Консультация для родителей "Как справиться с проявлениями кризиса 6-7 лет"
консультация (подготовительная группа)

Жевнерова Нина Федоровна

Если вы заметили, что вашему малышу вдруг надоел детсад и собственные игрушки, привычные игры не доставляют ему такого удовольствия, как раньше, а ведет он себя капризно или даже невыносимо – значит у вашего ребёнка начался кризис 6-7 лет.

Этот кризис может начинаться даже в 5-5,5 лет. Тогда он протекает более очевидно и болезненно. Если же время приближено к началу поступления в школу, то он может пройти более сглажено, почти незаметно для окружающих.

Признаки кризиса 6-7-ми лет:

1. Негативное поведение.

Кризис у всех детей начинается примерно одинаково: меняется поведение ребёнка, он проявляет негативизм, грубит, огрызается, конфликтует, отворачивается от ваших объятий, не отвечает на банальный вопрос «Что случилось?».

2. Протесты.

Ребёнок протестует против банальных вещей (чистить зубы, убраться в комнате и т.д.)

3. Паясничание, клоунада.

Специфические для данного кризиса особенности поведения – это нарочитость, искусственность поведения, паясничание, вертлявость, клоунада.

4. Легко увлекается новыми делами.

Ребёнок становится очень подвижен, легко начинает и бросает дела, требует постоянного внимания взрослых.

5. Интерес к общению со взрослыми.

Ребёнок предпочитает общаться со взрослыми и более старшими детьми,  игры с младшими детьми им становятся не интересны.

6. Потеря интереса к игрушкам.

Ребёнку становятся не интересны даже его любимые игрушки. Появляется желание усовершенствовать имеющиеся игрушки, что приводит к их поломке (развинченные машинки, куклы с остриженными и выкрашенными волосами и т.д.)

В чём же причина таких негативных изменений в поведении ребёнка?

Дело в том, что кризис 6-7-ми лет связан с важными переменами в психической жизни малыша. Ребёнку уже не так интересно играть с игрушками, ему становится важнее познавать новое.

Во время кризиса 6-7 лет ваш малыш плавно переходит от игрушек к полезным занятиям, учёбе. Если говорить психологическим языком, то ребёнок переходит на новый этап психического развития: игровая мотивация в поведении сменяется новым видом – познавательной мотивацией. Ребёнок пытается стать взрослым, но у него это не всегда получается. Отсюда появляется негоативизм, конфликтность, трудноуправляемость.

Родителям важно осознавать, что происходит в эмоциональной и психической жизни ребёнка и стараться с пониманием относится к его перепадам в настроении, придерживаться золотой середины в воспитании (не держать в «ежовых рукавицах», но и не потакать любым прихотям).

Список психологических изменений, происходящих с ребёнком 6-7 лет.

Вот изменения, которые происходят в поведении и мышлении ребёнка, находящегося в кризисе 6- 7-ми лет:

1. Ребёнок теряет свою детскую непосредственность, открытость миру. Его поведение перестаёт быть таким импульсивным, как раньше. Теперь разгадать настроение и мысли ребёнка становится гораздо труднее, вы уже не в состоянии прочитать малыша как «открытую книгу».

2. Самостоятельная оценка. В возрасте 6-7 лет  ребёнок начинает самостоятельно оценивать свои поступки. В его мыслях появляются такие суждения: « а что будет, если…», «а что скажет мама, если я …».

3. Контроль своих эмоций. К возрасту 6-7 лет ребёнок уже научается контролировать свои эмоции, то есть его поведение теряет прежнюю импульсивность. Теперь ваша дочь или сын может сдержаться и не заплакать, даже если ему очень обидно или он чем-то расстроен.

 

4. Обобщение переживаний, жизненного опыта. Ребёнок начинает обобщать свой жизненный опыт, суммировать его (до этого малыш жил как бы одним днём, не делая конкретны выводов из поступков и ситуаций) . Теперь же плохие и хорошие события и переживания ребёнок суммирует, систематизирует в своём мышлении. И из этой суммы переживаний и впечатлений ребёнок начинает делать  выводы  о том, "какой я" и "как ко мне относятся окружающие люди: ребята, родители, другие взрослые".   

5. Взгляд ребёнка на окружающий мир становится более реалистичным. Ребенок уже не поверит, что камень живой, а из-за угла дома выглядывает не тетя Маша, а Баба-яга. И хотя мир вымысла и фантазии еще богат и ребенок по-прежнему любит волшебные сказки, он уже умеет отличать правду от вымысла.

6. Ребенок начинает осознавать свое место в системе человеческих отношений.

Теперь он будет стремиться занять новое, более взрослое положение в жизни. А это значит, что у него появляется своя внутренняя позиция. Она определит затем отношение ребенка к самому себе, к другим людям, к миру в целом. В этом возрасте кто-то из детей более явно начинает занимать лидирующие позиции, выделяться как вожак, лидер, а кто-то наоборот прячется  в тень, становится «ведомым».

Советы родителям.

1. Дайте ребёнку возможность учится.

Главное условие для позитивного прохождения ребёнком кризиса 6-7 лет – это дать ребенку возможность активно учиться.

Учится – это не обязательно значит, что пора идти в школу. Учиться можно и танцам, и музыке, столярному делу, ходить в кружок "Хочу все знать", изучать азы домашнего хозяйства – всё это тоже ученье. Главное, чтобы ребенок видел в своей деятельности какой-то полезный смысл и он его привлекал.

На этой ступеньке своего развития детям нужно приобрести уверенность в том, что они способные и трудолюбивые существа. Если ребенок поверит и убедится, что он способен и трудолюбив, то и в дальнейшей жизни он будет вести себя уверенно и адекватно

ВАЖНО: Сотрудничать с вами и разумно подчиняться вам ребенок будет тогда, когда получит возможность учиться!!!

2. Помните, что кризис - это временное явление, его нужно пережить, как любые детские болезни

3. Обоснованность требований и запретов

Если кризис у вашего ребёнка протекает особенно остро, то, скорее всего, у вас завышенные требования к ребёнку или слишком жесткая воспитательная позиция. Подумайте: все ли запреты обоснованы, нельзя ли дать ребенку чуть больше свободы и самостоятельности?

4. Измените, свое отношение к ребенку - внимательней относитесь к его мнениям и

4. Измените, свое отношение к ребенку - внимательней относитесь к его мнениям и суждениям, старайтесь понять его позицию, выслушивайте его мысли, точку зрения – уважайте в нём взрослеющего человека.

5. Не заставлять, а убеждать.

Тон приказа и назидания в этом возрасте мало эффективен. Постарайтесь не заставлять, а убеждать. Рассуждайте и анализируйте поступки вместе с ребенком, обсуждайте в спокойном режиме возможные последствия его действий.

6. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с ребёнком, это всегда помогает.

Если отношения с ребенком приобретают характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, обратитесь за помощью к специалисту. Опытный психолог наверняка поможет вам установить причину столь напряжённой ситуации в семье и даст полезные советы по преодолению конфликта.

 

 

Успехов Вам и Вашему ребёнку в прохождении кризиса 6-7-ми лет!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_7.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

 КАК СПРАВИТЬСЯ

С ПРОЯВЛЕНИЯМИ КРИЗИСА

ШЕСТИ-СЕМИ ЛЕТ

Если вы заметили, что вашему малышу вдруг надоел детсад и собственные игрушки, привычные игры не доставляют ему такого удовольствия, как раньше, а ведет он себя капризно или даже невыносимо – значит у вашего ребёнка начался кризис 6-7 лет.

Этот кризис может начинаться даже в 5-5,5 лет. Тогда он протекает более очевидно и болезненно. Если же время приближено к началу поступления в школу, то он может пройти более сглажено, почти незаметно для окружающих.

Признаки кризиса 6-7-ми лет:

1. Негативное поведение.

Кризис у всех детей начинается примерно одинаково: меняется поведение ребёнка, он проявляет негативизм, грубит, огрызается, конфликтует, отворачивается от ваших объятий, не отвечает на банальный вопрос «Что случилось?».

2. Протесты.

Ребёнок протестует против банальных вещей (чистить зубы, убраться в комнате и т.д.)

3. Паясничание, клоунада.

Специфические для данного кризиса особенности поведения – это нарочитость, искусственность поведения, паясничание, вертлявость, клоунада.

4. Легко увлекается новыми делами.

Ребёнок становится очень подвижен, легко начинает и бросает дела, требует постоянного внимания взрослых.

5. Интерес к общению со взрослыми.

Ребёнок предпочитает общаться со взрослыми и более старшими детьми,  игры с младшими детьми им становятся не интересны.

6. Потеря интереса к игрушкам.

Ребёнку становятся не интересны даже его любимые игрушки. Появляется желание усовершенствовать имеющиеся игрушки, что приводит к их поломке (развинченные машинки, куклы с остриженными и выкрашенными волосами и т.д.)

В чём же причина таких негативных изменений в поведении ребёнка?

Дело в том, что кризис 6-7-ми лет связан с важными переменами в психической жизни малыша. Ребёнку уже не так интересно играть с игрушками, ему становится важнее познавать новое.

Во время кризиса 6-7 лет ваш малыш плавно переходит от игрушек к полезным занятиям, учёбе. Если говорить психологическим языком, то ребёнок переходит на новый этап психического развития: игровая мотивация в поведении сменяется новым видом – познавательной мотивацией. Ребёнок пытается стать взрослым, но у него это не всегда получается. Отсюда появляется негоативизм, конфликтность, трудноуправляемость.

Родителям важно осознавать, что происходит в эмоциональной и психической жизни ребёнка и стараться с пониманием относится к его перепадам в настроении, придерживаться золотой середины в воспитании (не держать в «ежовых рукавицах», но и не потакать любым прихотям).

Список психологических изменений, происходящих с ребёнком 6-7 лет.

Вот изменения, которые происходят в поведении и мышлении ребёнка, находящегося в кризисе 6- 7-ми лет:

1. Ребёнок теряет свою детскую непосредственность, открытость миру. Его поведение перестаёт быть таким импульсивным, как раньше. Теперь разгадать настроение и мысли ребёнка становится гораздо труднее, вы уже не в состоянии прочитать малыша как «открытую книгу».

2. Самостоятельная оценка. В возрасте 6-7 лет  ребёнок начинает самостоятельно оценивать свои поступки. В его мыслях появляются такие суждения: « а что будет, если…», «а что скажет мама, если я …».

3. Контроль своих эмоций. К возрасту 6-7 лет ребёнок уже научается контролировать свои эмоции, то есть его поведение теряет прежнюю импульсивность. Теперь ваша дочь или сын может сдержаться и не заплакать, даже если ему очень обидно или он чем-то расстроен.

4. Обобщение переживаний, жизненного опыта. Ребёнок начинает обобщать свой жизненный опыт, суммировать его (до этого малыш жил как бы одним днём, не делая конкретны выводов из поступков и ситуаций) . Теперь же плохие и хорошие события и переживания ребёнок суммирует, систематизирует в своём мышлении. И из этой суммы переживаний и впечатлений ребёнок начинает делать  выводы  о том, "какой я" и "как ко мне относятся окружающие люди: ребята, родители, другие взрослые".        

5. Взгляд ребёнка на окружающий мир становится более реалистичным. Ребенок уже не поверит, что камень живой, а из-за угла дома выглядывает не тетя Маша, а Баба-яга. И хотя мир вымысла и фантазии еще богат и ребенок по-прежнему любит волшебные сказки, он уже умеет отличать правду от вымысла.

6. Ребенок начинает осознавать свое место в системе человеческих отношений.

Теперь он будет стремиться занять новое, более взрослое положение в жизни. А это значит, что у него появляется своя внутренняя позиция. Она определит затем отношение ребенка к самому себе, к другим людям, к миру в целом. В этом возрасте кто-то из детей более явно начинает занимать лидирующие позиции, выделяться как вожак, лидер, а кто-то наоборот прячется  в тень, становится «ведомым».

Советы родителям.

1. Дайте ребёнку возможность учится.

Главное условие для позитивного прохождения ребёнком кризиса 6-7 лет – это дать ребенку возможность активно учиться.

Учится – это не обязательно значит, что пора идти в школу. Учиться можно и танцам, и музыке, столярному делу, ходить в кружок "Хочу все знать", изучать азы домашнего хозяйства – всё это тоже ученье. Главное, чтобы ребенок видел в своей деятельности какой-то полезный смысл и он его привлекал.

На этой ступеньке своего развития детям нужно приобрести уверенность в том, что они способные и трудолюбивые существа. Если ребенок поверит и убедится, что он способен и трудолюбив, то и в дальнейшей жизни он будет вести себя уверенно и адекватно

ВАЖНО: Сотрудничать с вами и разумно подчиняться вам ребенок будет тогда, когда получит возможность учиться!!!

2. Помните, что кризис - это временное явление, его нужно пережить, как любые детские болезни

3. Обоснованность требований и запретов

Если кризис у вашего ребёнка протекает особенно остро, то, скорее всего, у вас завышенные требования к ребёнку или слишком жесткая воспитательная позиция. Подумайте: все ли запреты обоснованы, нельзя ли дать ребенку чуть больше свободы и самостоятельности?

4. Измените, свое отношение к ребенку - внимательней относитесь к его мнениям и

4. Измените, свое отношение к ребенку - внимательней относитесь к его мнениям и суждениям, старайтесь понять его позицию, выслушивайте его мысли, точку зрения – уважайте в нём взрослеющего человека.

5. Не заставлять, а убеждать.

Тон приказа и назидания в этом возрасте мало эффективен. Постарайтесь не заставлять, а убеждать. Рассуждайте и анализируйте поступки вместе с ребенком, обсуждайте в спокойном режиме возможные последствия его действий.

6. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с ребёнком, это всегда помогает.

Если отношения с ребенком приобретают характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, обратитесь за помощью к специалисту. Опытный психолог наверняка поможет вам установить причину столь напряжённой ситуации в семье и даст полезные советы по преодолению конфликта.

Успехов Вам и Вашему ребёнку в прохождении кризиса 6-7-ми лет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИМПТОМЫ КРИЗИСА 7 ЛЕТ И МЕТОДЫ СГЛАЖИВАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ КРИЗИСА В ВОСПИТАНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА 7 ЛЕТ1.1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА В 7 ЛЕТ1.2. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ1.3.    СОД...

Консультация для педагогов ТРЕВОЖНОСТЬ, КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р.) образуют в совок...

Подходы к преодолению негативных проявлений кризиса трех лет у младших дошкольников в условиях ДОО

Переживание кризиса трех лет является сложным не только для самого ребенка, но и для окружающих его взрослых: родителей, педагогов, которым важно выбрать правильные стратегии воспитания и обучения, ко...

Консультация: "Основные проявления кризиса 3 лет"

Консультация: «Основные проявления детского кризиса 3 лет» 1. Негативизм. Ребенок принципиально отказывается делать то, о чем его просят.Причина: Он не хочет соглашаться с превосходст...

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет». Основные проявления кризиса трех лет

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет».Основные проявления кризиса трех лет...

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет». Основные проявления кризиса трех лет

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет».Основные проявления кризиса трех лет...