Консультация для родителей «Ребенок познает мир»
консультация (средняя группа)

Дементьева Екатерина Николаевна

Консультация для родителей «Ребенок познает мир»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_kak_rebenok_poznaet_mir.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 8 «РУСАЛОЧКА»

г.Кстово  3 микрорайон   дом 27  телефон 2-11-93, 2-27-16, 2-17-31

        

Консультация для родителей «Ребенок познает мир»

                                                     Подготовил воспитатель:

                                                            Дементьева Екатерина Николаевна

                                                 

г. Кстово, 2020 год

Консультация для родителей «Ребенок познает мир»

Окружающий мир не дает ребенку покоя. Он, загадочный и таинственный, удивляет и  покоряет малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. Постигать его не легко, но растущий человек не сдается, он всегда полон желания узнавать и понимать, искать добывать новые впечатления, т. е. проявлять то качество, которое психологи называют познавательной активностью.

Каждому периоду детского развития свойственны особые формы активности, соответствующие физическим и  психическим возможностям детей этого возраста. Поэтому педагогам, родителям и другим взрослым, искренне желающим помочь малышам в познании и открытии мира,  необходимо знать: что может и хочет познать ребенок данного возраста; как, какими способами он познает мир; что следует делать взрослому человеку для развития познавательной активности малыша.

Что и как познает трехлетний ребенок?

Познавая мир, малыш в основном действует по принципу:

«Что вижу и трогаю, то и познаю». Поэтому успешнее всего он постигает и осознает лишь:

- реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, рассмотреть, подержать в руках;

- те события и явления, непосредственным свидетелем и активным участником которых он был.

Таким путем к трехлетнему возрасту, он накапливает довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Он хорошо ориентируется в своей группе и на участке детского сада, знает наименования окружающих его предметов и объектов: (Кто, Что?), их различные качества и свойства (Какой?), а также назначение некоторых вещей (Зачем?). Но эти представления еще не прочно закреплены в сознании, и он еще слабо ориентируется в более сложных и скрытых от непосредственного взгляда качествах предметов и явлений (Кому они нужны? Как используются в жизни? Как взаимосвязаны друг с другом?). Именно в этих вопросах малышу и предстоит начать разбираться на протяжении четвертого года жизни. Именно на это и будет направлена  его познавательная деятельность.

В поисках новых впечатлений и ответов на волнующие вопросы ребенок начнет раздвигать рамки той среды, где прожил всю предыдущую жизнь (квартира, группа, участок и т. п.), и всячески расширять познавательные горизонты.

Однако возросшие познавательные потребности трехлетних малышей уже не могут быть удовлетворены привычными способами (с помощью простых манипуляций с отдельными предметами ближайшего окружения).

Ребенок изменился, и его познавательная деятельность приобретает новые формы:

1.Прибавление физической силы и энергии, ощущение себя  

почти «взрослым, компетентным» во многих вопросах, потребность в подтверждении этого близкими взрослыми вызывают у его стремление  к активной самостоятельной деятельности в окружающем мире, участию в разных делах взрослых, что сопровождается бурным вопросом и чувством удовлетворения.

2.Попытки разобраться в отношениях и связях между  предметами, объектами и явлениями, о большинстве   которых он еще не имеет прочно закрепленных представлений, приводит к тому, что он легко верит всему, следуя внушающей силе слова, наглядного примера; использует свою возрастную склонность к подражанию для повторения воспроизведения готовых образцов (жестов, манер, слов, выражений и т. п.).

3.Совершенствование речи ведет к тому, что он начинает атаковать взрослого многочисленными вопросами, среди которых заметное место занимают вопросы познавательной направленности.

Итак, познавательная активность ребенка, достигшего трехлетнего возраста, выражается в том, что он:

- активно действует по отношению к окружающей предметной среде;

- стремиться подражать близким, любимым взрослым, перенимать их опыт, интересы, взгляды на мир;

- начинает задавать множество познавательных вопросов.

Одновременно в недрах его сознания зреет еще один, чрезвычайно важный, способ познания мира – умение воспринимать словесную информацию без наглядного подкрепления. Овладение именно этой способностью впервые позволит ребенку вырваться за пределы непосредственно  воспринимаемой действительности, перешагнуть границы ближайшего окружения.

Параллельно с освоением предметного окружения у малыша интенсивно формируется определенное отношение ко всему: к людям и их поступкам, к природе, искусству, музыке и т. д. Заложенное в дошкольные годы отношение к миру он понесет через всю свою жизнь.

Вводя детей в мир, следует позаботиться о том, чтобы они бережно и созидательно относились ко всему, что наполняет его.

  • Бережное отношение проявляется в умении использовать каждый отдельный предмет по его назначению, и правильном владении его функций.
  • Созидательное отношение -  в творческом, разумном преобразовании окружающей действительности.

Помните, отношение к окружающему дети заимствуют у вас. Они внимательно наблюдают за вашим поведением, реакциями, которые выступают для них образцами, достойными подражания.

Взрослый рядом.

Самостоятельно манипулируя, пробуя и ошибаясь, ребенок, конечно, познает многое. Но возрастные возможности пока не позволяют ему полноценно воспринимать и правильно понимать те многообразные сведения, которые обрушивает на него окружающая действительность. В результате огромный и очень значимый для развития пласт информации остается не востребованным, а многое усваивается примитивно, поверхностно и даже превратно.

Но рядом с маленьким человеком всегда стоит взрослый человек.

Взрослый – обладатель колоссального опыта, способный передавать его в процессе общения и взаимодействия с детьми.

Взрослый – друг, помощник, наставник, занимающий особое место в жизни маленького ребенка.

Только с помощью взрослого ребенок может овладеть назначением, функциями различных предметов и понять сущность разнообразных явлений.

Только с помощью взрослого ребенок может обрести бережное и созидательное отношение к окружающему миру.

Для того, чтобы познавательная активность ребенка развивалась полноценно, его деятельность в окружающей среде становилась все более целенаправленной и разумной, его представления о действительности расширялись и углублялись, а отношение к миру становилось бережным и созидательным, рядом должны находиться добрые и внимательные взрослые, хорошо осведомленные о возрастных потребностях и возможностях малышей, сами обладающие широким кругозором и должным отношением к миру, требовательные к своим поступкам, манерам, речи, сознательно и квалифицированно реализующие в работе с детьми все перечисленные нами качества.

Мы педагоги,  можем достигнуть успеха в познавательном развитии детей  3-4 лет, только тогда, если будем:

1. Способствовать расширению детского опыта, кругозора.

2. Закладывать основы бережного и созидательного отношения к окружающему.

Для реализации этих задач необходимо научиться:

- создавать условия побуждающие детей к самостоятельной познавательной активности;

- активно педагогически воздействовать на познавательную активность детей через специально организованные мероприятия.

Как побудить детей к самостоятельной познавательной активности.

Малыши в целом освоили ближайшее, непосредственное окружение, и интерес к нему постепенно угасает, что, конечно, не способствует развитию их познавательной активности, а наоборот – снижает и обедняет ее. Чтобы поддержать эту детскую способность на высоком должном уровне, необходимо наполнить жизнь ребенка новыми различными предметами, объектами, явлениями и событиями, которые будили бы его мысль, давали пищу для размышлений. Для этого достаточно просто увеличить доступную детям «территорию познания», вывести их за пределы группы, участка.

Наблюдения.

Наблюдения за привлекающими внимание объектами и явлениями непосредственного окружения в значительной мере способствуют обогащению представлений детей о мире. Наблюдать можно по – разному: просто рассматривать что – либо (листья, снегопад, птиц за окном, бабочку на цветке и т. п.) или проводить маленькие эксперименты с чем – нибудь (поймай снежинку на рукавичку – она не тает, а на теплой ладошке – раз и нет ее; ударишь камешки друг о друга – запах идет, ударишь посильнее – искорки блестят и т. п.).

Динамичный, постоянно изменяющийся мир предъявляет маленькому человеку несметное количество самых разнообразных, отличных друг от друга объектов, явлений, событий. Неустойчивое внимание трехлетнего ребенка сосредотачивается лишь на немногих из них: ярких, звонких, значимых. И он вполне может пройти мимо чего – то очень интересного и прекрасного, не будучи в состоянии выделить это явление в калейдоскопе событий. Но это не случится, если рядом находится чуткий, внимательный, тактичный педагог, который умеет привлечь внимание детей даже к неброским предметам, явлениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. "играя-познаю"

Советы родителям, как занять ребенка в свободное время....

Консультация для родителей "Отдыхая - познаем"

Консультация для родителей "Отдыхая - познаем" поможет родителям разнообразить свой досуг вместе с детьми на отдыхею...

Консультация для родителей «Играя, познаем»

Консультация для родителей «Играя, познаем»...

консультация для родителей "Ребёнок познает мир"

Консультация для родителей о том, как правильно организовать экспериментальную деятельность детей...

Консультация для родителей «Ребенок познает мир»

Динамичный, постоянно изменяющийся мир предъявляет маленькому человеку несметное количество самых разнообразных, отличных друг от друга объектов, явлений, событий. Неустойчивое внимание трехлетнего ре...

Консультация для родителей «Ребенок познает мир»

Автор рекомендует родителям, соблюдать рекомендации педагога по развитию у детей познания окружаюего мира....