга ребенка формируются под влиянием импульсов, поступающих от кистей, а точнее, от ладоней и пальцев рук. Ведь на ладонях и пальцах находится огромное количество рецепторов, биологически активных точек, активизирующих деятельность мозга. Поэтому важно, чтобы движения рук, мелкие движения пальцев были разнообразными и энергичными, чтобы работало как можно больше пальцев – и как можно чаще. А наша с вами задача – сделать такого рода работу еще и интересной. Но что может быть интереснее игры?
Игра – это ведущий вид деятельности в детском возрасте. Именно она дает возможность ребенку развиваться. Играть с малышом могут не только родители, но и бабушки, дедушки, старшие дети, которые много времени проводят с малышом.
Игра должна быть интересна обоим – и ребенку, и взрослому. Это ни в коем случае не урок, трудный, утомительный для ребенка и неприятный для взрослого.
Ниже хотелось бы привести примеры игр, способствующих развитию мелкой моторики рук и речи:
1. Пассивная гимнастика для пальчиков (поглаживания и растирания рук, вибрация). Нужно помнить, что такой массаж не должен приносить неприятных ощущений. Продолжительность такого массажа 3-5 минут.
2. Активная гимнастика для развития мелкой моторики:
• Вот какие разные! Ребенку по очереди дают потрогать различные предметы: кусочек меха, кожи, грубого полотна, атласную ленту, шелковый платок, поролоновую губку для мытья посуды (только новую) и т.д. Для этой игры можно завести свою коробку, куда вы можете складывать все материалы.

Важно: все предметы, используемые в играх, должны быть безопасными для ребенка!
• Пирамидки. Дети очень любят собирать и разбирать пирамидки. Выбирая пирамидку в магазине, отдайте предпочтение той, у которой кольца разного диаметра равномерно увеличиваются к основанию. Такая игрушка развивает не только пальчики малыша, но и логическое мышление.
•  Матрешки. Деревянная матрешка – прекрасное средство для развития ручных умений и мышления малыша, традиционная народная дидактическая игрушка.
• Массажный мячик.  Предложите ребенку положить мяч между ладонями и делать круговые движения. Это своеобразный массаж ладошек и пальчиков.
• Лепим из пластилина. Купите ребенку пластилин и предложите слепить цилиндр, скатать шарик, сделать змейку. Оказывайте ребенку посильную помощь. Кроме пластилина можно использовать тесто для лепки, которое также можно купить в магазине, а можно сделать самим.
Рецепт теста для лепки: 150 г пшеничной муки высшего сорта; 150 г нейодированной поваренной соли «Экстра», то есть мелкого помола (можно измельчить обычную соль в кофемолке); 100 г холодной воды, чайная ложка детского крема.

• Рисуем пальчиками. Можно предложить ребенку порисовать пальчиками. Для этого сейчас в продаже есть специальные краски. Можно использовать любые другие. Главное, чтобы краски были нетоксичные и густые. Попросите ребенка нарисовать, для начала, прямые линии, геометрические фигуры, простейшие узоры. Рисовать можно не только красками, но и на манной крупе. Для этого на яркий поднос тонким слоем насыпьте манную крупу. Проведите пальчиком ребенка. Получится контрастная линия.
• Бусы. Вы можете найти в продаже готовые комплекты для игры, куда входит шнурок, разноцветные бусины. Но такую игру можно изготовить и самим. Для этого потребуется шнурок и старые бусины или пуговицы с большими отверстиями или макароны . Пусть ребенок фантазирует, нанизывая бусы в произвольном порядке.
К таким играм, относятся различные шнуровки и мозаики, которые не менее полезны для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
• Разноцветные прищепки. Из картона или плотной бумаги можно вырезать простые формы (круг для солнышка, полукруг для ежа). Далее взрослый предлагает ребенку прицепить прищепки, в результате у ребенка получается солнышко или ежик.
• Бассейн. Данная игра проводится только под присмотром взрослого, искать в бассейне мелкие игрушки. Данную игру можно изменить ,в миске смешиваем белую и красную фасоль (позже можно использовать горох, или рис с гречкой). В две другие миски ребенок сортирует крупу.
Важно: при игре с мелкими предметами взрослый должен находиться рядом с ребенком! Дети очень любят класть мелочь в рот, нос, уши!
3. Упражнения без речевого сопровождения, когда взрослый показывает ребенку определенные движения руками, а малыш повторяет (Например, коза рогатая, зайчик, человечек).
4. Упражнения с речевым сопровождением (различные пальчиковые гимнастики «Замок», «Семья»,  «Соки», «Ежик»).

«Замок»
На двери висит замок. 
Соединить пальцы обеих рук в замок.
Кто его открыть бы смог? 
Пальцы сцеплены в замок, руки тянуться в разные стороны.
Мы замочек постучали, 
Не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга.
Мы замочек покрутили, 
Движения сцепленными пальцами от себя к себе.
Потянули. 
Пальцы сцеплены, руки потянуть в разные стороны.
И открыли. 
Расцепить пальцы.

«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка, 
Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья! 
Энергично сжать руку в кулак несколько раз.

 «Соки» Загибаем пальчик при произнесении названия каждого сока на одной, а затем на другой, начиная с мизинца:

На здоровье соки пейте,

Но ни капли не пролейте:

Апельсиновый, вишнёвый,

Виноградный и грушевый,

Абрикосовый, клубничный,

Вкус у каждого отличный!

Можно выпить сок томатный,

Он особенно приятный.

Сок моркови и граната

Так полезен всем, ребятам!

(Показываем большой палец.)

«Ежик» (массажным мячиком)

Бегал ежик по дорожке у него устали ножки

 Он катился и катился в правую ручку закатился.

Бегал ежик по дорожке у него устали ножки

Он катился и катился и в левую ручку закатился.

Бегал ежик по дорожке у него устали ножки

Он катился и катился и на ушка прикатился,

Он по ушку покатался покатался и на голову забрался

По головке покатался, покатался, покатался и спрятался.

Самое ценное и полезное , что мы можем дать нашим детям - это внимание! Поэтому играйте, занимайтесь, фантазируйте и проводите время вместе со своими детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Пальчиковые игры - одно средств развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Данная консультация содержит информацию о роли пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Пальчиковые игры и упражнения - это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторик...

Консультация для родителей на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Такого вида консультации способствуют расширению кругозора, обогащают внутренний мир, а главное – учат членов семьи взаимопониманию, сближают их. Во многих семьях стали практиковаться ...

Консультация для родителей на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Консультация  для родителей на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»....

Консультация для родителей на тему "Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи детей " (22.12.2022г)

Консультация будет полезна родителям (законным представителям) из которой они узнают о необходимости выполнять артикуляционную гимнастику, сроки появления разных звуков в речи детей, и что сделать что...

Консультация для родителей на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей:«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте особе...