Речевая готовность ребёнка к школе.
консультация (подготовительная группа)

Пьянова Елена Евгеньевна

Начало обучения в школе - новый этап в жизни ребенка (да и родителей тоже), безусловно,требующий определенного уровня

готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности - учебной.

Многие родители понимают, но не всегда правильно представляют, что скрывается за понятием «речевая готовность к школе».

Поэтому, давайте разберемся, что всё-таки подразумевается под данным понятием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_gotovnost_rebyonka_k_shkole.pptx648.08 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе». Пьянова Е.Е. учитель – логопед ГБДОУ № 310

Слайд 2

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. Л.А.Венгер Начало обучения в школе - новый этап в жизни ребенка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности - учебной .

Слайд 3

Составляющие речевой готовности к школе . Многие родители понимают, но не всегда правильно представляют, что скрывается за понятием «речевая готовность к школе». Поэтому, давайте разберемся, что всё-таки подразумевается под данным понятием.

Слайд 4

1. Звуковая сторона речи. Школьники , у которых отклонение в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет. !!! Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп.

Слайд 5

2. Сформированность фонематических процессов . Это умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка. Именно развитое на достаточном уровне фонематическое восприятие является неотъемлемой частью формирования четкого произнесения звуков , правильной слоговой структуры слов (даже не выговаривая звуки, ребенок сохраняет слоговую структуру слова — машина - масиня). Ребенок с легкостью овладевает грамматическим строем речи и успешно осваивает чтение и письмо. !!! Стоит задуматься о помощи логопеда, если: ребенок постоянно заменяет одни звуки другими (шапка - сапка); взаимные замены звонких и глухих согласных (бочка - почка); взаимные замены твердых и мягких согласных (полка - полька).

Слайд 6

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу. Это умение слышать и выделять звуки в слове; слышать и выделять первый и последний звуки в слове; умение определять место звука в слове; различать и называть слова с определенным звуком; делить слова на слоги; составлять слова из слогов; называть звуки в слове по порядку . Дети должны знать, понимать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки (гласный, согласный, звонкий, глухой, мягкий, твердый).

Слайд 7

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу. !!! Стоит задуматься, если: ребенок не называет первый звук в слове ; ребенок не слышит заданный звук в слове; ребенок не называет звуки в слове по порядку. Фонетические и фонематические дефекты — одна из причин возникновения у детей дислексии и дисграфии. Дети, у которых не сформирована звуковая сторона речи и фонематические процессы, могут смешивать звуки, сходные по артикуляции и звучанию. Это препятствует овладению навыками звукового анализа и синтеза, что впоследствии может способствовать возникновению дисграфии и дислексии. Если ребенок пропускает звуки, заменяет другими или искажает, значит, у него недостаточно хорошо сформирован фонематический слух. А это может привести к стойким нарушениям в письменной речи. Для преодоления этого дефекта необходимы специальные коррекционные занятия.

Слайд 8

4. Развитие слоговой структуры слова. Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум , библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги. Незаконченность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с речевой патологией на нескольких лет и обнаруживается всякий раз, когда ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой.

Слайд 9

5. Сформированность лексико-грамматического строя речи . С ловарь ребенка 6-7 лет должен составлять около 3500 слов. Дошкольник должен уметь классифицировать и обобщать предметы по группам (транспорт, одежда, посуда и т.д.). Активно использовать в своей речи антонимы, синонимы, а также различные части речи (существительные, прилагательные, глаголы, предлоги и др.); к семи годам ребенок должен уметь пользоваться различными способами словообразования и словоизменения (пирог из яблок - яблочный, чашка - чашечка...); согласовывать имена существительные и имена прилагательные (красное платье, красный автомобиль, ласковое солнце, ласковая мама), правильно употреблять относительные и притяжательные прилагательные (заячьи уши, лисий хвост...); уметь образовывать и использовать в речи слова со значением единственного и множественного числа; уметь правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях. !!! Стоит задуматься, если ребенок: неправильно образовывает множественное число имен существительных (ухи вместо уши, домы вместо дома...); неправильно употребляет окончания при согласовании (пять самолета вместо самолетов...).

Слайд 10

6. Развитие связной речи и речевой коммуникации . Д ети 6-7 лет должны уметь последовательно, связно, четко и точно формулировать основную мысль высказывания; составлять предложения по опорным словам и картинкам ; составлять самостоятельно рассказ-описание о предмете, рассказ по картине, по серии картин, из личного опыта , отвечать на вопросы по тексту; владеть навыком полного и краткого пересказа, использовать в предложениях второстепенные и однородные члены . При пересказе (рассказе) обращается внимание : на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота и точность использования слов), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

Слайд 11

Развитие связной речи и речевой коммуникации. Речевая коммуникация: р ебёнок должен быть достаточно активен в общении; уметь слушать и понимать речь; строить общение с учетом ситуации; легко входить в контакт с детьми и взрослыми; ясно и последовательно выражать свои мысли; пользоваться формами речевого этикета. Если попросить ребенка рассказать, что он видит на картине, то результаты могут оказаться весьма неожиданными для родителей. Одни дети могут с легкостью рассказать о событиях, составив большой и связный рассказ. Другие с трудом свяжут несколько предложений, возможно, даже с ошибками. Некоторые только и смогут, что перечислить предметы и явления. !!! Стоит задуматься, если ребенок смог только перечислить предметы и явления, изображенные на картинке (цветы, солнце, бабочка, дерево...)

Слайд 12

7. Развитие мелкой моторики. Поскольку в школе ребенку предстоит овладеть новым и сложным для него видом деятельности — письменной речью, рука должна быть готова. Слабость , неразвитость кисти рук не позволяет ученику выработать красивый почерк, выдержать длительное напряжение мышц руки в процессе письма, успевать за темпом работы класса. Состояние мелкой ручной моторики оказывает влияние на формирование речевой деятельности в целом.

Слайд 13

8. Развитие зрительно - пространственного восприятия и зрительно - моторных координаций. Ребёнок 6-7 лет дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их характерные признаки; к лассифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам; р азличает расположение фигур (над-под, на-за, перед-возле, сверху-снизу и т.п .); с рисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов и элементов; к опирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех штрихов и элементов ; н аходит часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу-схеме; д орисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.

Слайд 14

В заключении Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в диалог с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми, препятствует успешному обучению и нередко накладывает отпечаток на его характер. Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению к школе, — одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье.

Слайд 15

Готовя ребенка к школе, необходимо научить его слушать слышать, видеть , наблюдать , запоминать, перерабатывать полученную информацию. !!! Очень важно стимулировать внимание на том, что ребёнок видит во время прогулок, экскурсий. Приучайте малыша рассказывать о своих впечатлениях; такие рассказы необходимо заинтересованно выслушивать, даже если они односложны и сбивчивы. Полезно задавать дополнительные вопросы, старайтесь получить более подробный и развернутый рассказ. Чаще читайте ребенку детские книги, водите в кино и театр, обсуждайте с ребенком прочитанное и увиденное. Расширяйте и уточняйте словарный запас малыша, разгадывая с ним кроссворды, ребусы, шарады. Если ребенок уже умеет читать сам, по слогам, можно организовать совместное чтение взрослого (ведущая роль) и ребенка (помощник). Это необходимо для того, чтобы закреплялся имеющийся навык чтения, а также повышалась внимательность. После прочтения еще раз напомните ребенку автора произведения, его название, главных героев и основные содержательные события. Попросите ребенка нарисовать иллюстрацию к произведению или полюбившегося героя. Попросите ребенка объяснить чем этот герой ему понравился или запомнился, какие из его качеств есть у малыша. Можно попросить малыша пересказать небольшой текст книги по ее иллюстрациям, или передать его от лица какого-нибудь героя из книги.

Слайд 16

Дорогие родители! Осталось совсем немного времени до того волнующего дня, когда Вы станете родителями первоклашки. Ваш малыш с выражением крайней серьезности на своей еще совсем недавно такой беспечной мордашке, отправится в свой самый ПЕРВЫЙ КЛАСС! Впереди не только радости, но и серьезные проблемы и испытания, для преодоления которых Вам потребуется немало сил , и душевны х, и физических. Но пусть сейчас ничто не омрачает праздника Вашего ребенка. Будьте СЧАСТЛИВЫ, будьте ТЁРПЕЛИВЫ и УВЕРЕНЫ в том, что Ваш малыш ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ, УМНЫЙ, КРАСИВЫЙ, а главное , ЛЮБИМЫЙ ! Успехов Вам и Вашему ПЕРВОКЛАШКЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая готовность ребёнка к школе

Консультация для родителей...

"Что такое речевая готовность ребёнка к школе?"

консультация для родителей подглтовительной группы...

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения....

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?...

Речевая готовность ребёнка к школе.

Дается понятие "речевая готовность к школе", раскрываются  компоненты речи, которые  должны быть сформированы у будущего первоклассника....

Консультация "Год до школы! Речевая готовность ребёнка к школе"

Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его ново...

Школа для родителей будущих первоклассников (семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие в город звуков и слов»)

Школа для родителей будущих первоклассников(семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие ...