Речь и малыш
статья

Кудинова Надежда Николаевна

В статье описываются этапы развития речи дошкольников. А также правила и рекомендации для родителей, которые помогут развивать речь малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_i_malysh.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Речь и малыш

Очень часто Вы задумываетесь о будущем своего ребенка, пытаетесь понять, насколько успешен будет он в школьной, а затем и во взрослой жизни.
Основы хорошей успеваемости закладываются еще в раннем детстве. Формирование правильной речи ребенка – это сложный и длительный процесс. Ребенку нужно научиться воспринимать обращенную к нему речь, управлять своими органами артикуляции, полноценно общаться с окружающими.
Прежде всего, взрослые обращают внимание на то, правильно ли ребенок выговаривает звуки, умеет ли он читать до школы. Но проблемы развития речи не ограничиваются только этим.

В каких случаях необходимо обращаться к логопеду? 

  • Если вы обнаружили у ребенка врожденные пороки развития анатомических органов речи: расщелина губы и неба (в просторечии «заячья губа» и «волчья пасть»);
  • Если в возрасте двух лет ваш малыш все ещё не начал говорить;
  • Когда ребенок говорит, а между зубами высовывается кончик языка, раздуваются щеки, а речь при этом носит «хлюпающий» характер;
  • Когда ребенок говорит «гнусаво», с носовым оттенком;
  • Когда ребенок заикается (делает паузы и остановки, у него появляются запинки, повторы слов, нарушения дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания);
  • Если ребенок утрачивает уже приобретенные навыки, произносит меньше слов, чем раньше, отказывается играть, замыкается в себе. (Причинами таких нарушений могут быть задержка развития, аутизм, нарушение обмена веществ);

   Главная роль в развитии речи детей принадлежит родителям. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит, будут ли у вашего малыша трудности с речью.

   Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток "годами чудес". В это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

  "Критическим" периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в этом возрасте не было уделено должного внимания развитию речи малыша, то в дальнейшем потребуется достаточно много усилий, чтобы наверстать упущенное.

    Родители должны также помнить, что речь - инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

Стадии развития речи малыша

Помощь взрослых базируется прежде всего на знании стадий, которые ребенок обычно проходит в своем речевом развитии. Конечно, не все дети проходят их в одном возрасте, однако даже опытным взрослым надо напоминать себе, что можно ожидать от детей того или иного возраста.

Первый год жизни - период предречевых голосовых реакций, начало понимания речи и возникновение первых слов-корней.

Второй год жизни - начало собственной активной речи, аграмматичной в своей форме, накопление словарного запаса.

Третий год жизни - освоение грамматического строя речи, совершенствование звукопроизношения, обогащение словаря.

Четвертый год жизни - освоение словообразовательных моделей, начало развития связной речи, нормализация звукопроизношения.

Пятый год жизни - развитие связной речи, возникновение способности выделять звуки из слов (простые формы звукового анализа).

Общие правила для родителей

Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители, которые постараются соблюдать следующие правила:

  • с первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь Вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования младенца, при этом чаще давайте ему возможность видеть Ваше лицо, наблюдать за Вашей артикуляцией;
  • чаще берите ребенка на руки, пеленайте, кормите: Вашему малышу необходим постоянный телесный контакт с матерью;
  • поощряйте любые попытки малыша заговорить: Ваш ребенок начнет разговаривать только тогда, когда Вы захотите его слушать; если вы понимаете его что он указывает своим  пальцем мыча, то ваш ребенок заговорит не скоро; сделайте вид что вы его не понимаете и тогда малыш начнет  выражать это словами;
  • говорите с малышом медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" сами и не разрешайте делать этого другим взрослым;
  • уделяйте ребенку больше времени, будьте чаще рядом с ним;
  • каждый день читайте малышу; не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит Вас почитать; не раздражайтесь, если придется много раз читать одну и ту же книгу, которую особенно полюбил Ваш малыш. Радуйтесь, что он уже книголюб и имеет свои пристрастия;
  • не поправляйте речь ребенка, просто повторите ту же фразу правильно;
  • поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, старайтесь ответить на каждый вопрос ребенка;
  • не перегружайте ребенка чересчур сложными словами и фразами. В погоне за обогащением его речи не забывайте о том, что говорить с детьми нужно просто, на доступном для них уровне;
  • не сравнивайте малыша с другими детьми;
  •  организуйте дома для малыша занятия по развитию речи. Они  могут работать сосредоточенно в течение 7 – 10 минут, и за это время можно поиграть с ним в лото, почитать книгу, рассмотреть картинки. Но это не значит, что в остальное свободное время малыш будет играть один: полноценная речевая среда должна оставаться главным средством развития речи ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи наших малышей.

Статья для родителей младших дошкольников....

развитие речи вашего малыша

краткое описание этапов развития речи малыша...

Наглядный материал для родителей "Развитие речи у малышей

Сейчас даже специалисты теряются: нормой становится то, что раньше считалось задержкой развития. Иногда малыш в два года уже говорит объемными фразами, но есть много трех-, а иногда и четырехлеток, ко...

Развитие речи для малышей "Книжка- Малышка"

Развлечение для малышей "Книжка – Малышка" Цель :Закреплять и развивать устойчивый интерес к книге, воспитывать любовь к художественному слову. Задачи:-     Р...

Консультация для родителей "Как развивать речь у малышей"

ВАжными элементами в развите ребенка младшего возраста являются речь и моторика. Они очень тесно взаимосвязаны друг с другом. Игры на развитие речи всегда сочетаются с пальчиковой гмнастикой, так как,...

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МАЛЫШЕЙ

Учим детей по картинкам рассказывать сказку "Три медведя"....

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МАЛЫШЕЙ.

Учим детей по картинкам рассказывать сказку "Волк и семеро козлят"....