От игры к учебе, или кризис 6-7 лет
консультация (подготовительная группа)

Евдошенко Анна Евгеньевна

Когда-то совсем недавно наши дети были наивны и распахнуты, и мы "читали" их как открытую книгу. Теперь готовьтесь к иным временам. Даже самые чуткие родители не всегда могут понять, что думает и чувствует их юный наследник. У него появляется своя - внутренняя - жизнь, и он не собирается "за просто так пускать туда взрослых. Почему и откуда взялась она? Посмотрим.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_igry_k_uchebe_ili_krizis_6-7_let.docx45.82 КБ

Предварительный просмотр:

 От игры к учебе, или кризис 6-7 летВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 10-11 ЛЕТ

                                                 Когда-то совсем недавно наши дети были наивны и      

                                                                          распахнуты, и мы "читали" их как открытую книгу. Теперь  

                                                                          готовьтесь к иным временам. Даже самые чуткие родители не  

                                                                          всегда могут понять, что думает и чувствует их юный      

                                                                          наследник. У него появляется своя - внутренняя - жизнь, и он    

                                                                          не собирается "за просто так пускать туда взрослых. Почему и  

                                                                          откуда взялась она? Посмотрим.

1. Просто ваш малыш (нет, уже не малыш) потерял две свои

прелестные детские черты: наивную детскую непосредственность и

импульсивность.

2. Ведь как было? Любой малыш кидается в свои дела, не

задумываясь о последствиях. Дошкольник задумывается, но... не очень, и импульс "хочу" у

него куда сильнее, чем мысль: "а что подумают обо мне другие..." и "к чему это приведет".

Собственное импульсивное желание обычно перевешивало. Хочется поскакать по луже (и

мама не увидит!) - и поскачет, очень захочется поводить паровоз - перевернул стулья, уселся

на первый - и "ту-ту-у-у" - поехали! Теперь, дожив до 6-7 лет, он научился думать о том, "что

будет, если...", и заранее оценивать (прикидывать, просчитывать) ближайшие последствия

своих поступков. Импульсивное поведение все равно пока перевешивает, но... пока. (По

луже-то, если очень хочется, он, может, и не удержится и поскачет, но грязь со штанов и

ботинок постарается оттереть - чтоб мама не заметила.)

3. Эмоции, как и прежде, бьют через край, но ребенок уже способен сознательно управлять

своим поведением. Правда, получается это не сразу и не всегда, но с каждым днем все

лучше и лучше. По крайней мере, он усиленно учится этому. Теперь, наревевшись во дворе

от обиды, он может спокойно прийти, спокойно сказать вам что-то, и только по размазанному

следу на щеках вы догадаетесь о том, что ему было плохо.

4. Растущий ребенок начинает обобщать свои переживания. И из-за этого/благодаря этому

начинает вести себя не так, как прежде. Раньше у малыша случались и удачи, и промахи, и, в

зависимости от определенного результата, он радовался или огорчался по определенному

поводу. Но каждый такой случай, каждая неудача были как бы отдельным примером и в

целом не влияли на мнение ребенка о самом себе. Теперь и плохие, и хорошие переживания

суммируются. Определенный случай вытягивает из памяти другой, похожий на этот, одно

переживание вытягивает из памяти другое, похожее, и подводится под общий знаменатель -

обобщается. И из этой "суммы" делаются выводы "какой я" и "как ко мне относятся". И эта

"сумма" напрямую влияет на отношение ребенка к самому себе и к тому делу, которым он

занимается.

Так, толстенькая и неуклюжая девочка все равно будет играть с подружками в "салки", даже

если ее неохотно берут в игру и смеются над ней. Но однажды она наотрез откажется. В чем

дело? Она "суммировала" все свои неудачи (в игре), все свои недостатки (во внешности) и

все грустные эмоции, которые возникали из-за этого. То есть обобщила неприятные

переживания. Она осознала, какая она неуклюжая и как нелепо она выглядит со стороны,

когда играет. Категорический отказ делать то, что охотно делалось раньше (игры вместе со

всеми), перевешивает желание. И все - никакие силы не заставят ее теперь гонять с

подружками по двору. Конечно, все эти изменения в ребенке происходят не сразу и не вдруг,

но они происходят, и это заставляет его меняться и быть недовольным тем, что есть, искать

что-то новое, более комфортное для себя.

5. Взгляд на мир, окружающий его, становится более реалистичным. Ребенок уже не поверит,

что камень живой, а из-за угла дома выглядывает не тетя Маруся, а баба-яга. И хотя мир

вымысла и фантазии еще богат и ребенок по-прежнему любит волшебные сказки, он уже

умеет отличать правду от вымысла.

6. Ребенок начинает осознавать свое место в системе человеческих отношений.

Теперь он будет стремиться занять новое, более взрослое положение в жизни. А это значит,

что у него появляется своя внутренняя позиция. Она-то и определит затем отношение

ребенка к самому себе, к другим людям, к миру в целом.

"Хочу, но не могу!"

Иногда складывается такое впечатление, словно детишки, вволю наигравшись, оторвались

от своих игрушек и внимательно посмотрели на взрослый люд. Посмотрели и увидели: а

взрослые-то все знают и все могут, им все дозволено и они сами решают, что "можно", что

"нельзя". Умницы-детки быстро соображают, что взрослым быть выгодно. И деткам хочется

стать такими же - ужасно хочется. Вообще-то они уже пробовали "повзрослеть". Подражали

нашему поведению и повторяли (на свой, детский лад) наши поступки, играли во взрослых

(врачей, летчиков, воспитателей, поваров), были "папами-мамами", пытались докопаться до

сути вещей, разбирая на запчасти то игрушки, то "взрослые" предметы. Они уже старались

усовершенствовать то, что имеют, но... пришли к выводу: чего-то для взрослости явно не

хватает. Чего же? Может быть, какого-то особенного уменья? Неизвестно...

Ясно только одно: по-старому дети жить уже не хотят. То, что было, уже не устраивает.

Возникает кризисная ситуация: "хочу, но не могу". А значит, начинается ломка старых

стереотипов. Специалисты сказали бы так: на смену игровой мотивации приходит иная,

познавательная. И как только это приходит - тут же начинается перестройка и "перекройка"

отношений с окружающими людьми. Теперь подросшей детворе нужны не просто защитники

и "опекатели", позволяющие им спокойно доверчиво познавать и исследовать мир, а

помощники, те, которые поведут их дальше, причем такие помощники, которые способны

дать то, чего не хватает детям: новых знаний. (А не поведут - дети пойдут сами, на свой лад

перекраивая и перестраивая картину мира.) И все это означает, что:

Перед школой наши дети плавно входят в очередной кризис - кризис 6-7 лет.

По сравнению с другими, он проходит и мягче, и проще, это действительно плавный переход

от игрушек к полезным занятиям. Но этот кризис может нагрянуть и раньше, лет в 5, и тогда

проходить он будет несколько напряженнее и сложнее. Но случается подобное только в том

случае, если вы вовремя не заметите его и не среагируете правильно.

Если вы заметили, что вашему малышу вдруг надоел детсад и собственные игрушки,

привычные игры не доставляют ему такого удовольствия, как раньше, а ведет он себя... ммм-м-м... как-то не так, дайте ребенку возможность активно учиться - и все будет в порядке. Не

пугайтесь, что он маленький и "не потянет" школу. Учиться ведь не значит сидеть за партой,

отвечать у доски и что-то писать в тетради. Учиться танцам, музыке, пилить-строгать, ходить

в кружок "Хочу все знать", изучать азы домашнего хозяйства - это тоже ученье. Главное,

чтобы ребенок видел в своей деятельности какой-то полезный смысл.

Сигнал для родителей

Кризис у всех детей начинается примерно одинаково: меняется поведение любимой детки.

Еще вчера ваша лапочка обнимала вас при встрече и вовсю напрашивалась в помощники, а

сегодня вдруг демонстративно фыркает и отворачивается. Ни с того ни с сего! И можете не

задавать сакраментальный вопрос: "Что случилось?" - не ответит. Потому что просто не

поймет, что вы имеете в виду. Просто хочется - и все; ну - хочется так, по-другому, себя

вести. Девочки манерничают, мальчишки кривляются, и те и другие словно бы дружно

забывают привычно-правильные нормы поведения. Почистить зубы, убрать постель или

протереть туфельки - привычные бытовые ритуалы вдруг так надоедают, что дети начинают

их упорно игнорировать.

Забавно, но ребенок больше всего протестует не против чего-то принципиально важного, а

как раз против вот таких повседневных требований. Ну не нравятся они ему - и все! Впрочем,

кризисные фокусы обычно безвредны и особых хлопот не доставляют никому; они, конечно,

неудобны для мам и пап, но вполне терпимы. Утешьтесь и будьте снисходительны: это

явление временное.

Если вы пороетесь в памяти, то, вероятно, и сами вспомните парочку-троечку совершенно

нелепых собственных выкрутасов из той далекой поры, когда ходили в первый класс или

только собирались пойти учиться.

Со мной лично случилось вот что. Уж в чем провинились наши соседи - не знаю, но мне

вдруг страшно надоело здороваться с ними. И тогда я решила назначить себе выходной:

раз в неделю обойтись без "здрасьте!", то есть ни утром, ни днем, ни вечером, решила я,

не здороваюсь ни с кем во дворе. Сказано - сделано. В свой "законный выходной" я молча

проходила мимо всех знакомых тетей и дядей. Они мне: "Здравствуй, Ниночка", - а я ни гугу. Помню, как от собственной дерзости было мне немножко не по себе, но... потрясающе

приятно. Родители недоуменно разводили руками, что-то объясняли упрямой дочке и на

чем-то настаивали. А я молчала и думала: "Без вас знаю", - и гнула свою линию. А как я ужжасно гордилась, какая я стойкая и решительная и не поддаюсь ни на какие уговоры! Все -

решаю - сама!

Кстати, "завязала" я с выходными от "здравствуйте" сразу же, как только на мою

временную бескультурность махнули рукой.

Дети выкидывают фокусы по очень простой причине. Появляется новая потребность - в

активной умственной деятельности. Когда человек голоден, он не угомонится, пока не

удовлетворит потребности своего желудка, - ведь правда? Так и тут. "Умственный голод"

начинает терзать нашу детку и толкает на поиски "чего-то вкусненького". И каждый ребенок

ищет (и находит) свою, так сказать, мисочку с едой. Так что все очень просто: дайте

подрастающему возможность учиться - это будет самое вкусное блюдо для него. Дайте

ребенку возможность насыщаться - удовлетворять свой "умственный" голод - и ему некогда и

незачем станет бороться с вами.

Сотрудничать с вами и разумно подчиняться вам ребенок будет тогда, когда получит

возможность учиться.

На смену игровой мотивации пришла другая - познавательная. И ведущей деятельностью в

этот период становится учебная деятельность.

Одно маленькое, но важное уточнение: учебную деятельность здесь следует понимать в

самом широком смысле. Учиться - это получать знания, развивать свои способности,

приобретать практические навыки, учиться мастерству; в общем, заниматься осмысленной

работой. Чему бы ни учился ребенок, он должен чувствовать важность и нужность своих

занятий. Только в этом случае он прикладывает усилия, активно приобретает полезные

навыки и развивает свой интеллект.

На этой ступеньке своего развития детям нужно приобрести уверенность в том, что они

способные и трудолюбивые существа.

Если ребенок поверит и убедится, что он способен и трудолюбив, то и в дальнейшей жизни

он будет вести себя уверенно и адекватно. Он приобретет очень важное качество -

компетентность. Это значит, что, решая разные жизненные задачи, он сможет

непринужденно, вовремя и эффективно использовать свои навыки и свой интеллект. И

чувство неполноценности его не коснется. Комплекс неполноценности взрослого как раз и

начинается с того, что юный человек не смог ни поверить в свои способности, ни убедиться в

них.

Раньше он узнавал этот мир "снаружи" - глядел на него и изумлялся, трогал, щупал, ворошил

- теперь он будет узнавать его еще и "изнутри", чтобы постичь связующие нити и тайные

закономерности. Чтобы прийти в равновесие, в гармонию с миром.

Три задачи для ребенка

На этой школьной ступеньке ребенок должен:

- научиться учиться и получать от этого удовольствие;

- научиться дружить (то есть завязывать, поддерживать отношения с людьми);

- обрести уверенность в себе, в своих способностях и возможностях (поверить в себя).

Условия роста и развития, в сущности, просты. Природа и Любовь толково и бережно ведут

юного человека со ступеньки на ступеньку - вверх - по лесенке развития.

Нам остается только понять особенности этого движения и вовремя поддержать ребенка,

создавая благоприятные условия для этого подъема. Вот и вся родительская задача.

Сориентируйте себя правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От игры к учебе или Кризис 7 лет

Консультация для родителей будущих первоклассников поможет им понять, в чем выражается "кризис 7 лет" у ребенка-дошкольника....

Конспект мероприятия для родителей. От игры к учебе, или кризис 7 лет.

Ознакомить родителей с особенностями протекания, проявлениями кризиса семи лет. Рассказать им о тех новообразованиях. Которые появляются в этот период....

От игры к учебе. или кризис детей 6-7 лет

Консультация для родителей , как относиться к неадекватному повелению своих летей....

«От игры к учебе, или кризис 6-7 лет»

Материал для проведения консультации для родителей детей 6-7 лет...

Консультация для родителей подготовительной группы "От игры к учебе, или кризис 6-7 лет"

Консультация для родителейОт игры к учебе, или кризис 6-7 лет...

От игры к учебе, или кризис 6-7 лет.

Когда-то совсем недавно наши дети были наивны и распахнуты, и мы "читали" их как открытую книгу. Теперь готовьтесь к иным временам. Даже самые чуткие родители не всегда могут понять, что думает и чувс...

От игры к учебе, или кризис 6-7 лет

Даже самый чуткий родитель не всегда может угадать о чем думает его юный наследник.......