"Что такое психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать?"
консультация (старшая группа)

Ертакова Ольга Васильевна

Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что же тогда такое психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать?

Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.

Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:

Физическая готовность.

-развитая крупная моторика (бегает, прыгает, вынослив и т.д)

-развития мелкая моторика рук (правильно держит карандаш в руке, умеет закрашивать, обводить, может рисовать по клеточкам)

Мотивационная готовность.

- положительное отношение к школе, наличие учебного мотива, стремление освоить роль школьника (хочет ходить в школу, иметь портфель и т. п.);

-знает школьную атрибутику (для чего нужен портфель, звонок, парта и тд.)

Интеллектуальная готовность.

-запас знаний (Ф.И.О. свое и своих родителей, сколько лет, домашний адрес, знает диких и домашних животных, фрукты, овощи, цветы, деревья, грибы, насекомых; счет до 10 и обратный, выполняет простые математические операции)

– хорошая ориентировка в пространстве и времени;

– развитое наглядно-образное мышление (умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности, а также умение сравнивать их, видеть сходное и отличное;

– хорошая память;

– развита регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции);

– интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности);

– предпосылки абстрактно-логического мышления (способность понимать символы, способность сформулировать вопросы, способность самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы).

Социально - личностная готовность.

– желание общаться со взрослыми и детьми;

– умение установить контакт с учителем;

– сохранение чувства дистанции;

– способность к личностному контакту со взрослым (в противовес ситуативному);

– умение устанавливать контакт со сверстниками;

– умение войти  в детский коллектив и найти свое место в нем;

– умение выполнять совместную работу;

– умение поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками.

Эмоционально - волевая готовность 

– умение управлять своим поведением (на уроке, во время перемены);

– сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня;

– эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций);

– произвольная регуляция внимания (концентрация, устойчивость, переключение внимания);

– умение задерживать свои импульсы (например, не перебивать других в разговоре);

– умение продлить действие, приложив к этому волевое усилие.

«Развитие познавательной сферы ребёнка.

«Что изменилось?» (развитие навыков счета, зрительной памяти) Из палочек выкладывают фигуры, затем один из детей отворачивается, а другой что-то меняет в фигуре (убирает палочки или добавляет их). Теперь первый должен сказать, что именно изменилось: какая фигура, сколько палочек убрано или добавлено.

На столе в определенном порядке стоят предметы. Играющие закрывают глаза. Ведущий меняет предметы местами.  Играющие должны определить, что изменилось.

«Я знаю…» (развитие ловкости движений, развитие мышления) Ребенок бьет мяч о землю рукой, на каждый удар произнося: «Я знаю пять… (цветов, городов, стран, растений и т. д.)» - перечисляя названное. Если ребёнок ошибается или уронит мяч, очередь переходит к другому игроку. Побеждает тот, кто первым сделает всё правильно.

     «Чем похожи – чем отличаются»

Возьмите две игрушки, похожие по цвету или форме. Спросите у ребёнка: похожи ли игрушки друг на друга? Они одинакового цвета (размера). А чем игрушки отличаются? Например, у зайчика длинные, большие ушки, а у медведя маленькие. Для того, чтобы играть в эту игру, сначала научите ребёнка правильно рассматривать игрушку. Внимательно рассмотрите все части игрушки, цвет. На ощупь определите, какая игрушка, из чего сделана.  

«Поймай мяч»

     Взрослый бросает ребенку мяч и называет число. Ребёнок ловит мяч и говорит следующее число, т.е. число на единицу больше, чем предыдущее число – на единицу меньше.

«Назови одним словом»

Ромашки, фиалка, лилия...

Курица, утка, гусь...

Тополь, берёза, елка...

Медведь, лиса, волк...

Саша, Витя, Ира...

Иванов, Петров, Сидоров...

Калуга, Брянск, Людиново...

Вторник, пятница, воскресенье...

Январь, март, сентябрь...

Лето, осень, зима, весна...

«Четвертый  лишний»

  1. Груша, слива, лимон, клубника.
  2. Мяч, кукла, совок, тетрадь.
  3. Волк, лиса, корова, тигр.
  4. Окунь, лещ, лягушка, щука.
  5. Самолет, автобус, такси, троллейбус.
  6. Воробей, утка, сорока, синица.
  7. Носки, сандалии, сапоги, туфли  и т.д.

«Чем похожи?»

     Итак, чем похожи береза и клён? Береза и клен – это деревья; у березы и у клёна листья опадают зимой и т.д. РОМАШКА И ОДУВАНЧИК, ОГУРЕЦ И ПОМИДОР, АВТОБУС И МАШИНА, РУЧКА И КАРАНДАШ, РОМАШКА И ОДУВАНЧИК, ОГУРЕЦ И ПОМИДОР, АВТОБУС И МАШИНА И.Т.П.

    «Что нового?»

Взрослый рисует на  любой простой рисунок (например, домик). Затем закрывает глаза, а ребенок дорисовывает какую либо деталь на рисунке. Взрослый должен огадать, что изменилось на рисунке. И так по очереди.

    «Один – много».

   Взрослый  говорит слова, обозначающие один предмет, а ребенок  должен сказать про много.  Стол-столы, дом-дома и т.д.

 «Закончи слово»

Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать!" Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО.

 Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая консультация для родителей «Что такое психологическая готовность к школе?»

Тематическая консультация для родителей «Что такое психологическая готовность к школе?» Цель:- дать знания родителям о том, что такое готовность ребенка к школьному обучению;- проинфор...

Что такое психологическая готовность к школе?

Рекомендации для родителей будущих первоклассников. Тест "Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу?"  для родителей....

"Что такое психологическая готовность к школе?"

Данная презентация может помочь воспитателям при подготовке к родительскому собранию....

Что такое психологическая готовность к школе

Материал для выступления на родительском собрании в подготовительной группе. Что такое психологическая готовность ребёнка к школе? В чём её особенности? Что делать, что бы психологически подготовить р...

Что такое психологическая готовность к школе?

Что такое психологическая готовность к школе?...

Что такое психологическая готовность к школе.

Консультация для родителей подготовительной группы. ...

Готов ли Ваш ребенок к школе? Что такое "психологическая готовность" к школе.

Консультация для родителей. В статье представлены памятки, рекомендации родителям будущих первоклассников....