Памятка для родителей будущих первоклассников
методическая разработка (подготовительная группа)

Вольных Ирина Николаевна

Уважаемые родители!

Многие из вас задают себе вопрос: «Все ли мы сделали для того, чтобы наш ребенок хорошо учился в школе и испытывал как можно меньше трудностей?». Некоторые вообще не задают себе этого вопроса, наивно полагая, что в школе всему научат. Другие же обращаются к учителям, чтобы хотя бы частично, пройти материал первого класса. И те, и другие, к сожалению, заблуждаются. На самом деле, к успешному восприятию учебного материала, как и к любому важному делу, нужно готовиться. Данная памятка поможет Вам сориентироваться, чему еще нужно научить Вашего ребенка, с какой информацией познакомить, какие навыки привить, какие качества сформировать, прежде чем он придет в первый класс. Сейчас издается масса литературы, на которую можно опереться в данном процессе, в Вашем распоряжении Интернет-ресурсы. Главное – иметь желание помочь собственному ребенку и терпение, чтобы все это претворить в жизнь. Удачи!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_neobhodimo_znat_k_1.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что необходимо знать к 1-му классу?

Памятка для родителей будущих первоклассников.

 (составлена педагогом-психологом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1

с. Вольно-Надеждинское Вольных И.Н.)

Уважаемые родители!

Многие из вас задают себе вопрос: «Все ли мы сделали для того, чтобы наш ребенок хорошо учился в школе и испытывал как можно меньше трудностей?». Некоторые вообще не задают себе этого вопроса, наивно полагая, что в школе всему научат. Другие же обращаются к учителям, чтобы хотя бы частично, пройти материал первого класса. И те, и другие, к сожалению, заблуждаются. На самом деле, к успешному восприятию учебного материала, как и к любому важному делу, нужно готовиться. Данная памятка поможет Вам сориентироваться, чему еще нужно научить Вашего ребенка, с какой информацией познакомить, какие навыки привить, какие качества сформировать, прежде чем он придет в первый класс. Сейчас издается масса литературы, на которую можно опереться в данном процессе, в Вашем распоряжении Интернет-ресурсы. Главное – иметь желание помочь собственному ребенку и терпение, чтобы все это претворить в жизнь. Удачи!

Раздел 1. Я и общество

Дети должны знать:

  • название нашей страны и ее столицы;
  • флаг, герб России;
  • название родного города, села, свой адрес.

Дети должны иметь представление:

  • о всенародных праздниках;
  • о различиях между понятиями «страна», «город», «село», «деревня»;
  • о труде людей в городе и сельской местности, о профессиях;
  • дети должны уметь рассказать о себе и своей семье (назвать свою фамилию, имя, отчество, возраст, день своего рождения, домашний адрес; состав семьи, кто, кому и  кем приходится, взрослых членов семьи назвать по имени и отчеству, где и кем работают родители; рассказать о братьях и сестрах: как их зовут, сколько им лет, кто старше, кто младше, где они учатся, работают или посещают ДОУ).

Раздел 2. Предметный мир

Дети должны уметь:

  • сравнивать, группировать, классифицировать предметы;
  • называть материалы, из которых они изготовлены;
  • понимать значение обобщающих слов.

Раздел 3. Ознакомление с природой

Неживая природа

Дети должны:

  • иметь представление о сезонных изменениях в природе;
  • определить состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег;
  • уметь вести календарь погоды с помощью взрослого.

         Животный мир

         Дети должны иметь представление:

  • о домашних и диких животных;
  • о перелетных и зимующих птицах;
  • о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Растительный мир

         Дети должны иметь представление:

  • об условиях, необходимых для роста растений;
  • о лесных ягодах и грибах;
  • об овощах и фруктах;
  • о деревьях, кустарниках и цветах.

Дети должны уметь:

  • различать деревья по коре, листьям, плодам.

Раздел 4. Подготовка к обучению чтению и грамоте

Обучение чтению и грамоте – достаточно трудоёмкий и сложный процесс, с достаточно серьезным объемом информации. Не все дети запоминают предложенную информацию с первого раза. Поэтому подготовительная работа в данном направлении для многих ребят будет очень полезной. Многие дети, которые легко усваивают новый материал, испытывают потребность научиться читать гораздо раньше, чем пойдут в школу. Эту возможность нужно им предоставить.

Дети должны:

  • запомнить буквы русского алфавита;
  • иметь представление о гласных и согласных звуках; звонких и глухих, о функциях мягкого и твердого знаков;
  • не следует запоминать названия букв (как в алфавите), это может затруднить выход на чтение;
  • понимать, что мы произносим в словах не буквы, а звуки, соответствующие буквам; это особенно важно при изучении согласных; например, при изучении буквы «К» следует произносить звук [к], а не [ка] и тем белее не [кэ];
  • пытаться сливать слоги, если получится, то и простые слова; если будут трудности, лучше не форсировать этот процесс;
  • выучить название букв, когда уже научатся читать, возможно, это случится уже в первом классе

 Раздел 5. Развитие речи

Ребенок, поступающий в школу, должен:

  • правильно произносить звуки родного языка;
  • различать и называть слова с определенным звуком;
  • уметь определять место звука в слове (начало – середина – конец);
  • делить слова на слоги; составлять слова из слогов;
  • иметь представления о предложении;
  • уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • подбирать антонимы и синонимы;
  • использовать разные способы образования слов;
  • пересказывать знакомые сказки и рассказы;
  • составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок);
  • использовать в речи не только простые, но и развернутые предложения; если это рассказ, то каждое предложение должно быть связано по смыслу с последующим.

Раздел 6. Развитие мелкой моторики рук

Движения ребенка при письме, другой деятельности должны быть точными, выверенными, скоординированными. Для развития кистей рук надо организовывать занятия с мелкими игрушками, занятия с мелким конструктором,  мозаикой. Очень полезны рисование, лепка из глины (пластилина) , макраме, вышивка, вязание, нанизывание бусинок, бисероплетение.

Положительное влияние оказывают раскрашивание и задания, связанные со штриховкой, графические упражнения в тетрадях в клетку и в линейку.

Раздел 7. Математика

Количество и счет

Дети должны знать:

  • состав чисел первого десятка (из отдельных единиц);
  • состав чисел первого десятка из двух меньших.

Дети должны уметь:

  • называть числа в прямом и обратном порядке в пределах первого десятка, по возможности в пределах двух десятков;
  • соотносить цифру и число предметов;
  • правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
  • сравнивать числа в пределах 10;
  • устанавливать, какое число больше (меньше) другого;
  • уравнивать неравное число предметов двумя способами (добавить, убрать).

Геометрические фигуры

Дети должны уметь:

  • различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную;
  • составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
  • делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части.

Ориентировка в пространстве

Дети должны уметь:

  • выражать словами местонахождение предметов по отношению к себе и другим предметам;
  • уметь ориентироваться на листе бумаги;
  • понимать значения пространственных предлогов (в, на, над, из, из-под, справа, слева, между, перед, за) и других пространственных понятий ( дальше, ближе, толще, тоньше, короче, длиннее, выше, ниже, шире, уже, вверху, внизу, в центре и т.п.)

Время

Дети должны:

  • различать и называть части суток, их последовательность (ночь, утро, день вечер);
  • понимать значения понятий вчера, сегодня, завтра;
  • знать дни недели, их последовательность;
  • уметь называть месяцы года в правильной последовательности и относительно времен года;
  • знать времена года, их последовательность и характерные признаки

Раздел 8. Изобразительная деятельность

Рисование

Дети должны:

  • правильно сидеть при рисовании;
  • уметь держать карандаш, кисти и пользоваться ими;
  • использовать гуашь, акварель;
  • уметь наносит легкий контур карандашом;
  • правильно передавать в рисунке форму, строение предметов соотношение по величине; цвета и их оттенки;
  • уметь располагать изображения на листе бумаги;
  • рисовать по представлению, с натуры (овощи, фрукты, цветы, игрушки, человека);
  • изображать сюжетные рисунки: картины природы, сюжеты из сказок и т.д.
  • иметь представление о декоративно-прикладном искусстве (жостовская, хохломская, городецкая, гжельская росписи);
  • рисовать узоры по мотивам этих изделий.

Лепка

Дети должны

  • уметь пользоваться глиной, пластилином и стекой;
  • лепить предметы, используя приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания, примазывания;
  • использовать при изготовлении поделки разные способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
  • уметь украшать изделие каленым и углубленным рельефом;
  • лепить предметы с натуры и по представлению (овощи, фрукты, животных, человека).

Аппликация и ручной труд

Ребенка надо научить

  • правильно держать ножницы и пользоваться ими;
  • приемам симметричного и силуэтного вырезания из бумаги, обрывной аппликации;
  • сочетать приемы вырезания ножницами с приемами обрывной аппликации для создания выразительного образа;
  • составлять сюжетные аппликации и декоративные узоры;
  • изготовлять простые фигурки из бумаги путем складывания

Раздел 9. Физическое развитие

К началу обучения в школе ребенок должен уметь

  • выполнять все виды ходьбы и бега, прыжков, метания, лазанья;
  • прыгать на мягкое покрытия высотой до 40 см; спрыгивать с высоты 40 см; прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега – 180 см, в высоту с разбега – не менее 50 см; прыгать через скакалку;
  • перебрасывать набивные мячи;
  • метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5 – 12 м;
  • выполнять физические упражнения четко, ритмично;
  • сохранять правильную осанку;
  • ходить на лыжах переменным и скользящим шагом;
  • активно участвовать в играх с элементами спортивных игр;
  • плавать 15 м.

        Раздел 10. Правила поведения

У детей должны быть сформированы навыки культурного поведения. Они должны:

  • первыми здороваться со взрослыми, со сверстниками;
  • вежливо прощаться;
  • благодарить за оказанную помощь;
  • говорить тихо, не привлекая к себе внимание, не мешать другим;
  • вежливо обращаться с просьбой;
  • не перебивать говорящего;
  • не вмешиваться в разговор старших;
  • соблюдать порядок, чистоту;
  • уметь выстраивать доброжелательные, уважительные отношения с окружающими: учителями, одноклассниками и их родителями.

Раздел 11. Правила дорожного движения

Дети должны:

  • различать проезжую часть дороги, тротуар;
  • понимать значение сигналов светофора;
  • знать правила дорожного движения;
  • улицу переходить в специальных местах на зеленый сигнал светофора, при красном и желтом – стоять; при отсутствии светофора улицу переходить можно только по пешеходному переходу, убедившись, что транспортные средства прекратили движение;
  • ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны;
  • не играть на проезжей части дороги.

Раздел 12. Самообслуживание

Культурно-гигиенические навыки и самообслуживание

Дети должны научиться:

  • следить за своим внешним видом;
  • самостоятельно умываться, чистить зубы, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом;
  • следить за чистотой ногтей;
  • уметь пользоваться расческой, носовым платком;
  • при кашле, чихании отворачиваться, прикрывая рот носовым платком;
  • есть аккуратно: пищу брать небольшими порциями, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды;
  • самостоятельно быстро и аккуратно одеваться, раздеваться; завязывать шнурки, застегивать молнию;
  • аккуратно складывать и вешать одежду;
  • убирать постель;
  • приводить ее в порядок – чистить, просушивать;
  • ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить);
  • вдевать в иголку нитку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку

        Литература

  1. Земцова О.Н. Готовимся к школе. М.: Махаон, 2008. – 272 с.
  2. Павленко Д.Н., Павленко Э.В. Готовимся к школе. М.: Стрекоза, 2009. – 256 с.
  3. Тарабрина Т.И.,  Соколова Е.И. Что нужно знать к 1-му классу. Ярославль: Академия

      развития:, Академия, Академия Холдинг, 2000. – 208 с.

  1. Шалаева Г.П. Большая книга знаний для самых маленьких. М.: АСТ: Слово, 2010. – 448 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Памятка для родителей будущих первоклассников»

Советы для родителей будущих первоклассников.А так как дети бывают разные, то и советы даны родителям подвижных, медлительных, а также застенчивых и неуверенных детей.Подобрана литература, которую сто...

«Памятка для родителей будущих первоклассников» Опубликов

Советы для родителей будущих первоклассников. А так как дети бывают разные, то и советы даны родителям подвижных, медлительных, а также застенчивых и неуверенных детей. Подобрана литература, кот...

Памятка для родителей будущих первоклассников

Первое сентября1 сентября– эмоционально насыщенный день. Дети очень сильно переживают, хотя и не все это внешне показывают. Чтобы снизить эмоциональный всплеск и возможное нервное напряжение, по...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Памятка для родителей будущих первоклассников КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ИЗБЕЖАТЬ НЕКОТОРЫХ ТРУДНОСТЕЙ?

Памятка для родителейбудущих первоклассников  КАК РОДИТЕЛИ МОГУТПОМОЧЬ РЕБЁНКУИЗБЕЖАТЬ НЕКОТОРЫХТРУДНОСТЕЙ?...

Консультация для родителей "Будущий первоклассник" Памятка для родителей будущего первоклассника

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...