играем дома
картотека (младшая группа)

Емельянова Олеся Борисовна

Развивающие игры для детей 3-4 лет дома с родителями

Развивающие игры для детей 3-4 лет дома с родителями

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях

Ближе к 3 годам ребенок начинает воспринимать себя как вполне самодостаточную личность. Он уже многому научился и с гордостью демонстрирует свои умения. Снисходительно смотрит на маленьких двухлетних «неумех» и старается на равных разговаривать со взрослыми детьми. За последний год малыш овладел основными физическими навыками: он может бегать, прыгать, ловко взбираться на шведскую стенку и спускаться с нее, висеть на турнике, подтягиваясь с помощью родителей, с увлечением играет в «футбол», довольно далеко кидает мяч. В этом возрасте ребенок активно участвует в групповых подвижных играх, запоминает их правила и может попросить родителей повторить игру. Привлекают кроху и спокойные игры со сверстниками. Дети могут самостоятельно воспроизвести сюжет какой-либо сказки, обыграть бытовую ситуацию. Традиционно излюбленные игры малышей — «в доктора» и «дочки-матери». Но, по-прежнему, детям сложно концентрировать внимание на одной игре долгое время. В то же время, ребенку становится сложно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому родители должны строить занятия таким образом, чтобы игры, целью которых является развитие интеллекта, перемежались физическими разминками, расслабляющими упражнениями.

К трем годам речь малыша становится все более осмысленной. Продолжает расти словарный запас. В этот период в лексиконе ребенка насчитывается около 1200—1500 слов. Дети начинают использовать все части речи, строят сложные предложения, приобретают навыки обобщения предметов по свойствам и признакам. Например: «У меня платье зеленое и трава зеленая», или «У птицы есть крылья и у самолета есть крылья». В этот же период малыш не только осознает причинно-следственную связь предметов и явлений, но и может выразить свое осмысление словесно: «Наступил вечер, пора ужинать». Пополнение словарного запаса позволяет ребенку давать развернутую характеристику предметов, явлений. При чтении книг малыш уже не только пассивный слушатель, он задает вопросы по тексту, комментирует то или иное описываемое событие, активно выражает свои эмоции. Ребенок этого возраста может составить небольшой рассказ по картинке, дать развернутую характеристику предмету или явлению. Следует обращать внимание на правильность произношения малышом тех или иных звуков, продолжать заниматься упражнениями, способствующими развитию артикуляционного аппарата. Помимо этого продолжайте пополнять словарный запас ребенка, прививайте любовь к чтению.

Игры на развитие тактильных ощущений у детей 3-4 лет

Закрой глаза и отгадай

Попросите ребенка закрыть глаза и отгадать, что вы положили ему в руку. Используйте предметы, различающиеся размером, формой, объемом, текстурой, весом: кубик, шарик, камень, желудь, шишка, овощи, фрукты и т.д.

Игра способствует развитию тактильных ощущений, внимания.

Угадай, что потрогал

Вам потребуются: образцы тканей: шелк, бархат, вельвет, лен, мех, кожа.

Попросите ребенка закрыть глаза. Проведите по его руке одним из образцов, предложите открыть глаза и отгадать, чем вы провели по его коже.

Игра способствует развитию тактильных ощущений.

Лекарство для куклы

Осенью соберите на улице чистые сухие листья. Расскажите малышу историю о том, что его подружка кукла Оля заболела. Предложите приготовить ей лекарство из сухих листьев. Для этого потрите листья между ладонями над листом бумаги. Получившийся порошок еще раз протрите пальцами (все это делает ребенок) и соберите в пузырек или в коробку. Дайте кукле лекарство. Оставшийся порошок можно высыпать на покрытый слоем клея лист цветной бумаги в виде какого-нибудь силуэта.

Игра способствует развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, воображения.

Покорми куклу

Вам потребуются: пластиковые бутылки с холодной, теплой и горячей водой.

Поставьте на стол бутылки с водой. Возьмите большую куклу. Запеленайте ее, предложите ребенку «понянчить» малыша. Объявите время кормления и попросите кроху принести бутылочку с теплым «молочком». Затем «напоите» куклу холодной водой. Пусть ребенок выберет бутылочку с горячей водой и поставит ее на подоконник остывать.

Игра способствует развитию тактильных ощущений, навыков классифицирования.

Игры на развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет

Спят бумажные игрушки

Вам потребуются: спичечные коробки, бумага.

Сделайте кроватки из спичечных коробков. Нарисуйте и вырежьте постельные принадлежности: подушку, простынь, одеяло. Попросите малыша измерить коробки ниткой. В соответствии с полученным результатом сделайте бумажных человечков. Предложите крохе укладывать их спать в приготовленные постельки.

Игра способствует развитию мелкой моторики, воображения.

Опять макароны

Вам потребуются: макароны разных форм и размеров, краски, леска.

Предложите малышу сделать разноцветные бусы из макарон. Покажите, как макароны можно раскрасить красками, а после того, как они высохнут, нанизать их на леску. При этом можно считать макароны каждого цвета и чередовать их форму: «Давай нанижем два красных цилиндра, теперь одну синюю звездочку» и т.п.

Игра способствует развитию мелкой моторики, творческих способностей.

«Золушка» на новый лад

Вам потребуются: два вида крупы.

Вспомните сказку о Золушке. Предложите малышу поиграть в нее. Золушкой может быть сам ребенок или кукла. Смешайте два вида крупы. На этот раз мачеха поручила девочке не только отделить крупу друг от друга, но и выложить каждым видом круп контуры нарисованных геометрических фигур. Горохом — круги и овалы, гречкой — треугольники и квадраты.

Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков классификации, помогает изучить формы предметов.

Пирамидка из пуговиц

Вам потребуются: зубочистки, пуговицы.

Закрепите зубочистку в вертикальном положении (можно воткнуть ее в брусок пластилина). Предложите малышу нанизать на нее пуговицы. Задания можно четко формулировать, например, попросить использовать только красные пуговицы, только мелкие пуговицы, нанизывать пуговицы одного размера или, начиная с самой большой, — в порядке уменьшения диаметра и т.п.

Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков классификации

Мозаика

Вам потребуются: пластилин, пуговицы.

Размажьте пластилин по листу картона толстым слоем. Покажите малышу, как, вдавливая пуговицы в пластилин, можно выкладывать различные узоры. Попросите выложить круг из пуговиц синего цвета, зеленый домик с желтой крышей и т.п.

Игра способствует развитию мелкой моторики.

Собственный город

Вам потребуется: лист ватмана.

Превратите лист ватмана в маленький город. Обозначьте улицы, дома, общественные места, начертите проезжую часть. Пусть малыш катает по дорогам небольшие машины, водит по тротуарам кукол, раскрашивает дома, магазины и т.д. Установив импровизированные светофоры, можно изучать правила дорожного движения. Предложите малышу найти самый короткий путь из магазина в детский парк. Поговорите о том, какие деревья вы посадите в парке, сколько их будет. Нарисуйте зоопарк и заселите его животными, обговорив предварительно, из каких стран вы их привезете. Для каждой машины нарисуйте гараж, обозначив его определенным цветом и т.п.

Игра способствует развитию мелкой моторики, воображения, координации движений.

Игры на развитие логического мышления у детей 3-4 лет

Бесконечная классификация

Вам потребуются: карточки с изображениями животных, некоторых других предметов.

Выложите все карточки. Предложите ребенку отделить все карточки с изображениями животных. Далее, животных разделить на диких и домашних. Из домашних, в свою очередь, выбрать тех, кто имеет копыта, и отсортировать их на тех, кто с рогами и тех, кто без рогов. Можно классифицировать животных по признакам: пушистый — гладкошерстный, хищник — травоядный, плавает — не плавает, прыгает — не прыгает и т.д.

Игра способствует развитию навыков классификации, внимания, памяти.

Во саду ли в огороде...

Вам потребуются: карточки с изображениями огорода, сада, леса, вырезанные из картона фигурки овощей, фруктов, ягод, грибов.

Попросите малыша правильно распределить вырезанные фигурки, вспомнив, что где растет: овощи — на картинку с огородом, ягоды, грибы — в лесу, фрукты — в саду.

Игра способствует развитию навыков классифицирования, помогает изучить порядок вещей.

Что положим в холодильник?

Вам потребуются: карточки с изображениями холодильника, шифоньера, посудного- шкафа, книжного шкафа. Вторая группа карточек: изображения предметов, хранящихся в холодильнике, шифоньере и т.д.

Расскажите ребенку историю про то, как один мальчик решил побаловаться: вытащил все продукты из холодильника, одежду из шкафа, а также всю посуду и книги. Все вещи перепутались, и кроха не смог убрать их на место, а ведь мама мальчика расстроится. «Давай поможем малышу и все разложим по своим местам: продукты рядом с холодильником, одежду возле шифоньера, книги около книжного шкафа, посуду — перед посудным».

Игра способствует развитию навыков классифицирования, изучению порядка вещей.

Найди картинку

Вам потребуются: карточки одинакового формата с различными изображениями.

Покажите малышу какую-нибудь картинку. Внимательно рассмотрите ее. Попросите ребенка отвернуться и выложите все карточки, в том числе и ранее рассмотренную. Предложите крохе найти картинку, которую он уже видел.

Игра способствует развитию памяти, внимания.

Загадай картинку

Выложите несколько картинок с разными изображениями. Для первых занятий стоит выбрать рисунок с одиночным предметом. Попросите ребенка выбрать какую-нибудь картинку, но не говорить, какую. Задавайте малышу вопросы, ответы на которые приведут к разгадке. Например: «На картинке, которую ты выбрал, изображено животное? Это дикое или домашнее животное? Оно с рогами? С копытами? У него длинный хвост? И т.д.». Предложите малышу поменяться ролями: вы загадываете картинку, а он задает вопросы. На помощь крохе можно призвать кого-нибудь из членов семьи.

Игра способствует развитию внимания, слухового восприятия, речи.

Что я делаю?

Предложите ребенку поиграть в интересную игру: вы будете имитировать определенные действия, а он должен угадать, что вы под этим подразумеваете. Например: вы складываете пальцы так, будто держите карандаш и водите рукой по воображаемой бумаге. Малыш должен догадаться, что вы «рисуете» или «пишете». Ребенку этого возраста следует показывать простые, доступные его пониманию жесты (стучать молотком, есть ложкой, пить из чашки, кидать мяч и т.п.). Поменяйтесь ролями: пусть малыш покажет вам какое-нибудь действие. Хвалите ребенка.

Игра способствует развитию внимания, воображения.

Кто это делает

Предложите ребенку угадать, о ком вы рассказываете. Перечисляйте малышу действия того или иного человека. Например: приходит домой с работы, ужинает, играет с тобой, ходит с нами в парк, в цирк и т.п. (папа). Стрижет волосы, делает прически, работает в парикмахерской (парикмахер). Лечит детей и взрослых, носит белый халат, г слушает фонендоскопом (врач).

Игра способствует развитию речи, наблюдательности, логического мышления.

У кого это есть

Эта игра похожа на предыдущую, только вместо действий человека перечисляются предметы, вызывающие ассоциации с ним. Объясните ребенку правила и начинайте перечисление. Например: у кого есть круглые коричневые очки, зеленая кофта и гостинец для тебя (у бабушки). У кого есть белый халат, фонендоскоп, белая шапочка (у врача) и т.д.

Игра способствует развитию речи, внимания, памяти, наблюдательности.

Дает корова...

Вам потребуются: карточки с изображениями животных, карточки с изображением продуктов, получаемых от животных (молоко, яйца, шерсть и т.п.).

Разложите карточки в произвольном порядке. Предложите ребенку рядом с изображением каждого животного положить изображение того, что дает нам это животное. Например: курица — яйцо, перья (можно нарисовать подушку); корова — молоко (творог, сметана, кефир); коза — пуховая пряжа (нарисовать носочки, варежки) и т.д.

Игра способствует развитию внимания, памяти.

Узкое, широкое

Вам потребуются: два мяча разного размера.

Предложите малышу прокатить мячи по дорожке, огороженной кубиками. Сделайте две полосы — одна для маленького мяча, другая — для большого. Прокатите маленький мяч по широкой дорожке, затем попробуйте прокатить большой мяч по узкой. Побудите малыша объяснить вам, почему мяч не может уместиться на маленькой дорожке. Введите в лексикон ребенка понятия «узкая — широкая». Экспериментируйте: проводите по дорожкам игрушки разного размера. В конце игры обобщите: широкая дорожка — для больших игрушек, узкая — для маленьких.

Игра помогает освоить понятия «широкое — узкое», развивает навыки сопоставления.

Не умещаемся

Выйдя на прогулку, найдите узкую дорожку, попробуйте пройти по ней рядом с ребенком. Обратите его внимание на то, что вам тесно вдвоем на этой тропе, потому что она узкая. Поищите дорогу пошире, поговорите с малышом о том, как легко и свободно вам теперь идти, какая удобная и широкая у вас дорожка.

Сравнение величин

Вам потребуются: широкая и узкая полоски бумаги, кубики.

Предложите ребенку построить домики для мышки и для зайки. «Как ты думаешь, мы им построим одинаковые по размеру домики?». Побудите малыша сделать вывод, что домик мышки должен быть меньше домика зайца. После того, как домики будут готовы, расскажите, что зверюшки попросили вас положить перед их жильем тропинки для гостей. Но чтобы гости не перепутали, дорожка перед мышиным домом должна быть узкой, а перед заячьим, соответственно, широкой. Покажите ребенку, как определить, какая из дорожек (бумажных полосок) шире, путем наложения их друг на друга. Пусть малыш сам распределит дорожки между домиками.

Игра способствует развитию навыков сравнительного анализа, развитию речи, логического мышления.

Как же их отличить?

Вам потребуются: вырезанные из бумаги одинаковые геометрические фигуры с незначительной разницей в размерах.

Расскажите малышу, что фигурки — пирожные для кукол. Бестолковые куклы перепутали все пирожные и не могут определить, где чье. Ведь пирожное для Маши больше, чем пирожное для Оли, а пирожное для Светы — самое маленькое. Надо куклам помочь. Пусть ребенок подумает, как это можно сделать. Покажите ему, как, накладывая фигурки друг на друга, выяснить, какое пирожное больше, а какое - меньше. Раздайте куклам их десерт.

Игра способствует развитию навыков сравнительного анализа предметов посредством наложения их друг на друга.

Подбери елку

Вам потребуются: вырезанные из бумаги елки разного размера.

Нарисуйте домик. Расскажите малышу про мальчика, который живет в этом доме. Рядом с домом изобразите сугробы. Поясните крохе, что скоро у мальчика будет Новый год. А на Новый год обязательно нужна елка. «Помоги, пожалуйста, подобрать такую елку, чтобы она уместилась в домике». Елки разместите на другом листе бумаги. Если ребенок не справляется с заданием, покажите ему, как можно сравнить размер елки и домика, приложив к нему дерево. Прикладывая елки, комментируйте: «Нет, эта елка нам не подойдет, она выше домика, она туда не поместиться. А эта елка — слишком маленькая, она ниже домика».

Игра способствует развитию навыков сопоставления, умения применять слова «выше - ниже», развитию речи.

Разве так бывает?

Нарисуйте многоэтажный дом, рядом деревенский дом такого же размера (для этого не требуется высокохудожественных умений, подойдут и домики, нарисованные в стиле детского примитивизма). Поинтересуйтесь у ребенка, возможно ли, чтобы эти дома и в реальной жизни были одинаковой величины? Выясните, почему этого не может быть (много этажей — один этаж), значит, многоэтажный дом выше, а деревенский — ниже.

Игра помогает изучить категорию «выше — ниже».

Чем они похожи

Покажите ребенку два предмета, попросите его рассказать о том, что в этих предметах общего, затем, чем они отличаются. Например, рассмотрите мяч и кубик одного цвета. Общее: оба предмета являются игрушками, оба — одного цвета. Отличия: мяч — круглый, кубик — квадратный, мяч — большой, кубик — маленький. Усложняя игру, показывайте малышу предметы с менее выраженными различиями, например, две машинки одного цвета, но с разными колесами, формой кузова и т.д.

Игра способствует развитию внимания, наблюдательности.

Что из чего сделано

Вам потребуются: карточки с изображениями предметов, карточки с изображениями материала, из которого сделан предмет (дом из кирпича — кирпич, стол — дерево, книга — лист бумаги и т.п.).

Разложите карточки перед ребенком. Объясните правила игры: соединить предметы с материалами, из которых они сделаны, например, рядом с изображением кирпичного дома положить кирпич, с книгой — лист бумаги и т.п.

Усложняя игру, можно расширять, увеличивать количество карточек, расширяя область взаимосвязи предметов: дерево — лес, бумага — дерево, окно — дом, птица — гнездо, кормушка и т.п.

Игра способствует развитию логического мышления, навыков сопоставления предметов.

Товарный поезд

Вам потребуются: карточки с изображением предметов разных категорий (посуда, мебель, животные).

Предложите малышу поиграть в поезд. Поезда идут в разные города и везут разные грузы. Например, поезд, идущий в Москву, везет посуду. Поэтому на картинках-вагончиках должны быть нарисованы предметы этой категории. Поезд, идущий в другой город, перевозит диких животных и т.д. Усложняя игру, выкладывайте карточки разных категорий, но сделанных из одного материала, например, деревянные ложки, деревянные стулья, деревянные кубики, доски и т.д.

Игра способствует развитию логического мышления.

Угадай, о чем я говорю

Предложите ребенку отыскать в комнате предмет. Опишите его местонахождение, цвет, форму, материал, из которого он сделан и т.д. Например: «То, что я загадала, находится сейчас под одним из стульев в этой комнате. Этот предмет небольшой, круглый, резиновый. Красного цвета». Усложняя игру, в дальнейшем не называйте место, где находится предмет, перечисляя все остальные его признаки.

Игра способствует развитию логического мышления, памяти, внимания.

Что бывает...

Вы задаете ребенку вопросы, а он на них отвечает. Например, вы спрашиваете: «Что бывает желтого цвета?» (цыпленок, солнышко и т.п.). «Что растет на дереве?», «Кто живет в лесу?» и т.д.

Игра способствует развитию речи, памяти, навыков обобщения предметов по признаку или свойству.

Что на что похоже

Играйте с ребенком в вопросы и ответы. Например: «Что такое же круглое, как мячик?» (арбуз, апельсин, яблоко и т.п.). «Что такое же белое, как снег?», «Что такое же сладкое, как сахар?» и т.д.

Игра способствует развитию навыков сравнения.

Что везет грузовик?

Посмотрите в окно и скажите: «Вон поехал грузовик. Интересно, что он везет? Как ты думаешь, что может везти грузовая машина?». Придумывайте вместе с ребенком, что может стать грузом (доски, песок, строительные материалы, мусор и т.д.). Так же фантазировать можно на темы: что несут в коробке, кто может жить в этой норе, кто едет в машине.

Игра способствует развитию речи, воображения,

Закончи ряд

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_igraem_doma.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для родителей поиграть дома с детьми "Играем дома с детьми"

Игры в помещении могут быть также веселыми и познавательными, особенно, когда погода на улице не жалует. Вашему вниманию предлагаются совместные игры с ребенком, благодаря которым ребенок будет р...

Как совместить работу по дому с общением с ребенком или чем можно играть дома

Как совместить работу по дому с общением с ребенком или чем можно играть дома...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Консультация для родителей «Учимся играть дома в сюжетно-ролевые игры» ( 13.04- 17.04)

Воспитывают у детей умение контролировать свое поведение.Игры развивают фантазию ребенка, учат смотреть на ситуацию с разных сторон. развивают воображение ребенка, а также у детей появляется возм...

#сидим дома Консультация для родителей "Сюжетно-ролевые игры дома"

Чем еще заняться на самоизоляции дома? Конечно же, вместе с детьми возвращатьс в детство....

Играем дома . Логопедические игры в которые легко играть дома.

Представлены логопедические игры в которые можно играть дома....