Консультация "Развивающие игры своими руками"
методическая разработка

Парамонова Ирина Вадимовна

Предлагаю вниманию родителей и педагогов  развивающую ширму, которую можно сделать своими руками. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Воспитание нравственных чувств в семье

Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – всё!

Все мы знаем, какая притягательная сила заключена в том, что окружает нас с детства. Даже уехав из  родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а находясь вдали от родного дома, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своей малой родины.

Дошкольное детство – это каждодневное открытие мира, это тот период, когда маленький человек постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу, получает первые представления о своей стране, знакомится с особенностями родного края. Это важнейший период становления личности.

Нравственно-патриотическое воспитание детей – дело не только педагогов. Неотъемлемой частью в этом деле является личный пример родителей. Вы, уважаемые родители – первые воспитатели ребёнка. Роль семьи в процессе ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает каждая семья и которые не может заменить ни одно дошкольное учреждение.

      Мир ребенка начинается с его семьи. Для  малышей самый главный человек – это мама. Побеседуйте  с детьми о мамах, обратите их внимание на то, что мама заботиться о всех членах семьи. Дайте детям проявить заботу о маме, оказать ей посильную помощь. Поговорите с детьми о других членах семьи – папе, бабушке, дедушке, младших братишках и сестренках, рассмотрите совместные фотографии, предложите нарисовать портреты родных и подарить им.

      Воспитание любви к родному городу – одна из задач патриотического воспитания детей. Малышам трудно еще представить себе -  что такое город, но их необходимо знакомить с этим понятием. Знакомство можно начать с близлежащих улиц и домов.

Вместе с детьми  рассмотрите  дома, обращая их внимание на то, что домов много, они разные, расположены на улицах, у каждой улицы есть свое название, у каждого дома и каждой квартиры есть свой номер. Посетите с детьми главные достопримечательности родного города.

Отправьтесь в путешествие по родному краю, дайте малышам возможность полюбоваться красотой места, где они живут, научите беречь и любить свою малую родину.

 Если представиться возможность, посетите  производство, где работают папа, мама, бабушка или дедушка. Дети гордятся успехами своих родителей. Рассказывайте о труде людей, о своей работе, о людях разных профессий, характерных для родного города. Знакомство с любой профессией даёт возможность показать ребёнку значение каждого вида труда для всех людей страны.

Постигая новое, дети начинают активно общаться между собой и со взрослыми, у них увеличивается словарный запас, появляются познавательные и творческие способности, которые отражаются в играх и рисунках.

Любой большой и длинный путь начинается с маленького первого шага. Главное, сделать этот шаг, с самого детства воспитывать в малышах любовь и уважение к народной культуре, традициям, промыслам, истории, чтобы из маленького несмышлёного человечка вырос высоконравственный Человек, патриот своей страны.



Предварительный просмотр:

Консультация

«Как знакомить ребёнка с ВОВ»

Война… Великая Отечественная… Как далека она от сегодняшних детей! Только по книгам, фильмам да воспоминаниям фронтовиков мы можем представить себе, какой ценой завоевана победа!
Все дальше уходят в прошлое события Великой Отечественной войны, все меньше становится их свидетелей и участников. И молодежи порой уже трудно понять и разобраться: с каким страшным врагом сражался советский народ,  и какой ценой нашему Отечеству досталась Победа. Сама история войны искажается и обрастает нелепыми мифами — по незнанию, недомыслию, а то и по злому умыслу. И чтобы ее уроки были усвоены крепко–накрепко, необходимо самым серьезным образом задаться вопросом: как сохранить память о Великой Победе?

Трудно найти семью, которой бы не коснулась война. Теперь уже далеко в историю уходят те трагические события, где воевали наши деды, прадеды, бабушки. Кто-то воевал на поле боя, но и в тылу люди не жалея сил трудились для Великой Победы. И стар, и млад встали к станкам, вышли в поле, чтобы обеспечить наших защитников оружием, одеждой, продовольствием.


Нужно рассказывать  детям, родным и знакомым о своих родственниках — участниках тех событий. Если в вашей семье кто-то воевал или трудился в годы войны, расскажите об этом, дети очень любят слушать рассказы, а если об этом расскажет сам участник тех событий, да еще покажет свои награды, такой рассказ надолго останется в памяти ребенка.


В годы войны воевали не только взрослые, но и дети. Об их подвигах написано немало книг, прочитайте детям рассказы о них. Посетите с ребенком библиотеку, выберите вместе книгу. Прочитайте стихи. Вместе попробуйте изобразить те события в рисунках, ведь дети очень любят рисовать!


9 МАЯ возложите вместе с ребенком цветы к Вечному огню, расскажите ему, что это за монумент, и зачем люди приносят сюда цветы.
Мы не должны забывать, какой ценой была достигнута наша победа, какой ценой был сохранен мир. Нашему поколению стоит брать пример с еще живых, и почитать уже ушедших от нас 
героев Великой Отечественной войны. Они подарили всем нам будущее. А без знания своего прошлого никогда не будет будущего. Вечная память героям ВОВ, и огромное спасибо им. Это меньшее из того, что можем сделать мы для них! Помнить!

В детском саду № 13 в группе «Звёздочки» воспитатели Парамонова Ирина Вадимовна и  Помыкалова Наталья Геннадьевна  уделяют большое внимание теме семьи, прививают детям любовь и уважение к своим родственникам, людям из обычных семей, которые нередко становятся образцом гордости за свои героические поступки. Вместе с родителями воспитанников они выпустили газету «Поклонимся великим тем годам»  о своих родных и близких, воевавших в Великой Отечественной войне. Одну из статей из этой газеты мы приводим ниже.

http://pandia.ru/text/78/253/images/image001_148.jpg

Лейтенант Вахмистров Андрей Николаевич ( двоюродный прапрадед Васильевой Ульяны). Его подвиг описывался в газете «Правда» от 13 ноября 1978г. Зимой 1943 года жители села Бабаново  были свидетелями удивительного подвига экипажа советского танка.  Это был тяжелый «КВ» лейтенанта Вахмистрова. В тот день экипаж танка, углубившись в тыл противника, действовал в разведке. Укрывшись за скирдой соломы, танкисты вели наблюдение за продвижением врага. Пользуясь замешательством, танкисты решили разметать колонны фашистов. Танк устремился на вражеские порядки. Сотни врагов нашли свою смерть под его гусеницами. Но от противотанковой гранаты танк загорелся. Высунувшись из верхнего люка, лейтенант Вахмистров стал отстреливаться из пистолета. Его примеру последовал младший механик-водитель Паршин. Но автоматный огонь гитлеровцев срезал Вахмистрова и Паршина в какую-то минуту. Неожиданно для фашистов танк снова рванулся вперед, огненным тараном круша все на своем пути. Экипаж танка «КВ» ворвался в колонну противника и, несмотря на сильный огонь, уничтожил до 20 орудий, до 160 солдат и офицеров и до 200 подвод с грузами. Танк был подбит и загорелся, но экипаж продолжал героически сражаться...  За личный героизм наш земляк был награждён Орденом Отечественной войны  I степени посмертно.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Математика дома»

Обилие информации, получаемой ребенком, повышение внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста вынуждает родителей как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать малышу набор готовых знаний, например, научить считать до 100, до 1000. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, В развитии этих навыков ребенку могут помочь самые близкие люди - родители. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. 

Черпать свои знания по математике ребенок может из повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего мира. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».

Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким -либо интересным делом: ведь игра -  дело добровольное!

Игры на кухне. Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания можно до бесконечности. 
Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.). Варите суп, спросите, какое количество овощей понадобилось, какой они формы, величины. Можно познакомить ребенка с объемом сосудов, сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки.

Счет в транспорте. Маленькие дети очень быстро устают в транспорте. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие автобусы, машины, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?

По дороге в детский сад или домой обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг:  рассматривайте деревья (выше-ниже, толще-тоньше). Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое низкое", "Сколько этажей в этом доме?".

В быту научите малыша употреблять такие слова, как длинный-короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца), высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще-тоньше (колбаса, сосиска, палка). Сравнивайте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины палочки, карандаши, куски ниток, полоски бумаги, ленточки... Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы - четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя).

При знакомстве с цифрами обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.

Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов (любых), сколько показывает цифра, или показать ту цифру, сколько предметов(сколько у тебя пуговиц на кофточке).

Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или ребенок.

Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Обращайте внимание на то, когда происходят те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте, какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц. Если в этом месяце есть праздники или знаменательные даты, сообщите об этом малышу. Обратите внимание детей на часы в вашем доме, на те, что установлены в электроприборах, например в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребенка на то, сколько минут он убирает постель, одевается, спросите, что можно сделать за 3 или 5 минут.

 Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, поддерживая и развивая интерес к математике.



Предварительный просмотр:

   

Консультация для родителей

Тема: «Ошибки, которые совершать нельзя»

                                     

Все родители воспитывают детей, исходя из своего жизненного опыта,  понимания жизни. Каждый из нас мечтает о том, что он будет самым хорошим, самым умным и самым добрым в отношениях со своим ребёнком. И часто это получается. Но бывают моменты, когда поведение ребёнка ставит в тупик, раздражает; и мы делаем что-то такое, из-за чего бывает стыдно, неуютно, и начинаешь ругать себя и клятвенно обещать себе, что этого впредь не случится. Итак, какие же ошибки мы совершаем?


Ошибка первая - безразличие 
"Делай что хочешь, мне все равно" 

Мнение родителей: 
 Когда я был маленьким, со мной не сюсюкались. Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным.  
Мнение психологов
 Ребёнок, чувствуя ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно "настоящее".  Проверка, возможно, будет заключаться в совершении проступков.  Ребенок ждет, последует ли за такой поступок критика или нет. Получается, что вы оба <бегаете по замкнутому кругу>.  Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает. 


Ошибка вторая -слишком много строгости 
"Ты должен делать то, что я тебе сказала. Я мама, я в доме главная" 

Мнение родителей: 
Дети всегда должны слушаться родителей - это самый важный в воспитании принцип. Альтернативы  здесь не допустимы. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею. 
Мнение психологов: 
Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и игнорировать  все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: "Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим - почему и зачем". 

Ошибка третья - детей надо баловать 
"Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам" 

Мнение родителей: 
Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство - так быстротечно.Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка. 
Мнение психологов: 
Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Излишняя опека и забота в дальнейшем  может привести к проблемам. Когда родители буквально предугадывают каждое движение, каждый вздох, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот - он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. "Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу", - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну. 

Ошибка четвёртая- навязанная роль 
"Мой ребенок - мой лучший друг" 

Мнение родителей: 
Ребенок - главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как настоящий взрослый. 
Мнение психологов
Взрослые проблемы не должны ложиться на плечи детей. Недопустимо втягивать их в конфликты, межличностные отношения взрослых людей. Дети устроены так, что им интересно всё. Конечно же, они будут выслушивать вас столько, сколько вы захотите. Скорее всего, они примут вашу сторону. Малыши  готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

Ошибка пятая - денежная 
"Больше денег - лучше воспитание" 

Мнение родителей: 
У нас маленькая зарплата. Нет достаточных средств, чтобы позволить побаловать ребёнка.  
Если бы у нас было больше денег, мы дали ребёнку всё и сделали его более счастливым. 
Мнение психологов: 
Любовь не купить за деньги - звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Буквально вытягиваются в струночку, чтобы у их ребёнка было ничуть не хуже, чем у других. Но такие родители не должны чувствовать угрызения совести за то, что не могут исполнять все желания своего дитяти. На самом деле внимание, ласка, совместные игры и общение намного важнее содержимого  кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для родителей САМЫЙ-САМЫЙ. 

Ошибка шестая- наполеоновские планы 
"Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, фигурным катанием). Он не должен упустить свой шанс" 

Мнение родителей: 
Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И теперь главная цель пап и мам - дать детям самое лучшее образование. Не важно, если малышам этого не очень-то и хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых. 

Мнение психологов: 
К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. Родители сами провоцируют такое <неблагодарное> поведение детей. Ведь часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, всего лишь амбиции мамы или папы, но никак не истинное желание ребёнка.  Пока малыш еще маленький, он слушается взрослых. Взрослея,  желает вырваться из <крепких объятий> родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами. Возникает ситуация непонимания, отчуждения, обиды со стороны взрослых. Поэтому, прежде чем решить что-то за ребёнка, прислушайтесь к его интересам. Понаблюдайте за его поведением и настроением, постарайтесь понять: нравится ли ему то, чем он занимается. Не превращайте жизнь ребёнка в удовлетворение собственных амбиций. 

Ошибка седьмая - слишком мало времени для воспитания ребенка 
"К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя" 

Мнение родителей: 
Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и в школу, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними. 
Мнение психологов: 
Взрослые часто забывают простую истину - если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Крохе это необходимо.




Предварительный просмотр:

Путешествуем вместе

Уважаемые взрослые! Наверняка у многих из вас сохранились приятные воспоминания детства о путешествиях и прогулках с родителями.

Совместные экскурсии выходного дня способствуют развитию представлений о родном городе, районе, оказывают влияние на формирование нравственно-патриотических качеств личности, воспитывают бережное отношение к окружающей среде, помогают сохранять и укреплять здоровье детей.
Предлагаем вашему вниманию несколько советов, которые помогут вам спланировать выходные так, чтобы вы смогли вместе с детьми посетить памятные места города, поучиться, отдохнуть, насладиться минутами общения в кругу семьи.

  • Осмотр наиболее важных достопримечательностей необходимо назначить на такое время дня, когда дети наиболее энергичны. Для большинства детей — это раннее утро.
  • Ищите такие музеи, где предусмотрены выставки для детей, и экспонаты можно трогать руками.
  • Во время экскурсии родителям очень важно проявлять искренний интерес к изучаемому объекту, внимательно слушать экскурсовода, рассматривать экспонаты, делать собственные комментарии.
  • План маршрута нужно составлять с учётом особенностей характера и возрастных особенностей ребёнка. Чем младше ребёнок, тем он энергичней и подвижней. Поэтому следует подбирать такие места отдыха, где бы ребёнок после непродолжительной экскурсии мог свободно подвигаться, поиграть, пообщаться с другими детьми.
  • После посещения музея или экскурсии целесообразно расспросить ребёнка о том, что он видел, что ему особенно понравилось. Рассказ об увиденном поможет ребёнку лучше осознать и запомнить новую для него информацию.
  • Дети любят фотографироваться. После посещения памятных мест и достопримечательностей города или района принесите фотографии в детский сад. Дети с удовольствием выступают в роли экскурсоводов и рассказывают воспитателям и детям о своих впечатлениях.
  • При подготовке к «путешествию» обязательно продумайте меры безопасности: возьмите с собой для питья обычную воду, не забудьте про головной убор; хорошо подобранная дорожная аптечка может пригодиться в случае незначительных повреждений.

Мы предлагаем сходить на экскурсию в центр города. Наверняка, вы не раз бывали там с детьми, отдыхали у фонтана. Мы рекомендуем  провести ребёнка по маршруту, предлагаемому  нами, посетить Аллею Героев. Во время прогулки по Аллее Героев у вас появится возможность вспомнить историю нашей страны,  в доступной форме рассказать ребёнку о Великой Отечественной войне, о героизме нашего народа, о военной технике, о ветеранах.

Аллея Героев в Сердобске — центральная аллея города,  была открыта в 1985 году,  в год 40 летия Победы. Автор архитектор Б. И. Шляпин. Первоначально на Алле Героев были установлены стелы с фотографиями сердобчан, удостоенных звания Героев Советского Союза, в 1987 году они заменены на бюсты из бронзы на гранитном постаменте.

E:\документы Иришка\проект маршрут выходного дня\фото\варя.jpeg

У входа в мемориальный комплекс можно прочитать слова: «На фронтах Отечественной войны 1941—1945 сражались 11800 сердобчан, 4685 из них не вернулись с полей сражений…». На аллее установлены бюсты  тринадцати Героев Советского Союза, полного кавалера орденов Славы Залетова, Николая Андреевича и Героя России Андрея Вячеславовича Каляпина.

В 1977 году открылся мемориальный комплекс,  посвященный воинам-сердобчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

В центре мемориального комплекса горит Вечный огонь и установлен памятник с надписью: «Воинам сердобчанам павшим в боях 1941 1945» По периметру находится гранитная стела с вписанными именами павших в годы Великой Отечественной войны.

D:\Users\AE4A~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.355\gx_X-02_gTE.jpg   D:\Users\AE4A~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.958\2mldfSV-sOY.jpg

Около монумента «три штыка»  стоит артиллерийское орудие, состоявшее на вооружении Российской Армии. Образец боевой техники доступен для полного и детального осмотра, что особенно привлекает внимание детей.

E:\документы Иришка\проект маршрут выходного дня\фото\анисифорова.jpg    D:\Users\AE4A~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.715\cAJc4cwQgP4.jpg

 Проходя от экспоната к экспонату, вы невольно обратите внимание на многообразие и сказочную красоту цветников: весной ваш взор будут радовать нежные тюльпаны всевозможной окраски, летом яркое многоцветие петуний.

      Пройдя по данному маршруту, вы многое можете рассказать детям об увиденном, ответить на возникшие у них вопросы. Впечатления, полученные от такой прогулки, надолго останутся в памяти детей. 
Подведите итог экскурсии:
Какие эмоции вызвала экскурсия у ребёнка?
Что нового вы и ваш ребёнок узнали в ходе экскурсии?
Как повлиял выход в город на ваше здоровье, на здоровье ребёнка?
Готовы ли вы к новым маршрутам выходного дня?

             



Предварительный просмотр:

Развитие любознательности

у детей 3-5 лет

        Какого ребенка мы называем любознательным? В Толковом словаре С.И. Ожегова можно прочитать: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый». Основой любознательности является познавательная, исследовательская активность детей. Как родители могут помочь этому процессу?  Во-первых, необходимо знать факторы, от которых зависит развитие любознательности. К ним относятся эмоциональное самочувствие ребенка, особенности его познавательного развития, среда, которая окружает ребенка дома (игрушки, игры, книжки, а также стиль взаимодействия родителей с ребенком).

        Долгое время малыш не в состоянии ничего себе представить: игрушка, спрятанная у него на глазах, для него исчезает навсегда. Однако наступает пора, и все меняется. Ребенок начинает понимать, что спрятанная игрушка не исчезла. Это рождение внутреннего мира приходится на возраст 3-4 года. Для неокрепшей психики 3-4-х летних детей появление представлений – огромная нагрузка, воспринимать легче, чем представлять. На этом этапе необходимо осторожно стимулировать познавательное развитие ребенка, не форсировать события, проявлять терпение.  Что можно использовать для развития познавательной активности детей этого возраста? Необходимо увеличить доступную детям «территорию познания».

•        Это могут быть различные прогулки, на которых вы рассматриваете окружающие предметы, наблюдаете за явлениями природы (листопад, как блестит лужа, капли дождя на стекле и т.д.), побуждаете ребенка задавать вопросы. Важно, чтобы дети хотели задавать вопросы.

•        Хорошо, ели вы предлагаете ребенку познавательные сказки. Например, вышла однажды тучка погулять. Посмотрела вниз, увидела желтую траву, деревья без листьев и заплакала. Так пошел осенний дождик. Вы можете придумывать такие сказки сами.

 •        Отгадывание загадок (важно, чтобы загадки и развивали и веселили): отгадать воображаемый предмет, действие, назначение предмета и т.д.

•        Комментирование и разбор путаниц (использовать книжки, придумывать словесные путаницы самим). Например, Вы показываете малышу картинку, на которой собака сидит на дереве, а петух – в будке: « Что здесь перепутано?»

•        Рисовать с ребенком проблемные ситуации. Например, вы рисуете девочку, которая вышла погулять; рассказываете об этом ребенку. Далее: «Светило солнышко, вдруг пошел дождь» (рассказ сопровождаете рисунком). «Интересно, когда капли дождя падали на землю, что происходило?» Второй вариант проблемной ситуации в этом примере: «Как помочь девочке добраться сухой до дома?»

        Появление представлений создает благоприятные условия для развития внешней и внутренней речи, для развития мышления. Ребенок 4-5 лет играет не только с кубиками, но и с мыслями. Мысль, слово и дело так сливаются в сознании ребенка, что собственная неумелость огорчает его до слез. Интуитивно он чувствует, что для творчества необходима только радость и он добывает ее любыми способами, даже незаконными. Например, сделав ошибку в речи, он может сказать: «А это Ваня сказал неправильно». Возможность ошибки ему неприемлема – он же знает, как надо, значит, он не мог ошибиться. Возраст 4-5 лет – возраст почемучек. Именно в этом возрасте наблюдается любовь к игре словами, перевертышам. Как помогать ребенку на этом этапе? Будьте внимательными, благодарными, заинтересованными слушателями; поддерживайте самооценку малыша; радуйтесь вместе с ним. Важно знакомить ребенка с предметами, явлениями, событиями, которые находятся за пределами его непосредственного восприятия и опыта.

•        Например, для мальчиков, которые любят играть с машинками,  можно рассказать сказку об автомобиле, где в занимательной и доступной форме дается информация об устройстве автомобиля. Помните: дети готовы познавать то, к чему относятся благосклонно, положительно.

•        Можно использовать рассказы из реальной жизни, но давать возможность для творчества, фантазии детей. Например: «Ты видишь вон тот дом? За этим домом есть игровая площадка. Знаешь, что на ней?...» За этим домом могут быть – парк, гаражи, интересное дерево и т.д.

•        Использовать путаницы, нелепицы, загадки, рисование проблемных ситуаций.

•        Поощрять  создание детских «коллекций», помогать их пополнять.

        Несколько слов хочется сказать об игрушке, так как это – важная составная часть культуры любого народа    Важно при выборе игрушки понять, какое послание она несет ребенку. Монстры, вампиры, привидения, пауки, скелеты приводят к разрушению целостности психики ребенка, чувствительного к дисгармоничному. В таком состоянии трудно малышу быть исследователем и созидателем. Возможностей для творчества, проявления любознательности нет. Все функции четко и узко заданы.    При выборе игрушек важно понимать, что она сформирует у ребёнка: комплекс неполноценности или ценностные ориентиры, способствующие нормальному психологическому, физическому, духовному развитию ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры своими руками. (Дидактические игры)

Дидактические игры  в раннем возрасте развивают усидчивость, внимание, восприятие, цвет. форма, размер....

Игры своими руками. Игры по формированию лексико-грамматического компонента через развитие мелкой моторики.

Данная подборка игр будет интересна как педагогам так и родителям. Все игры выполнены своими руками. Игры направлены на развитие словаря дошкольников, совершенствование грамматической стороны реч...

Игры своими руками. Дидактическая игра «Разноцветные прищепки»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение детей. Учить детей манипулировать по образцу, проявлять фантазию, выбирая из предложенных нескольких фигур нужную. Способност...

Игры своими руками. Игры, направленные на автоматизацию звуков речи у детей с ОВЗ

Дидактические игры, направленные на автоматизацию звуков речи у дошкольников...

Дидактические и обучающие игры «Дидактические игры своими руками»

Дидактические игры – это разновидность игр в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и раз...

Дидактические игры своими руками "Весёлые прищепки". Несколько вариантов игры.

Цель: развивать мелкую моторики рук, память, мышление....