Консультация для родителей
консультация

Триполева Олеся Сергеевна

консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Консультация для родителей

«Проверь своё дитя»

 

Воспитатель:

Триполева О.С.

г. Советский

Автор книги «Поверь в своё дитя» Сесиль Лупан считает: дети требуют не внимания-опеки, а внимания-интереса, который им могут дать только родители. «Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты; но учение - это игра, которую нужно прекращать, прежде чем ребёнок устанет от неё. Главное, чтобы ребёнок был «недокормлен» и вставал из-за «стола знаний» с ощущением постоянного «голода», чтобы ему всё время хотелось «ещё».

Развитие речи

  • Объясняйте ребёнку всё, что он делает, видит и слышит, что происходит или будет происходить непосредственно около него, кто есть кто и т. п.
  • Рассказывайте короткие истории. Придумайте, например, историю о своей ноге, которая прячется в носке; о своей руке, которая ласкает малыша или убегает от него -в зависимости от настроения; наконец, о самом ребёнке, который сейчас отправится в страну снов, и т. п.
  • Разговаривая с ребёнком, пользуйтесь и детской речью, и взрослой (точной и чёткой) - по вашему желанию. Детям необходимы оба типа речи.

•        Если ребёнок путает порядок слогов или пропускает некоторые из них в сложных
словах, нужно заставить его произносить слоги друг за другом. Например, ребёнок говорит «летевизол». Попросите его сказать отдельно слог «те», затем «теле», потом «ви-зол(р)» и, наконец, медленно-медленно -«те-ле-ви-зор». Заканчивайте упражнения обязательно на успешном моменте.

  • В детской речи часто появляются словечки, которые надолго остаются в семейном словаре. Если вы ввели какое-то искажённое детское слово в домашнюю речь, та употребляя его, надо дать понять, что оно произносится неправильно (можно подмигнуть). И при этом следует спросить ребёнка: «А по-настоящему как нужно сказать?» Ребёнок будет счастлив ответить вам верно. Кроме того, это послужит стимулом для придумывания различных игр со словами, что само по себе является прекрасной тренировкой ума.
  • С двух лет вы можете водить ребёнка в кино на мультипликационные фильмы. Сажайте его к себе на колени и на ухо шёпотом рассказывайте, что происходит на экране. Это поможет развить у детей восприятие длинных текстов и будет способствовать концентрации внимания.
  • Детей обязательно надо знакомить с песенками, считалками и потешками, то есть с тем пластом народной поэзии, который создавался веками. Это не только вводит их в страну поэзии, но и прекрасно развивает память. Песенки, считалки, повторяющиеся куплеты следует напевать малышу с самого рождения: «Котя-котенька, коток», «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю...» и т. п.
  • Когда ребёнок научится с вашей помощью пересказывать маленькие стихотворения, переходите к настоящей поэзии. Я полагаю, что начинать надо с басен о животных, которые как бы обращены к детям. Кроме того, в них немаловажную роль играет мораль: в определённом возрасте дети бесконечно пробуют, «до каких пор можно доходить в своих поступках», а эти маленькие нравоучения позволяют им определить предел, пусть даже ещё неосознанно. Изучение басен закладывает не только основы нравственности, но и создаёт базу для накапливания интеллектуальных знаний.

Чтобы предложить ребёнку первую басню, очень важно самому хорошо её знать. Большинство взрослых обычно лучше всего помнят «Ворону и Лисицу». Эта история о тщеславии и лести достаточно сложна, однако благодаря диалогу и оспариваемому куску сыра басня «работает» хорошо.

• Как выучить с ребёнком басню? Сначала вы сами заучиваете её наизусть и делаете к ней рисунки, не требующие особого таланта, так как они просто отражают развитие сюжета.

Затем выберите момент, когда вы в хорошем настроении и ваш ребёнок расположен к восприятию нового, и прочтите ему «Ворону и Лисицу» как можно более выразительно. Не стесняйтесь прибегать к театральным эффектам. Ваш малыш - самая лучшая для этого аудитория. Разрешайте себе любую напыщенность и преувеличения, которые вы обычно не допускаете. Если ребёнку это понравится, возьмите рисунки, разложите их по порядку и расскажите басню как сказку. Затем вернитесь к тексту басни и объясните сложные для ребёнка выражения.

«Где-то Бог послал» («Бог послал» - это значит взялось неизвестно откуда). «На ель Ворона взгромоздясь...» («взгромоздясь» -значит, что Вороне тяжело было сесть на дерево). «Вдруг сырный дух Лису остановил» («дух» здесь означает запах). Лиса почувствовала запах сыра, он ей понравился, и она захотела съесть этот сыр. «И говорит так сладко, чуть дыша...» («сладко говорить» -говорить очень тихо, ласково, нежно). И что же Лиса говорит? «Какие перышки! Какой носок!» («носок» - это не тот носок, который ты надеваешь на ногу, а особая форма слова «нос» - «носик»). «И, верно, ангельский быть должен голосок» («ангельский голосок» - красивый, нежный, как у ангелов). И потом:

«Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Царь-птица - это самая главная, самая важная птица в лесу, у которой и оперенье прекрасное, и голос замечательный, словом, она всех во всём превосходит. А вот и совсем непонятное слово: «Вещуньина с похвал вскружилась голова» («вещунья» - от слова «ведать», знать. Считается, что вороны могут предсказывать судьбу, поэтому в басне Ворона и названа «вещуньей»). «От радости в зобу дыханье сперло» (зоб - это кожный мешочек у птиц на горле, в который попадает еда при глотании). «В зобу дыханье сперло» означает, что Ворона чуть не задохнулась от похвал...

Басню нужно рассказывать ребёнку раз в день и объяснять её примерно так, как я это изложила. Некоторые дети могут понять всю басню сразу, а некоторые - всего лишь несколько строк. Не спешите!

Когда ребёнок познакомится с короткими баснями, переходите к более длинным. Вы можете сделать книжку, разделив басню на отрывки, и к каждому подготовить рисунок.

 Вводите выражения из басен в повседневную жизнь. Когда ребёнок будет слушать пение птиц, напомните ему: «...при красоте такой и петь ты мастерица...». Сравните тщеславие мачехи из сказки о Белоснежке с тщеславием Вороны.

Для развития речи ребёнка очень важно читать ему вслух, лучше ежедневно.

Перескажите ребёнку книгу, где с помощью картинок изложена самая простая история: про утёнка, который ищет свою маму, или же про щенка, который услышал мяуканье и стал всех расспрашивать, кто же сказал «мяу»... Можно взять книжки из серии «Для самых маленьких», реалистические рисунки которых нравятся детям. Когда вы почувствуете, что ребёнок научился следить за ходом простого рассказа, подберите ему книгу не для изложения по картинкам, а для чтения, с коротким и живым текстом.

Не читайте монотонно! Объясняйте новые слова. Разделите книжку на отрывки, которые будете читать каждый день. Действуйте по методу «шаг назад, два шага вперёд», то есть прочтите снова то, что ребёнок слышал накануне, и только потом приступайте к следующему кусочку, который должны повторить ему завтра. Закончив книжку, перечитайте её ещё раз. Таким образом, каждую книжку вы прочтёте ребёнку трижды и только потом перейдёте к следующей, которая должна быть несколько сложнее и длиннее предыдущей.

Педагог и психолог Б. Беттельгейм выдвинул интересную идею о важной роли волшебных сказок в формировании личности ребёнка. По его мнению, «детям для снятия чувства тоски и страха совершенно необходимы полные драматического эффекта сказки, которые обычно рассказывают бабушки. Детская современная литература, которая стремится вытеснить старые сказки, лишает ребёнка чего-то важного, так как из её подслащённых книг начисто вытравлены понятия о ненависти, ревности, смерти и т. п. Малыш нуждается в трагических переживаниях, а ему подсовывают мелкие чувства».    

Словарный запас

Расширение словарного запаса ребёнка должно стать повседневной задачей. Следите за своей речью, избегайте жаргонных и вульгарных слов, выражайте свои мысли чётко и ясно. В то же время не забывайте о просторечном говоре. Если ребёнок с детства будет слышать не только литературную речь, это даст ему реальное и более полное ощущение языка.

Для расширения словарного запаса можно использовать некоторые упражнения. Например, вы хотите познакомить ребёнка с названием тех звуков, которые издают животные, птицы, насекомые. Некоторые слова ему знакомы по сказкам, потешкам, песенкам, а некоторые встречаются очень редко. Заранее составьте перечень этих слов, разучивайте их с ребёнком и затем используйте их в играх, которые помогут ребёнку запомнить эти слова.

Осёл - ревёт.

Кузнечик - стрекочет.

Индюк - кулдыкает.

Кабан, свинья - хрюкают.

Лошадь - ржёт.

Коза - блеет.

Сова - ухает.

Гусь - гогочет.

Голубь - воркует.

Сорока - трещит.

Слон - трубит.

Тигр, лев - рычат.

Словарик синонимов. Выберите слово и вспомните вместе с ребёнком все синонимы (слова, имеющие одно и то же значение, но различающиеся по звучанию), которые вы сможете подобрать к нему. Потом проверьте себя по словарю. Поздравьте друг друга, если вам удалось что-то вспомнить вместе. Объясните ребёнку те слова, которые ему пока неизвестны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...