Родители- первые воспитатели
консультация

Вяткина Оксана Николаевна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Родители – первые воспитатели»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditeli_-_pervye_vospitateli.docx16.09 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Родители – первые воспитатели»

       Почти в каждой семье появление у ребенка нежелательных элементов в поведении, высказываниях и поступках вызывает удивление: откуда это у него? Если ребенок посещает детский сад, школу или часто играет с детьми на улице, то все отрицательное в его поведении и высказываниях приписывается дурному влиянию окружающих. Ну а если ребенок слишком мал, то это врожденные дурные наклонности, и тут уж никакое воспитание не поможет – так склонны считать многие родители.

        В воспитательном отношении взрослый человек для малыша является наиболее авторитетным источником, из которого можно черпать ответы на возникающие вопросы, перенимать решение обыденных и более сложных ситуационных задач, постоянно возникающих перед развивающим ребенком. Ребенок во всем подражает взрослым и главным образом тем, которые постоянно общаются с ним, удовлетворяют его жизненные и ориентировочные запросы, составляют наиболее устойчивую микро социальную среду. Но физиологический механизм подражания как бы «слеп»: ребенок подражает взрослым и в хорошем, и в плохом.

         Мы не замечаем: воспитание, «учеба» малыша, в основе чего лежит подражание, начинается очень рано, когда он еще «ничего не понимает». Дело в том, что у детей от природы хорошо развита моторная память, позволяющая ребенку запечатлевать все, что он видит, ощущает, слышит, независимо от того, сознает ли малыш все это или еще не осознает.

         Особо интенсивное, постоянное накопление элементов познания происходит в первые пять лет жизни человека. Именно в этот период за близкими взрослыми постоянно наблюдает зоркий глаз будущего человека, и не только наблюдает, но все фиксирует, перенимает, формирует, создает свою «энциклопедию» элементов поведения, нравственности. Вот почему важно, чтобы в период ребенок не впитывал отрицательное, ненужное, лишнее.

           Наиболее распространенный недостаток в поведении детей – это незаконченное действие: ребенок взял игрушку, поиграл и бросил; не отнес и не положил туда, где ее взял, не закончил действия, связанного с этой игрушкой. То же самое происходит с книжками, одеждой, обувью — убрать за собой на место – это элементарные деятельные акты, но, привыкнув не заканчивать их, ребенок в дальнейшем не будет доводить до конца начатое им дело. Это формирует хаотичное, безалаберное, несистематизированное поведение, которое уже становится доминирующей составной характера.

           Чтобы ребенок убирал свои вещи на место, эти места должны быть определены в доме и должны быть постоянными для обуви, одежды, игрушек и т.д. И все члены семьи должны соблюдать этот порядок для вещей. Часто приходится наблюдать действия папы, вернувшегося с работы: обувь брошена в одном углу коридора, одежда в другом, шапка в третьем (но он же устал), к таким отговоркам будет прибегать и ребенок, испытывая нежелание убирать. Даже если мама и говорит, что так делать плохо, а ребенок видит обратное, в этом случае реальная действительность сильнее, чем слова. В дошкольном детстве для ребенка самое важное достижение: уметь занять себя и убрать за собой. В дальнейшем для развития самоорганизованности эти умения сослужат большую роль. Поведение ребенка – отражение воспитания родителей.

          Неаккуратному воспитателю (взрослый, который занимается воспитанием ребенка: мама, папа, бабушка, дедушка и др.), если сам он этих привычек не имеет, трудно ожидать успехов в выработке привычек аккуратности у своего воспитуемого. Авторитет родителей в глазах ребенка падает. Примеров из практики можно привести много. Если папа утром не заправляет свою кровать, то научить ребенка это делать ему будет очень трудно. Очень трудно научить ребенка убирать за собой со стола посуду, если это не делают со своей посудой другие члены семьи. Нелегко научить малыша говорить «Спокойной ночи» и «Доброе утро», если в семье никто не делает этого. А если это делается постоянно и систематически, то не приходится прилагать специальных усилий, привычка возникает «сама по себе». Если в семье бабушка или мама «крикливые», то научить детей разговаривать тихо, по-домашнему не удастся.

          Люди из поколения в поколение буквально тащат за собой тяжелый груз изъянов в воспитании, ущербную нравственность, не нужные никому навыки и привычки, плохие характеры. В самом деле, если бы ребенок никогда не видел сигарет или папирос, не знал, что такое табак, не видел бы процесс курения, разве появилось бы у него, уже взрослого человека, желание курить?

          Антиникотиновое и противоалкогольное воспитание потому и не достигает должного успеха, что ведется преимущественно на словах, а среда делает свое пагубное дело. Мамы часто устраивают детям дни рождения «по взрослому», застолья с  взрослыми блюдами и хотя из напитков – лимонад, соки, пепси; но все также разлито в стаканы и фужеры, а дети чокаются за здоровье именинника. Так родителям проще организовать, привычнее, но полезно ли это для их ребенка? Можно ведь организовать поход на природу с конкурсами и играми, в кинотеатр, цирк, кафе-мороженое, на аттракционы и т.п. Детям – все детское: и одежда, и блюда, и столик для занятий и приема пищи, все по возрасту. Переносить на детей «статус» взрослого ни в коем случае нельзя. Смешно выглядит ребенок в одежде взрослых фасонов: девочки в облегающих юбках и платьях, мальчики – деловом костюме и шляпе и не к месту одетых. Всему свое время и место  — это одно из важных правил воспитания. И это во многом зависит от примера взрослых: умения преподнести ребенку урок: как мама и папа одеваются на работу, на праздник, в лес за грибами, на огородные работы и т.д. Как часто мы видим женщин ни к месту одетых, разряженных и разрисованных, как кукол. Можно предположить, что на этом примере и дочь станет такой же.

          Неразумной добротой к ребенку, слепой любовью к нему, как и недостатком любви и вседозволенностью можно нанести непоправимый вред, исковеркать его формирующуюся личность. Не любовь к себе ребенка воспитывает таким отношением мать, и не уважение, не авторитет, а потребительское отношение сначала к себе, а в дальнейшем оно перерастет в потребительское отношение к обществу. Человек, привыкший все время брать, пользовать плодами чужого труда, никогда не сможет что-либо создавать и отдавать, делиться  со страждущим, идти на помощь и выручку даже к близким людям. Об этом стоит задуматься: как провести свою старость с любимыми детьми и внуками, а не доживать свой век в доме престарелых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "Родители - первые воспитатели"

Консультация преднозначена для родителей....

консультация "Родители - первые воспитатели"

Консультация предназначена для родителей....

Родители — первые воспитатели своего малыша.

Родители — первые воспитатели своего малыша....

Родители - первые воспитатели детей

Родители - это первые педагоги. Так гласит статья 18 Закона Российской Федерации "Об образовании»". Родители обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личнос...

Консультация "Родители- первые воспитатели"

quot;Родители-первые воспитатели"...

Родительское собрание-тренинг «Родитель – первый воспитатель» в средней группе.

Родительское собрание-тренинг«Родитель – первый воспитатель»в средней группе....

Консультация для родителей "Родители - первые воспитатели своих детей" (презентация)

В данной консультации представлены рекомендации для родителей  пот воспитанию детей....