11.08.2020 Картотека по ИЗО
картотека

Гиззатуллина Лариса Петровна

Предлагаем картотеку по изобразительной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oznak_s_proizved_iskusstva.doc71.5 КБ
Microsoft Office document icon oznakomlenie_s_zhivopisyu.doc51.5 КБ
Microsoft Office document icon rassmatrivanie_kartin.doc2.63 МБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы с детьми по теме

 «Ознакомление детей с произведениями искусства»

«ХУДОЖНИКИ - ГРАФИКИ»

Цель:

Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов, формировать интерес к творчеству художников-иллюстраторов (книжная графика). Воспитывать у детей художественный вкус и эстетическое восприятие.

Задачи:

  1. Учить детей видеть выразительные средства: цвет, фон, особенности изображения животных, их одежды
  2. Учить детей внимательно рассматривать иллюстрацию, замечать в ней главное и детали, обращая внимание на внешний вид главного героя, его настроение, как он себя ведёт.
  3. Побуждать детей делать описание по иллюстрации
  4. Учить детей использовать полученные знания и умения при создании образа сказочных персонажей в изобразительной деятельности
  5. Вызывать у детей эмоциональный отклик на иллюстрацию

 

Перспективный план по ознакомлению

детей с книжной графикой

Дата

Вид, тема занятия

Макроцель, микроцели (задачи)

Методическое обеспечение

Реализация темы в регламентированной и свободной деятельности детей

Сентябрь

Интегриро-ванное

«Ходит кот по лавочке»

Цель: Знакомство с иллюстрациями Ю.А. Васнецова к потешке «Котики»

Лепка «Котенька-коток»

Задачи:

  1. Учить видеть выразительные средства: цвет, фон, особенности изображения животных, их одежды (сравнение 2 х иллюстраций).
  2. Использовать полученные знания и умения при создании образа сказочных персонажей.
  3. Воспитывать художественный вкус и эстетическое восприятие.

А.А. Грибовская «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью», иллюстрации к потешкам «Пожар», «Кисонька», «Ходит кот по лавочке».

Заучивание потешек

Октябрь

Творческое занятие «Идёт петушок, красный гребешок»

Цель: Рассматривание иллюстраций художника Ю.А. Васнецова к потешке «Петушок»

Рисование «Солнышко»

 Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с иллюстрациями Ю.А. Васнецова к различным сказкам.
  2. Учить рисовать солнышко, вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы.
  3. Воспитывать интерес к творчеству художника-сказочника Ю.А. Васнецова.

А.А. Грибовская «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью», иллюстрации к потешкам «Петушок» (где есть солнышко); «Конь» и к сказкам «Колобок», «Зайкина избушка»

Аудиозапись песенки «Петушок»

Заучивание потешек, песенок, театрализация

Ноябрь

Комплексное «Сорока, сорока, где была?...»

Цель: Рассматривание иллюстраций Ю.А. Васнецова к потешке «Сорока-белобока»

Аппликация «Украсим юбочки для сказочных зверей»

Задачи:

  1. Учить внимательно рассматривать иллюстрацию, замечать в ней главное и детали. Побуждать детей делать по ней описание. Вызывать у детей эмоциональный отклик на иллюстрацию.
  2. Приобщать к искусству аппликации; учить создавать декоративную композицию; развивать чувство ритма.
  3. Воспитывать эстетический вкус

О. А. Соломенникова «Радость творчества», иллюстрации к потешке  «Сорока-белобока».

Заучивание потешек. Игровая ситуация «Ждём гостей»

Дата

Вид, тема занятия

Макроцель, микроцели (задачи)

Методическое обеспечение

Реализация темы в регламентированной и свободной деятельности детей

Декабрь

Интегрирован-

ное

«Терем-теремок».

Цель: Продолжать знакомство с творчеством художника Ю.А.Васнецова.

Рисование по русским народным сказкам на тему «Сказочный домик»

Задачи:

  1. Продолжать учить внимательно рассматривать иллюстрации, обращая внимание детей на выразительные средства, декоративные детали. Вызвать эмоциональный отклик при рассматривании иллюстраций художника.
  2. Учить детей создавать образ сказочного домика, используя элементы узора, характерные для иллюстраций Ю. Васнецова: точки, полосы, цветы. Развивать воображение, фантазию.
  3. Воспитывать чувство прекрасного.

О. А. Соломенникова «Радость творчества», книги с иллюстрациями Ю. Васнецова

Чтение русских народных сказок, заучивание потешек.

Январь

Комплексное «Что за шапка – меха полная охапка»

Цель: Рассматривание репродукций художников А. Дюрева, В. Ватагина

Рисование «Зайчик»

 Задачи:

  1. Развивать у детей интерес и эмоциональный отклик на репродукции художников А. Дюрева, В. Ватагина.
  2. Учить видеть характерные особенности зайца и передавать их в своём рисунке (круглая голова, овальное туловище, длинные уши); учить умению передавать зайца в движении.
  3. Воспитывать интерес к рисованию животных

Репродукции картин А. Дюрева «Кролик» и В. Ватагина «Заячья семья»

О. А. Соломенникова «Радость творчества»

Чтение рассказа Г. Скребицкого «Про зайчика»

Февраль

 Творческое «Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки»

Цель: Рассматривание иллюстраций художника Е. Чарушина «Кот-охотник»

Рисование «Котофей»

Задачи:

  1. Познакомить детей с творчеством художника Е. Чарушина и его иллюстрациями. Вызвать эмоциональный отклик на изображение. Учить внимательно рассматривать иллюстрацию, обращая внимание на внешний вид главного героя, его настроение, как он себя ведёт.
  2. Учить предавать в рисунке характерные особенности кота Е. Чарушина (большой, пушистый, широко раскрыты глаза).
  3. Воспитывать интерес к творчеству художника Е. Чарушина

А.А. Грибовская «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью»,

Репродукция «Кот-охотник»

Загадывание загадок.

Заучивание потешек, стихотворений о котах.

Дата

Вид, тема занятия

Макроцель, микроцели (задачи)

Методическое обеспечение

Реализация темы в регламентированной и свободной деятельности детей

Март

Творческое

«Колобок – румяный бок»

Цель: Рассматривание иллюстраций Е. Рачева к сказке «Колобок».

Лепка «Колобок»

Задачи:

  1. Познакомить с творчеством художника Е. Рачева. Вызвать эмоциональный отклик на изображение. Учить воспринимать образы, определять настроение героев, делать описания.
  2. Учить лепить колобок, украшать согласно иллюстрации Е. Рачева
  3. Воспитывать интерес к творчеству художника Е. Рачева

А.А. Грибовская «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью»,

иллюстрации художника Е. Рачева по теме

Чтение сказок

Заучивание песенок.

Апрель

Комплексное

«Рукавичка»

Цель: Рассматривание иллюстраций художника И.И. Хохлова к сказке «Рукавичка»

Рисование «Нарисуй животное, которое тебе больше всего понравилось»

Задачи:

  1. Познакомить детей с творчеством художника И.И. Хохлова. Вызвать эмоциональный отклик на изображение. Учить выделять выразительные средства.
  2. Учить рисовать животное по желанию детей; передавать его образную выразительность
  3. Развивать эстетическое восприятие, эстетический вкус

О. А. Соломенникова «Радость творчества»

Иллюстрации по теме

Чтение сказок.

Загадывание загадок

Май

Итоговое занятие 

«Мы все - художники»

Цель: Выставка иллюстраций художников И.И. Хохлова к сказке «Рукавичка», Е. Рачева к сказке «Колобок», Е. Чарушина «Кот-охотник», А. Дюрева «Кролик» и В. Ватагина «Заячья семья», Ю.А.Васнецова, Ю.А. Васнецова к потешке «Сорока-белобока», Ю.А. Васнецова к потешке «Петушок», Ю.А. Васнецова к потешке «Котики»

Выставка детских работ, выполненных на занятиях в течение года

Задачи:

  1. Продолжать формировать интерес к творчеству художников-иллюстраторов (книжная графика).
  2. Учить понимать содержание иллюстраций и детских работ, сравнивая их образную выразительность
  3. Воспитывать художественный вкус.

Иллюстрации художников И.И. Хохлова к сказке «Рукавичка», Е. Рачева к сказке «Колобок», Е. Чарушина «Кот-охотник», А. Дюрева «Кролик» и В. Ватагина «Заячья семья», Ю.А.Васнецова, Ю.А. Васнецова к потешке «Сорока-белобока», Ю.А. Васнецова к потешке «Петушок», Ю.А. Васнецова к потешке «Котики», детские работы

Коллективное оформление детьми выставки для родителей



Предварительный просмотр:

Перспективный план по ознакомлению детей с живописью во средней  группе

Квартал

Произведение

Цель

Предварительная работа

Источник

1 кв.

В.Волошин

«Лук»

Вызвать у детей радость от встречи с прекрасным, желание любоваться картиной. Формировать умение внимательно рассматривать картину, эмоционально откликаться на ее содержание.

Дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху».

Художественно-развивающие игры: «Собери луковицы в корзину», «Секрет одной луковицы».

Загадывание загадок о луке.

К.С.Петров-Водкин «Яблоки на красном фоне»

Вызвать у детей интерес, удовольствие и эмоциональный отклик на узнанные в изображении знакомые им предметы, радость от встречи с прекрасным, желание любоваться картиной.

Рассматривание яблок, попробовать их на вкус. Дидактические игры: «Угадай на ощупь», «Чего не стало», «Определи на вкус».

Художественно-развивающие игры: «Положи красиво яблоки в тарелку», «Собери фрукты в вазу».

Чтение стихов о яблоках: С.Маршак «Круглое, румяное…», «Я расту на виду…», А.С.Пушкин «Соку спелого полно…», загадывание загадок.

1 – стр.19-20,

2 – стр.7

И.С.Остроухов «Золотая осень»

Учить внимательно всматриваться в произведение, видеть красоту родной природы, беречь ее. Формировать эмоционально-личностное отношение к картине.

Наблюдение за осенней природой. Игры с листьями. Дидактические игры: «Найди листок, какой покажу (по форме, цвету, размеру). Составление букетов, изготовление сумочек, корон из листьев. Танцы с осенними листьями. Прогулки к березе, клену в осеннем уборе, в осенний парк.

Б.Кустодиев «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой»

А.Венецианов «Вот-те и батькин обед»

Вызвать эмоциональный отклик на портретную живопись и устойчивый интерес к ней. Учить с помощью воспитателя делать вывод об испытываемом детьми состоянии (радуется, смеется, плачет, огорчается), понимать связь между соответствующим эмоциональным состоянием и действиями детей.

Рассматривание картинок, изображающие яркие, эмоциональные состояния детей. В ходе общения обращать внимание на эмоциональное состояние друг друга. Этюды: «Мы рассердились», «Как мы смеемся», «Мне грустно».

Лукас Кранах «Мадонна с младенцем под яблоней»

Учить детей понимать содержание картины, ее настроение, средства выразительности, передающие эмоциональный настрой произведения и откликаться на него. Проявлять привязанность к близкому человеку – маме.

Рассматривание семейных фотографий, беседы на темы «Чем можно порадовать маму», «Что любит и что не любит моя мама» и т.д. Проведение в детском саду совместных с родителями праздников.

Б.Кустодиев «Утро»

Учить внимательно всматриваться в произведение, понимать взаимоотношения между персонажами картины, сравнивать изображенное художником в картине с реальной действительностью. Понимать эмоциональный настрой произведения.

Дидактическая игра «Выбери предметы, необходимые для мытья куклы». Беседы: «Расскажи, что делает мама дома», «Как мамы ухаживают за вами». Рассматривание серии сюжетных картинок «Помоем куклу». Чтение стихов и потешек: Е.Благинина «Аленушка», «Водичка, водичка, умой мое личико…» и др.

2 кв.

И.И.Машков

«Две темные розы и тарелка с клубникой»

Дать детям представление о том, что картины рисует художник, чтобы порадовать нас, доставить нам удовольствие, обратить внимание на красоту окружающих нас предметов, их свойства (мягкость, сочность, спелость), качество их поверхности (яркость цвета, бархатистость поверхности). Формировать «насмотренность» от подлинно прекрасных произведений живописи.

Игры по обогащению чувственного и наглядного опыта детей. Художественно-развивающие игры: «Собери ягоды в тарелку», «Разложи красиво ягоды на салфетке». Чтение стихотворения «Я капелька лета…»

1 – стр.16-18, 2 – стр.8

В.Бычков «Подосиновики»

Начать знакомство с творчеством ковровского художника В.Бычкова. Продолжать формировать интерес к живописи. Вызвать желание любоваться картиной, ее яркими красками, рассматривать ее внимательно, эмоционально откликаться на ее содержание.

Рассматривание муляжей грибов. Чтение стихов, загадок о них. Дидактические игры: «Найди грибок на ощупь», «Собери грибок из частей». Художественно-развивающие игры «Укрась ежика грибами», «Разложи грибы красиво в корзине».

А.А.Пластов «Первый снег»

Продолжать учить детей всматриваться в картину, выделять ее главную мысль. Формировать умение эмоционально откликаться на произведение. Активизировать в речи слова: снег мягкий, пушистый, легкий.

Чтение стихов и загадок о снеге. Опыты со снегом, изучение его свойств.

К.Ф.Юон «Волшебница зима»

Учить детей замечать красивое в природе и в пейзажной живописи. Формировать умение устанавливать связь между реальной действительностью и ее изображением в искусстве. Формировать умение эмоционально воспринимать произведение в целом.

Экскурсия в зимний парк, рассматривание деревьев в инее. Дидактические игры по развитию речи: «Скажи красиво о снежинках (о деревьях, о снеге)», «Кто скажет слово более выразительно». Чтение стихов о зиме, заучивание песен.

3 кв.

В.Бычков

«Сирень»

Продолжить знакомство с творчеством ковровского художника В.Бычкова. Вызвать у детей радость от встречи с прекрасной картиной, желание любоваться ею, рассматривать ее.

Экскурсия к кустам цветущей сирени. Художественно-развивающая игра «Расставь веточки сирени в вазе красиво». Сенсорная игра «Назови цвета и оттенки сирени», «Кто лучше скажет о цветах сирени». Чтение стихов о сирени.

1 – стр.21-22 2 – стр.8

О.Ренуар

«Мадам Шарпанье со своими детьми»

Учить дошкольников понимать содержание произведения, описывать людей и их действия, изображенных на картине. Воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи, интерес к произведениям живописи.

Беседы: «Как члены семьи заботятся друг о друге», «Как в моей семье проходит воскресный день». Дидактическая игра «Скажи о маме самые красивые слова». Разучивание стихов и песен о маме.

Ю.Кугач

«У колыбели»

Учить детей эмоционально откликаться на цвет как средство выразительности создающее настроение. Воспитывать эмоциональный отклик на произведения искусства, гуманные чувства: доброту, бережное ласковое отношение к маме. Активизировать в речи слова: нежно, с любовью, тихое, спокойное настроение.

Заучивание колыбельных песен, игры с куклами. Дидактическая игра «Кто лучше и нежнее споет колыбельную песню». Прослушивание колыбельных в грамзаписи.

Литература

  1. Н.А.Курочкина «Знакомство с натюрмортом» Издательство «Акцидент» Санкт-Петербург, 1997г.
  2. Н.А.Курочкина «Знакомство с натюрмортом» Учебно-наглядное пособие Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2001г.
  3. Н.А.Курочкина «Дети и пейзажная живопись. Времена года» Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003г.
  4. Р.М.Чумичова  «Дошкольника о живописи» Москва «Просвещение», 1992г.

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

29.05.2020 Картотека дидактических игр по развитию речи

Картотека дидактических игр по развитию речи...

08.08.2020 Картотека гимнастики, массажа

Уважаемые коллеги, родители!Мы рады, что вы решили заглянуть в раздел "Картотека".В данном разделе представлены различные картотеки, которые помогут вам в вашей работе. Надеемся, что ...

08.08.2020 Картотека дидактических игр

Уважаемые коллеги, родители! В данном разделе представлены различные картотеки, которые помогут вам в вашей работе. Надеемся, что представленный здесь материал окажетсяполезен вам....

08.08.2020 Картотека загадок

Уважаемые коллеги, родители!В данном разделе представлены различные картотеки, которые помогут вам в вашей работе. Надеемся, что представленный здесь материал окажется полезен вам....

08.08.2020 Картотека игры, беседы - ЗОЖ

Уважаемые коллеги, родители!Мы рады, что вы решили заглянуть в раздел "Картотека".В данном разделе представлены различные картотеки, которые помогут вам в вашей работе. Надеемся, что п...

08.08.2020 Картотека малоподвижных игр

Уважаемые коллеги, родители! В данном разделе представлены различные картотеки, которые помогут вам в вашей работе. Надеемся, что представленный здесь материал окажется полезен вам....