Главные вкладки

    Консультация для родителей «Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания»
    консультация (младшая группа)

    Ткачёва Олеся Сергеевна

    Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx20.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей «Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания»

    Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

    Поступление ребёнка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

    От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.

    И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

    Особым событием в жизни малыша 1.5-3 лет является знакомство с детским садом. Новая ситуация социального развития несомненно положительно сказывается на его достижениях и успехах, но лишь тогда, когда адаптация ребенка проходит легко и естественно.

    Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.

    Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение года.

    На то, как будет протекать процесс адаптации влияют следующие факторы:

    1. Возраст;

    2. Состояние здоровья;

    3. Уровень развития навыков самообслуживания;

    4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками;

    5. Сформированность предметной и игровой деятельности;

    6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

    С какими трудностями приходится сталкиваться малышу?

    Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась, дети 2-3 лет обычно играют, так сказать, рядом, но не вместе. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

    Во-вторых, дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в детском саду. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к саду. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в садике приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

    В-третьих, дети раннего возраста эмоционально привязаны к матерям. Опытные врачи и педагоги говорят о том, что ребенку-дошкольнику нужнее всего материнская ласка и теплый (прежде всего — психологически, уютный дом, спокойная, доброжелательная атмосфера в семье. В такой обстановке он расцветает и нормально развивается. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к детскому саду, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

    В-четвертых, дома к ребенку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки уберет на место. Придя в детский сад, ребенок сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: одеваться, есть ложкой, проситься и ходить на горшок и т. д. Если у ребенка не развиты культурно-гигиенические навыки, то привыкание идет болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не будет удовлетворена полностью.И последнее, дольше привыкают дети, у которых сохранились вредные привычки: сосать соску, ходить с подгузниками, пить из бутылки. Если избавиться от вредных привычек до начала посещения детского сада, то адаптация ребенка пройдет более гладко.

    С приходом в детский сад в жизни малыша все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:

    • четкий режим дня;

    • отсутствие родных рядом;

    • длительный контакт со сверстниками;

    • необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;

    • резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;

    • особенности нового пространственно-предметного окружения.

    Ребенок становится замкнутым, отсутствуют эмоциональные проявления, появляется заторможенность в поведении, преобладание отрицательных эмоций в том числе и страха, нежелание вступать в контакт ни со взрослыми ни со сверстниками, пропадает интерес к окружающему пространству, игрушки малыша не привлекают, снижается речевая активность, пропадает аппетит, ребенок плохо засыпает все это сигнализирует о наличии проблем в привыкании ребенка к детскому саду.В этот период, вследствие ослабления жизненных сил, организм ребенка перестает активно сопротивляться инфекциям, что приводит к частым заболеваниям.

    Сколько это будет длиться! Или когда наступит конец адаптации?

    Выделяют три степени адаптации:

    • легкую (15-30 дней);

    • среднюю (30-60 дней);

    • тяжелую (от 2 до 6 месяцев).

    По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию.

    Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции.

    Это означает, что:

    • при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;

    • ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;

    • малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;

    • ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;

    • восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка)двигательная активность дома, а затем и в детском саду;

    • нормализуется сон, как в детском саду, так и дома; восстанавливается аппетит

    • ребенок начинает весело говорить о садике, пересказывать события случившиеся за день

    Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду:

    • необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи, соответствующий режиму ДОУ.

    • в первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на дневной сон, а спустя 2 недели на целый день

    • каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.

    • Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

    • В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.

    • Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.

    Как помочь ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение:

    • вечерняя прогулка дает идеальную возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня. Если произошло что-то неприятное или тревожащее малыша, надо обсудить с ним это сразу, не допуская, чтобы это давило на него целый вечер.

    • вечером наберите в ванну немного теплой воды, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня — усталость, раздражение, напряжение – уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде подчиняются одному общему правилу – они должны быть нешумными, спокойными.

    • перед сном можно сделать малышу расслабляющий массаж, прослушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя, почитать сказку.

    Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания».

            Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспекта...

    Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания.

    Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство и...

    Консультация для родителей Адаптация детей к детскому саду.Рекомендации по созданию благоприятных условиях для ее протекания.

    Адаптация детей к детскому саду.Рекомендации по созданию благоприятных условиях для ее протекания....

    Работа с родителями по теме: «Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания»

    Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняютс...

    Консультация для родителей "Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания"

    Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания...