Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
консультация

Даны рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики пальцев у детей дошкольного возраста в домашних условиях с использованием бросового и природного материалов.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razv_melkoy_dlya_rod.doc444.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель: Жабина И.И.

Зачем развивать мелкую моторику пальцев у детей?

Все дело в том, что речевой и двигательный центры расположены рядом в коре головного мозга, отсюда вытекает связь между осязанием и развитием речи. Чем больше ваш малыш ощупывает предметы (желательно различной формы и фактуры), тем меньше вероятность возникновения у него проблем с речью. Кроме того, развивая мелкую моторику у малыша, мы одновременно развиваем его творческий потенциал. И через некоторое время вы заметите, что ребенок пытается конструировать сложные модели, рисовать объемные элементы, объединять и скреплять то, что скрепить нельзя по определению. Вместе с мелкой моторикой развивается логическое мышление ребенка. Помочь развить мелкую моторику пальцев помогут, например,  игры с крупой и прищепками.

«Игры с крупой»

             Игры с крупой и развитие мелкой моторики

Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком, кроме того она способствует развитию мелкой моторики. Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, просо, фасоль, семечки, горох и, даже  обычная соль, ну и конечно различные емкости, ложечки и сито.

Первое знакомство

Прячем ручки

Возьмите большую миску, высыпьте в нее крупу - гречку, рис или пшено, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Малыш непременно захочет присоединиться. Можно играть в прятки с ручками: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем?!». Можно потереть ладошкой о ладошку: «Так приятно!».

Искупаемся

Возьмите тазик или детскую ванночку,  насыпьте туда гречку или другую крупу, предложите ребенку сначала походить в тазике, а потом и присесть: «Отличный массаж!». У некоторых детишек такое купание вызывает огромный восторг, поэтому будьте готовы, что содержимое тазика окажется на полу!

Ищем секрет

Спрятать можно не только ручки, но и игрушки, различные предметы, крупную фасоль. Предложите ребенку отыскать их. А если мисок будет больше и в каждой будет свой секрет, то без сомнения интерес возрастет еще больше!

                   

Пересыпаем крупу

Пересыпайте крупу при помощи стакана, ложки, совочка, а может даже ладошек из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Используйте разные крупы – рис, горох, манка…  Обратите внимания, что звук от каждой крупы свой, уникальный: от гороха - звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание.

  Сортируем, перекладываем, собираем

Возьмите небольшое количество фасоли и гороха, перемешайте их в тарелочке и предложите ребенку разделить горох и фасоль и разложить их в свои тарелочки: «Смотри, горошинки и фасоль перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасоль - на эту».

Высыпьте крупу на поднос и предложите ребенку собрать все в банку. Сначала банку можно взять с широким горлышком, затем со временем поменять ее на банку с более узким горлышком. Такое занятие позволяет овладеть таким важным движением, как «щепотка». Предварительно покажите, как соединять три пальца и как ими брать крупу.

Счет, форма, цвет

Возьмите макароны разного цвета, формы (сейчас в магазинах они представлены в изобилие), перемешайте их, а затем предложите ребенку их разложить по тарелочкам, предварительно положите на каждую тарелку по 2-3 одинаковых макаронины, чтобы у ребенка сработала ассоциация: «Круглая к круглой, звездочка к звездочке», «бантик к бантику»,  или «красная к красной, зеленая к зеленой».

Рисование

Возьмите поднос и крупу, на которой будите рисовать (для рисования хорошо подойдет манка, кукурузная крупа, соль, но так же можно взять рис и гречку), равномерным слоем рассыпьте крупу по подносу. Можно рисовать! Покажите, как действовать (проведите несколько линий), предложите то же самое сделать ребенку. Покажите, как брать крупу – тремя пальцами, щепоткой! На подносе можно рисовать дорожки, предложите малышу пройти пальчиками по этой дорожке. Для детей постарше можно рисовать лабиринты, придумывать к ним сюжеты. Фантазируйте!

Аппликации

Из макарон разной формы можно сделать необычные картины, для этого  необходимы только клей, бумага, макароны и фантазия!

Крупы тоже можно использовать для занятий аппликацией, для этого возьмите клей-карандаш, листок бумаги, а затем нарисуйте сюжет или напишите слово. Затем возьмите мелкую крупу и засыпьте листок, стряхните излишки – картина готова!

Бусы из макарон

Вам понадобиться макароны с отверстиями и шнурок. Покажите малышу, как нанизать макароны на шнурок: «Ниточку в дырочку» и дайте ему возможность дальше самому заняться этим непростым занятием. А рядом вы можете делать свои бусы.

Пластилиновые фантазии

Крупа, бобовые, макароны, орехи – идеально подходят как дополнительные аксессуары для занятий с пластилином. Скорлупки от орехов могут стать шляпками или зонтиками, горох может заменить глазки, пуговки. Можно приготовить пиццу, раскатав пласт из пластилина и «вдавив» в него разнообразные «ингредиенты», или украсить вазочку, предварительно облепив ее пластилином. Манку можно насыпать на пластилин и получится пушистый снег, макароны необычной формы могут превратиться в цветы.

Найди такой же

Для этой игры понадобятся некоторые дополнительные приготовления.

Идея в том, чтобы найти пару предмету либо по звуку, либо по ощущениям.

Для первого варианта необходимо четное количество пластиковых контейнеров от киндер-сюрпризов, в каждые два засыпать одинаковые крупы, бобовые, макароны, аккуратно заклеить их лентой или клеем (внутри по стыку). Вначале предложите ребенку рассмотреть, а затем обратить внимания, что здесь имеются одинаковые по звучанию «яички», взять одно «яичко» и предложить: «Давай найдем такое же!».

         http://1.bp.blogspot.com/-iB_LhTS9RBY/UUkl9nXEeQI/AAAAAAAABRA/_Q-gi5h124A/s1600/sound2.jpg                        https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSMu7qKLxH-F6sfWWJdQTedZyVxwjuUmm_zovHO-cRibO2EcJji

Для второго варианта необходимо сшить четное количество мешочков, но обязательно одинаковых по цвету и фактуре, в каждые два засыпать одинаковые крупы, бобовые или макароны, затем каждый мешочек закрыть (запечатать/ запаковать). Далее алгоритм тот же.

«Игры с прищепками»

Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков.  Внимание! Во время игры с прищепками следите за тем, чтобы ребенок не прищемил себе пальцы или другие части тела.  Выбирайте прищепки, которые легко открываются! И не нанесут травму!!! Безопасность - прежде всего.

 

«Цветные коробочки»

На боковые части однотипных картонных коробочек приклеиваются цветные кружки. Используются прищепки четырех основных цветов. Малышу предлагается прикрепить к краям каждой коробки прищепки соответствующего цвета. Позже можно внести элемент соревнования.

игры с прищепками       игры с прищепками3

«Выстроим заборчики»

В игре для детей используются прищепки четырех цветов и соответствующего цвета картонные полоски. Малыш делает «штакетник», цепляя прищепки к картонке, подходящей по цвету. Можно усложнить задание, чередуя прищепки.

«Цветной круг»

В игре, предназначенной для детей 4 – 5 лет, закрепляются основные и промежуточные цвета и одновременно знание цифр и счета. Если не удается подобрать прищепки по цвету, можно на деревянные изделия наклеить полоски соответствующих цветов.

«Логопедические игры с прищепками»

Логопедические игры – тренинг пальцев, совмещенный с чтением стишков.

«Поможем маме»

Для игры необходимо оборудование: тазик с кукольной одеждой (можно подготовить бумажную одежку), натянутая веревка, прищепки. Ребенок развешивает «белье», сопровождая движения словами:

Нашей маме помогали, 
Всю одежду постирали. 
Надо все теперь сушить

На прищепки зацепить.

игры с прищепками5

«Разговор животных»

В этих упражнениях дети последовательно открывают до упора и закрывают прищепки в обеих руках в сопровождении чтения стишков:

Двое маленьких галчат
Целый день в гнезде кричат.
Открывают рты галчата:
Потому что есть хотят.

Что за звуки у пруда?
- Квасу, квасу, нам сюда!
Квасу, квасу, простокваши!
Надоела нам вода!

Подойдут и другие подобные четверостишия.

«Игры для развития воображения»

Развивающие игры с прищепками направлены на создание различных образов, при помощи дополнения картонной формы прищепками. Нарисуйте морских существ - морскую звезду, осьминога, но только у осьминога не рисуйте щупальца. Пусть ребенок обозначит их прищепками. Детям также интересно прикреплять иголки ежику, елочке, лучики – солнышку и так далее.

   

Желаем успеха!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей « Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Правильное развитие и воспитание ребенка – залог наиболее полного раскрытия и реализации всех его интеллектуальных и творческих способностей, а также успешной социализации в будущем. Развит...

Консультация для педагогов«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Необходимо с раннего возраста развивать мелкую моторику малыша в разных видах деятельности...

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Учеными давно доказано, что движения рук находятся в тесной связи с умственным развитием....

Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, через освоение различных приемов лепки»

Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, через освоение различных приемов лепки»...

Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, через освоение различных приемов лепки»

Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, через освоение различных приемов лепки» Моторика – сфера двигательных функций организма и связа...

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ через нетрадиционную технику рисования»

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ через нетрадиционную технику рисования»...

Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста при помощи пластилинографии".

Работа с пластилином  требует внимания и усидчивости. Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой у детей....