КУЛЬТУРА РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЯ. А ВЫ ДОПУСКАЕТЕ ЭТИ ОШИБКИ?
занимательные факты

Ершова Лариса Николаевна

КУЛЬТУРА РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЯ.  А ВЫ ДОПУСКАЕТЕ ЭТИ ОШИБКИ?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oshibki_rechi.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

КУЛЬТУРА РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЯ. 

А ВЫ ДОПУСКАЕТЕ ЭТИ ОШИБКИ?

Есть такой анекдот: «Всем, кто говорит: «Зачем писать правильно, мы же не на уроке русского языка», желаю встретить хирурга, который будет их оперировать со словами: «А зачем аккуратно резать и зашивать? Мы же не на курсах кройки и шитья» :).

Поэтому вопрос, нужна ли хорошая речь в жизни, ответа не требует – она всегда нужна нам для решения самых насущных жизненных задач! Экология языка – это составляющая экологии культуры, и задача сохранения и воспитания речевой культуры у ребенка по значимости не менее важна, чем задача сохранения природы.

Для того чтобы речь малышей развивалась успешно, нужна развивающая речевая среда. Что это такое?

Речевая среда – это любые языковые образцы, которые воспринимает ребенок: это речь окружающих его близких взрослых и детей, педагогов, а также телевидение, фильмы, кино, театр, речь людей в транспорте и магазине, в музее и на улице и т.д. Но для маленького ребенка дошкольного возраста речевая среда – это прежде всего речь тех людей, с которыми он общается постоянно – то есть родителей и педагогов детского сада или детского центра. Подражая им, малыш перенимает все тонкости построения фраз, интонации, темпа и мелодики речи, употребления слов, но он также принимает и все ошибки!

Многие выдающиеся люди развили свои языковые способности и литературный дар под влиянием тех взрослых, с которыми они общались в детстве. Вспомним поэтическую речь Арины Родионовны – няни А.С. Пушкина. А литературные способности М. Горького? Они развились у писателя под воздействием бабушки. Они писал о бабушке: «Говорила  она, как-то особенно напевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные».

Культура речи взрослого, постоянно общающегося с ребенком, имеет две стороны (Г.О. Винокур): 1) правильная речь, т.е. речь без ошибок, 2) умелая и искусная речь – то есть уместное употребление фраз, или оптимальное использование языковых средств для решения своих жизненных задач.

Давайте проверим себя – не похожи ли мы на хирурга из анекдота, с которого началась наша статья. Правильно ли мы говорим с детьми?

Правило 1. В речи надо избегать постоянного употребления присловий: «как бы», «на самом деле», «так сказать», «типа», «значит», «это», «ну» — они делают речь смешной, разорванной, несвязной. Л.В. Щерба называл такие слова «упаковочным материалом», совершенно ненужным для передачи смысла.

Вот что получается 🙂

Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак-
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители-
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.

Нам часто кажется, что дети не обращают внимания на наши слова. Но это не так. Расскажу еще историю из жизни. В одной группе детского сада работала воспитательница, которая часто бормотала себе под нос слова: «так — сказал бедняк», думая, что дети не обращают на эту ее привычку никакого внимания. И дети, действительно, никак не реагировали на эту фразу. Однажды воспитательница заболела, и в группу утром зашла заведующая детским садом. «Так», – не успела сказать она, как дети дружно посмотрели на нее и хором громко и радостно произнесли знакомые им слова «сказал бедняк!». Заведующая не поняла сначала, с чем связана такая странная реакция детей. Но при следующем повторении ей слова «так» через несколько минут, все дети группы, узнав так хорошо им знакомые слова,  снова радостно и дружно закричали: «Сказал бедняк!». Комментарии излишни :).

Правило 2. Взрослым в своей речи желательно очень четко и точно называть все предметы, которые окружают ребенка и которыми он пользуется. Например, не говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «рейтузы», «колготки», «шорты», «джинсы». Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку», назвать конкретный головной убор: берет, ушанка, кепка, шлем, панама, шляпка, бейсболка и т.д.

Зачем это нужно? Прежде чем малыш научится сравнивать равносторонний треугольник с равнобедренным или ломаную линию с прямой линией или  букву А с буквой Л, он учится сравнивать бытовые предметы друг с другом. Ему нужно научиться отделять существенные – главные признаки предмета от несущественных и обобщать. Например,  чем отличаются брюки и шорты? Что у них общее – чем они похожи? Что у них отличное? Чем отличается кепка от ушанки? Кепка может быть разного цвета, с разными козырьками, разного размера. Но это всё равно кепка. Чем же похожи друг на друга все кепки? Здесь надо отделить важные признаки всех кепок (чем кепки отличаются от панам или ушанок)  от несущественных (форма, размер, декор могут быть разными у всех кепок, но всё же это кепки, а не береты!).

Когда  Вы правильно и точно называете предметы, у ребенка начинают появляться вопросы к Вам – почему так называется? Это отличный повод поговорить с малышом, попробовать обсудить чем похожи и чем отличаются разные предметы. И это будет жизненное занятие, которое полезно и для интеллекта, и для речи ребенка и которое не потребует ни специальных книжек или картинок, ни Вашего времени. Такие обсуждения делаются «по пути»  — при сборе на прогулку, подготовке к обеду и так далее.

Ребенок, который привык к точной речи взрослых, даже начнет Вас потом исправлять: «Мама!!!! Это не штаны: это рейтузы, а это брюки!» И это отлично!

Правило 3. В своей речи желательно не злоупотреблять уменьшительно –ласкательными словами и не сюсюкать: ножка, дорожка, машинка, ротик, кашка, ложечка , вилочка, карандашик и т.д. Ласковые слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них!

Правило 4. Правило употребления глаголов в обращении к ребенку/детям. Очень часто родители и педагоги обращаются к детям в прошедшем времени: «Так, встал и пошёл умываться!», «Встали, плечи расправили. Делаем зарядку». Это недопустимо – это грубая речевая ошибка. Представьте, что кто-нибудь скажет Вам в автобусе: «Так, встала и уступила место!» — что Вы почувствуете? То же чувствуют и дети, когда им говорят в такой манере. К детям нужно обращаться с просьбой в настоящем времени: «Давайте встанем. Поднимите руки вверх. Сделаем зарядку». Или:  «Встань, пожалуйста, и иди умываться»

Правило 5. Грамматическая и орфоэпическая правильность речи.

Приведу пример часто встречающихся ошибок. Правильное ударение выделено заглавной буквой.

ЗвонИм (звонИт), баловАть (балУет, балУешь, балОванный, баловАться, балУюсь, балУется, но бАловень), досУг, предложИть (предложЕние), красИвее, месяцАми (по месяцАм), ремЕнь, алфавИт, ворОта (к ворОтам, но в поэзии, песенка воротА), нет грибА, возьму дОску (дополнительный вариант – доскУ), давнИшний, задОлго, завИдно, яичница (произносится «яишница»), началсЯ, началАсь, началОсь (неправильно нАчался), повторИт (неправильно – повтОрит), арбУз, кУхонный, мЕльком, партЕр, шофЁр (неправильно – шОфер).

Что еще нужно запомнить: как правильно говорить

  • Пара чулок, пара сапог, пара гетр, пара носков, пара валенок,
  • Килограмм яблок, груш, слив, но апельсинов, помидоров, вафель (Не вафлей)
  • Возьми из кухни (возьми с кухни – ошибка)
  • Клади (неправильно – «ложь»)
  • Ляг (неправильно – «ляжь»)

Правило 6. Не нужно употреблять в речи «мертвые» вопросы и фразы!  Дорогие педагоги! Я всегда удивляюсь, когда слышу на занятиях с детьми этот вопрос (причем из года в год повторяющийся), и это классика ошибки воспитателя. Привожу пример типичного диалога:  «Какое сейчас время года наступило?» — «Осень» — «Скажите полным ответом» — «Сейчас наступило время года осень».

Вы когда-нибудь сами так говорили в жизни: «Сейчас приду на постоянное место жительства в свой дом» или «Сегодня наступило день недели воскресенье»? Или «сегодня у нас на обед первое блюдо борщ в столовой посуде, а третье блюдо компот в чайной посуде» Нет? Так и детям так не нужно говорить! Зачем нужен полный ответ? Это всё равно, что ехать из Петербурга в Москву через Камчатку! 🙂

Если нужно, чтобы малыши стали делиться с Вами впечатлениями, так и спросить их надо по-человечески: «Какие признаки осени Вы увидели по дороге в детский сад» (или «Какие признаки осени вы видите за окном»)? Кто больше найдет признаков осени, кто у нас самый внимательный?» И Вы услышите столько развернутых живых ответов детей, сколько Вы никогда не получите «мёртвыми вопросами», которые убивают интерес к беседе у детей!

Правило 7. Не задавайте ребенку вопросов, в которых изначально заложено отрицание с частицей НЕ, например: «Ты не знаешь, почему птицы улетают на юг?». Вместо этого спрашивайте «Почему птицы улетают на юг осенью?». Не надо сомневаться в способностях ребенка!

Правило 8.  Избегайте многословия. Вместо того, чтобы спросить: «Сейчас я задам тебе сложный вопрос, и мне интересно ответишь ли ты на него или не ответишь и как ответишь – почему люди придумали разный транспорт?» 🙂 спросите просто: «Как ты думаешь, зачем люди придумали так много разных видов транспорта?»

Правило 9. Вопросы к ребенку стройте в логической последовательности с постепенным усложнением:

  • сначала простые вопросы (что видит, что знает, что слышит)
  • затем вопросы, требующие размышления анализа
  • в конце вопросы творческие, требующие выхода из проблемной ситуации.

Например, 1) какие ты знаешь виды транспорта – 2) зачем нужен транспорт людям? Зачем люди  придумали так много разных видов транспорта: водный, воздушный, подземный, наземный? – 3) Что было бы, если бы транспорт перестал существовать? Какие виды транспорта люди придумают в будущем? Если Вы сразу же зададите сложный, проблемный вопрос, то не сможете получить развернутый ответ от ребенка. Ему нужно «подойти» к высокой планке, «разогнавшись» на простых вопросах.

Желаю Вам успехов в воспитании и обучении Ваших малышей!

По материалам А. Валасиной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя.

М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультация "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя"

Консультация "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя"...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка непрем...

Консультация для воспитателей. Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя.

     Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особе...