Психологическая безопасность ребёнка.
консультация (средняя группа)

Волкова Марина Борисовна

 «Безопасность» определяется как защищенности жизненно важных интересов личности.

Психологическая безопасность- это: образовательной среды, свободное от во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье в нее

(И.А. Баева «Психологическая безопасность в образовании»)

2 переживание личностью психологического комфорта, выражающееся в

осознании собственного статуса, чувства собственного достоинства и их также в эмоциональном принятии  Психология общения. Энциклопедический словарь

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая безопасность ребёнка.

 «Безопасность» определяется как защищенности жизненно важных интересов личности.

Психологическая безопасность- это: образовательной среды, свободное от во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье в нее

(И.А. Баева «Психологическая безопасность в образовании»)

2 переживание личностью психологического комфорта, выражающееся в

осознании собственного статуса, чувства собственного достоинства и их также в эмоциональном принятии  Психология общения. Энциклопедический словарь

  Психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.

Само содержание понятия безопасность означает отсутствие опасностей или возможность надежной зашиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности.

Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.

ВНЕШНИМИ ИСТОЧНИКАМИ угроз психологической безопасности ребенка могут быть:

1. Враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.

2. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.

3. Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.

4. Нерациональность и скудость питания, его однообразие и плохая организация.

5. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.

6. Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.

7. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.

8. Неблагоприятные погодные условия.

9. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда и т. п.

ВНУТРЕННИМИ ИСТОЧНИКАМИ угроз психологической безопасности ребенка могут быть:

1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.

2. Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.

3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.

4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.

5. Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т. п.

Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:

- в трудностях засыпания и беспокойном сне;

- в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

- в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;

- в рассеянности, невнимательности;

- в беспокойстве и непоседливости;

- в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;

- в проявлении упрямства;

- в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

- в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);

- в игре с половыми органами;

- в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;

- в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

- в повышенной тревожности;

- в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались  ранее.

СОЗДАНИЕ  ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ В ДОУ

В настоящее время остро встает проблема построения образовательной среды в различных образовательных учреждениях, прежде всего дошкольных: меняются требования общества к подрастающей личности, на смену авторитарной педагогике пришла личностно ориентированная модель воспитания детей, и это требует организационных изменений.

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Понятие образовательная среда – одно из ключевых для образования психологических и педагогических понятий, сейчас активно разрабатываемое. В этом контексте особенно важны выявленные психологами основные потребности и возможности удовлетворения и развития: физиологических потребностей; потребностей в безопасности; потребности в усвоении групповых норм и идеалов.

Процесс воспитания осуществляется по двум направлениям. С одной стороны, воспитатель обогащает представления детей об окружающих его людях (в детском саду, семье), помогает понять их действия, чувства, проявлять по отношению к ним эмоциональную отзывчивость. С другой стороны, воспитатель помогает ребёнку разобраться в собственных чувствах и переживаниях, тем самым ребёнок обретает собственный опыт необходимый для его успешного вхождения в социум.

Необходимым условием в развитии ребёнка является не только его психологическое состояние, но и его физическое развитие, и укрепление здоровья. Для этого развивающая среда группы организуется с учётом возможности для детей играть и заниматься отдельными подгруппами, а пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Задача воспитателя – создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.

Обновление содержания дошкольной ступени образования предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса. Учет неповторимости и уникальности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных интересов и потребностей дает педагогам возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании. Одним из необходимых его условий становится создание развивающего, психологически безопасного пространства в дошкольном учреждении.

Современность как эпоха глобальных кризисов ставит перед педагогами и психологами все новые задачи. Сегодня, когда в обществе растут насилие, жестокость, отчуждение, предупреждение разнообразных психологических рисков и угроз в образовательных организациях приобретает особую важность. Поэтому, несомненно, очень работа  по прогнозированию  и  предупреждению рисков, по своевременной профилактике. В ряду таких средств должны быть и психолого-педагогические меры по созданию психологически комфортной среды, в которой находится ребенок, и в первую очередь это создание таких условий в первом его социальном коллективе, это в группе детского сада.

Дошкольные образовательные учреждения – это социальные институты, широко представленные в обществе, которым особо важно создавать и постоянно совершенствовать свою систему психологической безопасности. Дети как субъекты среды нуждаются в защите, поскольку они не готовы обеспечить ее самостоятельно в силу своих возрастных особенностей. Кроме того сензитивность дошкольников создает дополнительные условия для психологической уязвимости, восприимчивости к насилию, агрессии, страхам и тревожности, а также прочим угрозам.

Стремление создать безопасные условия для жизни и деятельности, защитить всех участников образовательной среды от всех форм насилия является альтернативой агрессивной социальной среде. Для понимания того, что следует менять или как совершенствовать образовательную среду, необходимо научиться не только выявлять скрытые болевые точки, психологические риски и угрозы, но и искать и находить способы их предупреждения, решения проблем, мешающих эффективному развитию каждой становящейся личности.

В ДОУ, когда ребенок впервые активно осваивает социальное пространство, он может подвергаться жестокому обращению, агрессии со стороны сверстников, а иногда и взрослых (родителей, воспитателей). Неосознанно дети копируют поведение педагога и черпают из него представления о нормах и правилах человеческого общежития, о взаимоотношениях людей, создавая иногда искаженную собственную картину мира. Педагог порой показывает детям не лучшие образцы собственного поведения (его вербальные и невербальные характеристики), стили и стратегии поведения, позиции по отношению к детям и другим субъектам образовательной среды. Ребенок копирует все.

Необходимо с самого начала создавать условия для успешной социализации, начиная с ДОУ, где исходно осознанно должно закладываться уважительное отношение к себе и другим, к своему будущему и к жизни в обществе.

Чувство удовлетворенности субъектов образовательной среды, прежде всего детей ДОУ, связывают с комфортностью. В толковом словаре С.И. Ожегова комфортность определяется как условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. Психологическая комфортность образовательной среды – это состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на чувства радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые детьми, находящимися в образовательном учреждении; это условия, при которых они чувствуют себя спокойно, когда нет необходимости от кого-либо защищаться.

Безопасность образовательной среды появилась как идея и факт защиты детей от внешней опасности в таких экстремальных ситуациях, как землетрясение, нападение террористов, война. Однако помимо физической опасности ребенок сталкивается с психологическими проблемами, с необходимостью уметь соответствующим образом реагировать, осуществлять определенные действия в условиях стресса, риска, неопределенности, принимать жизненно важные решения и т.д. И начинать его подготовку надо не тогда, когда что-то случится, а в условиях мирных и с раннего детства. Необходимы, с одной стороны, условия достаточно комфортные для развития, личности, а с другой – подготовка к ситуациям стрессовым, а может быть и экстремальным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая безопасность ребёнка

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА  Основные источники угроз психологической безопасности личности условно подразделяются на две группы: внешние и внутренние. ВНЕШНИЕ ИСТО...

психологическая безопасность ребёнка

Психологическая Безопасность ребёнка...

Психологическая безопасность ребёнка.

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕД.Б. Эльконин выделил и охарактеризовал четыре уровня развития игры детей 3-7 лет.1. Социальные роли определяются исключительно действиями, кроме того это повторяющиеся операци...

"Психологическая безопасность ребёнка в семье"

Психологическая безопасность ребёнка - условие жизненной успешности и гарантия благополучной жизни человека....

"Психологическая безопасность ребёнка"

Психика ребенка дошкольного возраста уязвима, чувствительна, восприимчива. Значительные воздействия внешнего мира могут оказаться для него непосильными и стать причиной нервных ответов организма и даж...