Мастер-класс (для родителей детей, имеющих тяжелые нарушения речи). Тема: Пособия своими руками для выработки правильной воздушной струи.
материал

Мариненко Наталья Николаевна

Мастер-класс (для родителей  детей, имеющих  тяжелые нарушения речи). Тема: Пособия своими руками для выработки правильной воздушной струи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx69.31 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

(для родителей  детей, имеющих  тяжелые нарушения речи)

Тема: Пособия своими руками для выработки правильной воздушной струи.

Мариненко Наталья  Николаевна, учитель-логопед.

 Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Звуки произносятся в фазе выдоха. Сонорные звуки и щелевые требуют сильной длительной воздушной струи.

Артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе:

• «Индюшата». На выдохе произносится «Бл-бл-бл».

• «Наказать непослушный язык». На выдохе произносится «П-п-п».

• «Пулемет». На выдохе произносится «Т-т-т».

• «Моторчик». На выдохе произносится «Р-р-р».

• «Жук». На выдохе произносится «Ж-ж-ж». 

Для укрепления мышц щек подготовительными могут считаться следующие упражнения:

• «Надуть два шарика». Надувать щеки и удерживать в них воздух.

• «Перекатывание шаров». Щеки надуваются поочередно.

• «Худенький Петя». Втягивать щеки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте. 

Дутье сквозь губы, вытянутые трубочкой.

• Не надувая щек, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко».

• Сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и т.п.). Дуть на кусочки ваты, привязанные на нитке. Можно дуть снизу вверх на пушинки одуванчика.

• Дутье на парусник, салфетку, лист, флюгер и т.п.

• Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился.

• Надувание воздушных шаров, резиновых игрушек.

• Пускание мыльных пузырей.

• Дутье с использованием свистков, гудков, дудочек, губной гармошки.

• Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок».

• Сильно дуть на воду до образования брызг.

• Можно натянуть горизонтально нитку и к вертикально висящим на ней ниткам привязать легких бумажных птичек.

• Дутье-катание по желобку легких шариков. 

Дутье сквозь растянутые в улыбке губы.

• «Пропеллер». Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. Углы рта прижаты к зубам. Струю воздуха, направленную в эту щель, ребенок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен.

• Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближены ми губами. Ребенку предлагают положить между губами широкий кончик языка. Подуть на кончик языка.

• Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. «Пошлепать» язык губами, произнося на выдохе звуки пя-пя-пя. 

Дутье на язык.

• Посередине языка вдоль его переднего края «сделать дорожку» - положить спичку со срезанной головкой и пустить ветерок, сдувая бумажные листочки.

• Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Держи язык широким наверху. Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Почувствуй, как подую я!» Можно использовать зеркало, чтобы ребенок видел положение своего языка.

• Широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка свернуть так, что бы образовался желобок. Легко подуть сквозь желобок.

• «Сдуй снежинки с горки». Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Кончик языка удержи за нижними зубами. Приподними язык горкой. Подуй на язык. В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций:

§ Упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.

§ Лучше выполнять упражнения, стоя, при свободном положении тела в пространстве. Грудная клетка расправлена. Следить за осанкой.

§ Обращается внимание на то, чтобы ребенок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть легким, плавным, длительным, экономным, без напряжения.

§ Следить за точностью направления воздушной струи.

§ Кратковременность упражнений (от 30 секунд до 1,5 минут). Гипервентиляция легких ведет к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть головокружение.

§ Дозировать количество и темп упражнений. Интенсивное дутье проводится не более 5 раз за 1 прием, в течение нескольких секунд.

§ Нельзя надувать щеки.

§ Выдыхаемый воздух не задерживать. Можно придерживать щеки руками для использования тактильного контроля.

§ На начальных этапах можно использовать зеркало для привлечения зрительного контроля.

§ Контроль за выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться.

§ Упражнения могут выполняться под счет. 

Для формирования длительной и плавной воздушной струи можно использовать следующие приемы:

• Тактильный контроль. Тыльная сторона ладони одной руки ребенка удерживается перед собственным ртом. Тыльная сторона ладони другой руки ребенка подносится ко рту логопеда. Тем самым ребенок ощущает производимую им воздушную струю и имеет возможность сравнить ее с образцом. Тот же самый прием можно выполнять с закрытыми глазами с целью концентрации внимания на тактильных ощущениях.

• «Наматываем нитку на клубок». В процессе дутья ребенок изображает руками наматывание нитки на клубок.

Демонстрация пособий, выполненных своими руками: «Сдуй снежинку с варежки», «Весёлый клоун», «Весёлые пчелки», «Султанчики», «Бабочки», «Рыбка», «цветные полоски».

Выполнение родителями пособия «Лыжник» из палочек от мороженого и зубочисток.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-396401-1449936182.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Теневой театр в детском саду.Изготовление методического пособия своими руками"

В мастер-классе помещён материал по изготовлению своими руками методических пособий для теневого театра....

Мастер-класс для родителей «Изготовление кукол и атрибутов для театра своими руками из бросового материала»

Содержание мастер-класса поможет родителям изготовить атрибуты для совмесных театрализованных игр дома...

Мастер – класс для педагогов на РМО Открытка к 8 Марта своими руками, нетрадиционной техники рисования - манкой.

Мастер – класс для педагогов на РМООткрытка к 8 Марта своими руками,  нетрадиционной техники рисования - манкой. Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционной техн...

Мастер класс для родителей. Сотворчество с детьми. Создание декоративной корзинки своими руками.

Развитие детской моторики, творческого воображения и пространственного мышления - очень важные процессы в дошкольном возрасте. Сотворчество с родителями дополнительно мотивирует детей. Информация в бу...

Мастер-класс для педагогов "Изготовление нестандартного оборудования из бросового материала своими руками"

Цель: Изготовление нестандартного оборудования своими руками для использования в играх....