Как приобщить ребенка к чтению?
книга (подготовительная группа)

Серкунова Клара Рауфовна

Информацию в современном ми­ре можно получить разными путями, каналов для получения информации множество.Возникает вопрос: так ли необходимо получать информацию только посредством чтения?  Об этом стоит поразмышлять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_ak_priobshchit_rebenka_k_chteniyu.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Как приобщить ребенка к чтению?

        

В XIX веке во многих семьях формировалась замечательная привычка – чтение в кругу семьи. К сожалению, в наше время эта традиция постепенно исчезает.

Важно то, что при  совместном чтении между родителем и ребенком создается атмосфера доверия и внутреннего единства, потому что на определенное время они погружаются в одно и то же ментальное пространство.

Семейное чтение хорошо тем, что каждый член семьи имеет возможность высказать свое мнение о прочитанном и услышанном, дети учатся соотносить прочитанное с тем, как к этому относятся их близкие. Самое главное, что в процессе такого чтения взрослый дает ребенку возможность выговориться. Вы рассказываете   ему   о   своем   видении   героя, он - о своем. Чтобы рассуждать, нужно формулировать мысль, а это требует особой работы, прежде всего родителей – они должны уметь слушать своих детей. Пятилетний ребенок легко запоминает, как правильно говорить, если вы по ходу его речи поправляете часть слов (ни в коем случае не все, иначе он не сможет сформулировать мысль).  Если вы беседуете каждый день, то постепенно с вашей помощью он будет говорить четче. Следует обращать внимание на построение  предложений у ребенка при передаче мыслей, на то, чтобы в них были подлежащее, сказуемое и другие составные части.

Для семейного чтения очень подходят автобиографии, которых, к счастью, литераторы создали достаточно.

Е.И. Николаева, доктор биологических наук, профессор кафедры психологии и психофизиологии ребенка ГОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт- Петербурга, рекомендует родителям не бояться выбирать для семейного чтения сложные книжки. Она приводит пример, когда в 5 лет прочла своему сыну  «Тома Сойера» М. Твена. Ее сына потрясла история «неправильного мальчика», они  перечитали ее еще 4 раза подряд. До школы прочли М. Рида, Ж. Верна, Р.Л. Стивенсона. Многие сложные рассуждения, особенно из Ж. Верна, Е. И. Николаева опускала, но гуманистические идеи этих авторов ребенку были понятны и в пять, и в шесть лет.

Итак, родители могут читать сложные тексты, формируя у ребенка способность мыслить и рассуждать. Но и самостоятельное чтение должно вызывать у ребенка удовольствие.

Сегодня понятна озабоченность родителей дошкольников: от детей в наше время  требуется умение читать с большой  скоростью, чтобы попасть в элитную  школу. Однако стоит иметь в виду, что освоение чтения - не эволюционный процесс, т. е. никогда отбор людей куда-либо не производился на основе умения читать. Эта способность значительно зависит от потенциальных возможностей детей. У части мальчиков нет угловой извилины в левом полушарии головного мозга, и в этом случае они не могут читать быстро, даже если их будут учить самые лучшие педагоги мира. Учителям и родителям нужно смириться с этим. Впрочем, не умели читать быстро и такие выдающиеся представители рода человеческого, как Леонардо да Винчи, А. Эйнштейн, Г.Х.Андерсен, У. Черчилль, У. Дисней, С. Джобс. Это явление называется дислексией. Оно не отражается на способности мыслить, но связано со сложностями при чтении и, главное,  сосредоточения. Так, Эйнштейн, получивший Нобелевскую премию, с трудом читал и плохо писал. Но это не повлияло на его умение думать. То же касается и других великих дислексиков. Скорость чтения не связана со способностью думать и придумывать. Если таких детей заставляют читать, они начинают ненавидеть это занятие. Стоит подчеркнуть, что часто у детей, которым трудно читать, рано развивается способность мыслить о сложных вещах. Научиться читать особенно тяжело леворуким детям.

Для начала рекомендую предложить детям для чтения стихотворные тексты. В них нет такой широкой строчки с большим числом букв, как в прозаическом тексте. При чтении стихов ребенок перелистывает страницы существенно чаще, и создается ощущение, что у него получается читать быстро. Ребенку желательно читать каждый день хотя бы строчку, чтобы было движение вперед. Здесь следует проявить фантазию, например: вы читаете текст, доходите до самого интересного места, в этот момент говорите ребенку, что устали и предлагаете ему прочесть дальше. Только когда он ошибается, поправляйте его нейтральным тоном, и не во всех словах подряд, а только в некоторых, чтобы у него создавалось ощущение, что он может читать сам. Проблемы с чтением часто сопровождаются и особыми трудностями в речи. Поэтому создавайте условия, которые стимулируют ребенка говорить четко. Например, поиграйте в радиостанцию, где каждый «диктор» (мама, бабушка, сам ребенок) предварительно должен записать на магнитофон свою речь (фразу, стихотворение) и сделать это настолько четко, насколько возможно. Если у ребенка проблемы не только с чтением, но и с произношением слов, необходимо обратиться к учителю-логопеду и выполнять его рекомендации. Многие дети плохо говорят, потому что мало общаются со взрослыми, но часто смотрят мультфильмы, где герои говорят с использованием неправильной (потому что она рисованная) мимики. Дети учатся произносить слова, глядя на движения губ взрослых, поэтому, когда беседуете с ребенком, старайтесь говорить четко.

Молодым родителям стоит знать! Чтение включает два процесса: с одной стороны, узнавание букв и соединение их в осмысленные слова, с другой - получение информации. Для родителей детей, имеющих проблемы с чтением, возможным решением будет на некоторое время взять функцию получения информации на себя, а ребенку оставить процесс узнавания букв и соединения их в слова. Это не должно вызывать неудобства или ощущения ущербности.

        Наконец, еще одна проблема заключается в том, что родители требуют от ребенка читать, но сами этого не делают. И если он видит, что по вечерам мама и папа смотрят телевизор, никакие уговоры не сделают его читателем. Если ребенку сложно читать, то нужно помочь ему преодолеть эту проблему, а не создавать условия, позволяющие ему уходить от трудностей или избегать их. Поддерживайте ребенка в процессе освоения чтения, показывайте, как справляться с возникающими при этом сложностями, и вы научите его не только читать, но и жить в мире, где непростые ситуации встречаются регулярно, и их нужно преодолевать, а не обходить.

        Когда-то чтение было практически единственным способом получения информации, поэтому читающих было большинство.

        Информацию в современном мире можно получить разными путями, каналов для получения информации множество. Я предпочитаю послушать аудиокниги, например, занимаясь домашними делами, в огороде, в транспорте по дороге в другой город. При этом глаза отдыхают, можно закрыть их и представить все сцены, насколько хватит воображения.

        Возникает вопрос: так ли необходимо получать информацию только посредством чтения?  Об этом стоит поразмышлять.

Подготовила:

 Учитель-логопед  Серкунова К.Р.

20.07.20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщайте ребенка к рисованию!

Консультация для родителей, как развивать у ребенка творчество, воображение....

Как приобщить ребенка к чтению

Подсказки для родителей как помочь детям стать хорошим читателем и как приобщить ребёнка к чтению....

Как приобщить ребенка к безопасному поведению на дороге

в данных рекомендациях изложены главные принципы приобщения ребенка к безопасному поведению на дороге....

Папка - передвижка "Как приобщить ребенка к народной культуре"

Папка - передвижка содержит информацию о роли русского фольклора в приобщении детей к народной культуре....

Консультация для воспитателей «Как приобщать ребенка к социальному миру».

Консультация для воспитателей«Как приобщать ребенка к социальному миру».  Составил: Ланцова Ю. А.    МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 15 « Ёлочка» Как ...