«Русский национальный костюм»
план-конспект занятия (средняя группа)

Мирон Лариса Дмитриевна

Цель:  Знакомство с русским костюмом.

 

Программные задачи

 

Образовательные:

  • Познакомить детей с бытом  и традициями русского народа.
  • Продолжать рассказывать о русском костюме, познакомить с символикой в украшении костюма.

Развивающие:

  • Расширять кругозор, развивать любознательность, внимание, сосредоточенность при выполнении кинезиологического упражнения (физминутка), мелкую моторику рук

 

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к прошлому русского народа.
  • Поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с гостями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_dlya_roditeleysre_gr_-_kopiya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

ГБОУ «Школа  № 1245»  

Познавательное развитие.

Конспект  непосредственной образовательной деятельности  в средней группе.

Тема:

«Русский  национальный  костюм»

                                                                                                           Выполнила:

                                 Воспитатель  Мирон Л.Д.

 

Москва 2018г

\Цель:  Знакомство с русским костюмом.

Программные задачи

Образовательные:

  • Познакомить детей с бытом  и традициями русского народа.
  • Продолжать рассказывать о русском костюме, познакомить с символикой в украшении костюма.

Развивающие:

  • Расширять кругозор, развивать любознательность, внимание, сосредоточенность при выполнении кинезиологического упражнения (физминутка), мелкую моторику рук

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к прошлому русского народа.
  • Поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с гостями.

Словарная работа:

  • Обогащать и активизировать словарь детей. (Сарафан, кокошник, лапти, орнамент, сударыня, сударь, россичи, хлебосольный)

Материал: 

  • Две куклы в русских национальных костюмах: сарафанах и рубахах, кокошниках, лаптях, поясах.
  • Карточки с орнаментами.
  • Тексты загадок, поговорок.
  • Материал для работы с «изонитью».
  • Книги с русскими народными сказками.
  • Костюмы русской национальной одежды: сарафан, рубаха, кокошник, лапти, пояс.

Ход.

Воспитатель. Посмотрите, к нам гости идут. (Вносит  кукол, мальчика и девочку, в русских костюмах, говорит от их имени)

Куклы. Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!

Воспитатель. Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по – особенному.

  • Никто из вас не догадался, откуда  они к нам пришли?
  • Давайте спросим у кукол, откуда они пришли.

Дети: Откуда вы пришли, гости дорогие?

Куклы: Мы пришли к вам  прошлого, из Древней Руси.

Воспитатель: Ребята, когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия.  Похожи эти названия? Давным-давно на Руси все люди так одевались,  и была особая манера разговора.

Женщин на Руси звали сударынями, сударушками, а к мужчин– «сударь».

Воспитатель. Ребята, хотите узнать, как зовут наших гостей, спросите вежливо кукол, как их зовут? Только спросите так, как раньше на Руси говорили.

Дети. Как вас звать сударыня и сударь?

Куклы. Меня зовут  Марьюшка – свет Васильевна, а моего братца - Иванушка.

Воспитатель: Что можно сказать про имена наших гостей, какие они?

Дети. Красивые, ласковые, нежные, добрые.

Воспитатель. Правильно, имена ласковые, чисто русские. Обратите внимание на внешность Марьюшки и Иванушки.

        -Какого цвета  у них волосы? (светло-русые)

        -Какого цвета кожа? (светло-розовая, белая)

        -А какие глаза? (голубые, небесные)

Воспитатель: О русских девушках говорили, что у них волосы как лен, сами как лебедушки, а глаза васильковые.

Давайте посмотрим, во что одета Марьюшка.

Дети: Одета она в белую льняную рубаху и сарафан до пят, на ногах – лапоточки плетенные. Волосы у Марьюшки в косу заплетены.

Воспитатель: На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали на две, и должна была она  всегда носить головной убор кокошник. (Показ уборов бумажных, а затем на портретах женщин).

Воспитатель: Во что же одет Иванушка?

Дети:  В рубаху, штаны, сапоги; рубаха подпоясана поясом самотканым.

Куклы:  Вы заметили, какой интересный узор вышит на нашей одежде? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.

Например: (показ и рассматривание иллюстраций)

орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.

знак  солнца. Что оно дарит людям? (тепло, добро). Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие.

-На что похож этот знак? (на волны, на реку). Это знак воды. Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье.

-Другой знак – засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток.

-Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое:

                        

                         

                           Красный – благополучие, (хорошую жизнь)

                        Желтый – тепло и ласку,

                        Синий – радость,

                        Черный – богатство.

Воспитатель: Посмотрите и в костюмах наших гостей есть эти цвета.

(Рассматривают костюмы)

Воспитатель: Давайте с вами  попробуем  вышить  узоры из русского орнамента при помощи волшебной ниточки. (Работа за столами )

Физминутка:     

 Вышивали, вышивали, (Симметричные круговые движения руками)

                        

Наши пальчики устали (Сжимание и разжимание кулачка)

                        

А теперь мы отдохнем, (Ладони положить под щечку)

                        

И опять играть пойдем. (Шевеление пальцами обеих рук).

Воспитатель: А теперь, давайте поиграем в игру «НАЙДИ И ПОКАЖИ». Я буду загадывать загадки о какой-нибудь старинной одежде, кто отгадает, показывает одежду.

Каждый день поутру надеваю я трубу.

Ну не догадаться вам?

Она зовется …(Сарафан)

Он  украшает голову, на цветок  похож.

Весь расшит узорами, уж очень он хорош.

А  зовут такой убор…(Кокошник)

Что же это  за одежда:        

С четырьмя отверстиями.

В одно входишь,

А в три выходишь. (Рубаха)

Целый день  я в нем хожу словно в обруче. (Пояс)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них ходили раньше люди

И плели из лыка.

А чтоб с ножки не спадали,

Их веревкой привязали.  (Лапти)

Воспитатель: О русских  девицах-красавицах  сказки сочиняли, стихи, песни слагали. Купцы заморские, говорили о русском народе, что он хорош собой, храбрый и справедливый, любит добротные вещи, а в людях ценит  умение и храбрость. Русские люди самые хлебосольные.

Ребята, вы запомнили, какие русские люди? (люди русские храбрые, сильные, красивые.)

Воспитатель: А вы знаете, что значит слово «хлебосольные »?

(На Руси дорогих  гостей встречали и угощали хлебом и солью, поэтому и стали говорить, что люди русские хлебосольные, значит гостеприимные.)

Да и сам русский народ отмечал свои характерные черты. Послушайте пословицы:

-Русский человек хлеб – соль водит.

-Русский человек – добрый человек.

-Русский крепок на трех сваях:  авось, небось, да как-нибудь.

-У русского мужика нет  лучше друга, чем печь.

        

Воспитатель: Как выдумаете, почему так говорят, что  «нет лучше друга, чем печь»? (люди любили поваляться на печи, погреться, иногда  полениться).

Воспитатель: Да, ребята, в русском характере встречаются не только хорошие черты, есть и отрицательные, например лень.

Свою жизнь, черты характера русский народ отражал в сказках.

 Воспитатель: Посмотрите на нашу выставку книг и вспомните, в каких  сказках  высмеивается лень, жадность, зависть?

( «По щучьему велению», «Крошечка –Хаврошечка», «Привередница», «Про Иванушку дурочка», «Лисичка со скалочкой», «Лиса – лапотница».)

Воспитатель: В характере русского человека всегда отмечали такие черты как веселость, жизнерадостность. Да, на самом деле, любят люди повеселиться, поэтому придумывали различные игры.

Воспитатель: Какие русские народные игры  вы знаете?

(Ловишка, Гуси-гуси, У медведя во бору ,Петух, Колпачок, Наш платочек голубой.)

Воспитатель: А вам известна игра «Заря»?

Это тоже русская народная игра. Давайте с нашими гостями поиграем в эту игру. Для игры  выберем  водящего русской  народной считалкой «Кафтан».

                                  У Ивана три кафтана:

Красный, белый, голубой,

У Ивана три кафтана,

Выбирай себе любой.

                     (дети выбирают водящего и играют в  русскую народную игру «ЗАРЯ»)

Заря – зарница,

Красная девица.

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые.

За водой пошла.

Воспитатель: А теперь, попрощайтесь с гостями, им пора возвращаться, но они непременно к нам еще заглянут и проверят, узнали ли вы что-нибудь новое о русском человеке, о традициях нашего народа.