Условия формирования готовности к школьному обучению
статья (подготовительная группа)

Развитие мотивов, определяющих отношение будущих первокласников к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya_formirovaniya_gotovnosti_k_shkolnomu_obucheniyu.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Условия формирования готовности к школьному обучению

  • Развитие познавательной сферы ребёнка дошкольника
  • Формирование позиции будущего ученика
  • Воспитание интереса к школе и школьной жизни
  • Формирование способности к сотрудничеству со сверстниками
  • Развитие аналитико-синтетической деятельности детей: способности к систематизации, обобщению, анализу
  • Развитие самостоятельности ребёнка
  • Формирование произвольности поведения ребёнка

Понятие познавательной мотивации внутренне связано с другими, смежными понятиями, среди которых можно выделить:
познавательный интерес, то есть эмоциональную включенность в решение познавательной  задачи.
познавательную деятельность - практическую активность, направленную на  познание         нового.
познавательную активность, то есть готовность к познавательной деятельности      и         инициативность  в        ней.
любознательность, любовь к знаниям, стремление узнать что-то новое.
 Очевидно, что все эти понятия близки по своему содержанию.

Объединяющим началом для них является направленность человека на бескорыстное узнавание нового и удовлетворение от самого процесса умственных усилий, то есть внутренняя мотивация. Познавательная деятельность имеет место лишь тогда, когда активность человека побуждается самим процессом познания и его познавательным результатом, и не сводится к уровню развития познавательных процессов.
Как известно, мотив имеет две основных функции – побуждающую и смыслообразующую. В соответствии с этим, познавательная мотивация с однойстороны побуждает соответствующую ему деятельность, то есть стимулирует самостоятельность, инициативность и целенаправленность в решении не прагматической, а чисто познавательной задачи. С другой стороны,
познавательная мотивация порождает специфические смысловые образования и познавательные эмоции - интерес к деятельности, удовольствие от получаемых впечатлений и от умственных усилий

Сегодня готовность к школе понимается достаточно широко – это способность детей регулировать свои взаимоотношения в новой социальной среде, проявлять свойства и качества, необходимые для овладения новыми видами деятельности и отношений к разным сторонам деятельности (к школе, учебной деятельности, взрослым, сверстникам, себе). – (Полякова М.Н.)

Поэтому при подготовке ребёнка к школе – главная задача детского сада и семьи состоит в создании условий для наиболее полного общего развития ребёнка с учётом его возрастных особенностей и потребностей.

В процессе разнообразных видов активной деятельности (игра, рисование, лепка, конструирование, речевое общение, труд, драматизация, экспериментирование) происходит зарождение важнейших новообразований развития, подготавливающих дошкольника к выполнению новых задач.

Необходимо создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества.

В самостоятельной деятельности с элементами творчества, разумно направляемой взрослым, будущий школьник приобретает ценный опыт инициативного решения умственных и практических задач, умение учитывать позицию другого человека, вступать в сотрудничество, проявлять настойчивость в достижении цели.

Выделяют несколько групп мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к обучению

Социально-нравственные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника, желании оправдать ожидания значимых взрослых («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это важно», «чтоб получить профессию»)

Учебно-познавательные мотивы, для которых характерны широкий круг интересов, стремление к новым знаниям, желание научиться читать и писать.

Оценочные мотивы, стремление получать высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («я хочу в школу, потому что там я буду получать пятёрки», «чтоб меня хвалили»)

Внешние по отношению к школе и учению мотивы. Атрибутивный, позиционный, коммуникативно-игровой («Я хочу в школу, потому что мне купили тетради, портфель». «Потому что там спать не надо». «Потому что там можно играть с друзьями»)

Для развития мотивационной готовности к школе характерно наличие именно комплекса мотивов при ведущем сильном устойчивом мотиве (познавательном, оценочном либо социальном)

Только тогда можно говорить о наличии у ребёнка сильной мотивации к обучению в школе.

Внешние по отношению к самой учёбе мотивы (например интерес к школьной атрибутике) и игровые мотивы быстро угасают и не могут являться свидетельством мотивационной готовности ребёнка к школе.

Основные принципы развития познавательной мотивации:
1. 
Эмоциональная   вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы. В работе предполагается не только «активность присвоения» со стороны ребенка, но и «активность отдачи» со стороны взрослого
2. 
Стимуляция любознательности ребенка. В работе следует использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, гироскоп, лента Мебиуса, головоломки, магниты, рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц и др.).

3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.

4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так иотрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Если мы стремимся к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, то следует акцентировать внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.

5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывают занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагает (но не настаивает) вместе завершить то, что было задумано ребенком. 

Содействие становлению учебной мотивации

1. РАЗВИВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ УЧЕНИЯ

Пробуждайте у детей познавательный интерес (ежедневное чтение художественной и научно-познавательной литературы с последующим обсуждением; обсуждение интересных событий из жизни страны, города, деревни; разговор о явлениях природы и временах года во время прогулок и др.)

Расширяйте кругозор детей.

Побуждайте детей задавать вопросы на интересующую их тему и показывать им, как в книгах (например, в детских энциклопедиях) можно находить ответы на эти вопросы.

2.  ФОРМИРОВАТЬ МОТИВЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПО ТИПУ «СТРЕМЛЕНИЕ К УСПЕХУ»

Уважительно и внимательно относитесь к потребностям и достижениям ребёнка.

Эмоционально поощряйте успехи ребёнка и попытки овладеть чем-то новым.

Эмоционально поддерживайте ребёнка в его стремлении овладеть чем-то новым, даже если у него не получается достичь хорошего результата.

Не ругайте детей за ошибки, а разбирайте эти ошибки вместе с ними, объясняя, как надо сделать правильно, и выражайте уверенность, что у ребёнка обязательно получится, если он будет стараться.

Пробуждайте у ребёнка желание овладевать чем-то новым (знаниями, умениями, навыками) и повышать уровень своих возможностей в играх с правилами, играх-соревнованиях, детских видах деятельности, детском творчестве.

Создавайте ситуации, способствующие положительному эмоциональному переживанию ребёнком своего продвижения в овладении чем-то новым (эмоциональное одобрение достижений ребёнка при других детях и взрослых).

Побуждайте ребёнка справляться с трудностями и добиваться результата.

Читайте книги о трудностях как естественной, но преодолимой ситуации при овладении чем-то новым.

3.  ФОРМИРОВАТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ УЧЕНИЯ

Создавайте такие условия воспитания и развития ребёнка старшего дошкольного возраста, при которых он будет связывать поступление в школу с началом нового качественного этапа в своей жизни – началом школьного обучения (что возможно только после полноценного проживания ребёнком дошкольного периода детства).

Обеспечьте полноценное развёртывание ведущей игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте с прохождение всех стадий развития игры (только в этом случае к концу старшего дошкольного возраста формируется личностное психологическое новообразование – «внутренняя позиция школьника»).

Осуществляйте подготовку к школьному обучению исключительно в форме психологического развития детей с целью формирования психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью.

Не допускайте подмены психологической подготовки к школьному обучению азам школьного обучения.

Организовывайте сюжетно-ролевую игру в школу, в процессе которой дети будут знакомиться со школьным образом жизни, с роль ученика и ролью учителя, с обязанностями ученика, с новым положением ребёнка как ученика в обществе взрослых.

Читайте детям книги о школе, о первоклассниках.

Способствуйте формированию у детей положительного образа школы и положительного образа ученика.

Объясняйте детям смысл обучения в школе как первой ступени взросления (взрослый человек должен многое знать и уметь; многим этим знаниям и умениям обучают в школе: в школе ребёнок научится читать, писать, хорошо считать, решать задачи и др.)

Создавайте у детей установку, что образованный и культурный человек гораздо лучше сможет устроить свою жизнь, поскольку он знает и умеет гораздо больше, чем необразованный, и ему гораздо интереснее жить.

Создавайте у детей установку, что пока они маленькие, они не ходят в школу, а в школу принимают только тех детей, кто становится постарше и хочет серьёзно учиться, как взрослые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".

Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...

Роль семьи в формировании готовности к школьному обучению

Материал можно использовать в информационной папке для родителей; как консультацию....

Рекомендации по формированию готовности к школьному обучению

Методическая помощь родителям, педагогам, а также молодым специалистам и студентам....

Формирование готовности к школьному обучению дошкольников.

Формирование готовности к школьному обучению дошкольников....

Статья: Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.

Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы....

Формирование готовности к школьному обучению.

Вызывайте у ребенка интерес к окружающему миру........

Особенности формирования готовности к школьному обучению при ЗПР

В отечественной психологии представлен качественно иной подход к оценке готовности детей к школьному обучению. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обуч...