Что надо знать родителям дошкольника о навыках письма
консультация (старшая группа)

Синицына Татьяна Ивановна

Подготовка руки к письму – одна из важнейших составляющих дошкольного обучения. Многие родители не уделяют этому аспекту достаточно внимания или не знают, как начать двигаться в этом направлении. В результате в школе у ребенка могут возникнуть трудности, связанные с письмом, такие как неуверенный или неаккуратный почерк, медлительность. Подобных проблем можно избежать, если заниматься подготовкой руки к письму в дошкольном возрасте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_nuzhno_znat_o_navykah_pisma.docx16.87 КБ

Предварительный просмотр:

Что надо знать родителям дошкольника о навыках письма.

Письмо – сложный координационный навык, требующий сложной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудный процесс, который не всем детям дается легко.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков, а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе.

Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье – ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии детского сада и семьи.

Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного пальца. Опора – на мизинец и ребро ладони; кисть сжата таким образом, что мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца – примерно 1,5 -2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисти при письме, рисовании находятся в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

Ребенок сидит за столом прямо, голова слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.

Неправильный двигательный навык в обращении с пишущим предметами (карандаш, ручка, фломастер, кисть и т. д.) ярко проявляется в рисовании или при попытке изобразить на листе бумаги фигуры типа букв. Возможны различные варианты неправильного двигательного навыка при письме, а также их сочетание. В результате на листе получаются неровные, извилистые линии, возникают трудности с изображением мелких деталей письма и рисунка, плохо выдерживается нужное направление линии.

Обнаружить, у дошкольника неправильный навык работы с пишущим предметом можно не только наблюдая за его изобразительной деятельностью, но и в некоторых случаях при помощи специальных заданий.

Родителей должен насторожить такой яркий признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей при поворачивании листа, ребенок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладении письмом.

Показательным является и изображение на листе слишком маленьких предметов: как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании.

Для того чтобы правильно и своевременно воздействовать на навык письма, необходимо знать факторы, осложняющие становление этого навыка. Одним из таких факторов является недостаточный опыт работы за столом и отсутствие представление о том, как надо правильно держать карандаш или ручку. Речь идет о недостаточном опыте изобразительной деятельности, когда неправильный навык обращения с пишущим предметом, и неправильная поза еще не закрепились.

Показав ребенку, как следует правильно держать пишущий предмет и действовать с ним, взрослый должен систематически проверять, выполняет ли ребенок эти требования и по необходимости поправлять его.

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для девочек полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитье, вышивание, вязание, макраме. Для мальчиков работа с разными видами конструкторов: металлический, лего и т. д.

Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребенка не должно быть затруднений в застегивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и т. д. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировка стола, уборке помещения и т. д. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки.

Наиболее часто отклонения в формировании навыка письма связаны с тем, что при выполнении мелких движений ребенок плохо владеет руками, особенно пальцами, т. е. у него недостаточно развита ручная умелость. Как правило, эти дети затрудняются не только в рисовании и письме, но и в лепке, конструировании, аппликации, неловки в самообслуживании. Среди этих детей значительную часть составляют неуравновешенные дети. У них чаще, чем у их уравновешенных сверстников, можно наблюдать при письме и рисовании неправильное положение пальцев, всей руки, тела. Из-за особенностей состояния их нервной системы у них труднее и длительней вырабатываются, и закрепляются двигательные навыки, особенно в области тонких движений, а уже выработанные труднее поддаются переделки.

Исправление неправильно сформированного навыка письма включает целый комплекс мер, направленных на изменение конкретных видов неправильного навыка, так и на укрепление здоровья ребенка и развитие его ручной умелости.

Забота близких о здоровье ребенка имеет огромное значение при развитии движений руки. Проведение закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к микроклимату помещений, где ребенок проводит большую часть времени, соблюдение режима дня и бодрствования способствуют укреплению здоровья ребенка. Является действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивают хорошей эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.

Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Систематические занятия физическими упражнениями повышают сбалансированность нервных процессов, благотворно влияют на эмоциональное состояние. Особенно полезны эти занятия неуравновешенным, возбудимым детям.

Большим подспорьем в работе родителей является тесный контакт с воспитателем детского сада, который посещает ребенок. Здесь родители узнают, какие недочеты и ошибки есть у ребенка в различных видах ручной деятельности, а также получают советы. Это поможет быстрее достичь желаемых результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что надо знать родителям дошкольника о навыке письма

Консультация для родителей о навыке письма...

что надо знать родителям дошкольника о навыках письма

письмо - сложный координационный нввык, требующий сложной работы мелких мышц кисти, всей руки, праильной координации всего тела. овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не ...

"Что надо знать родителям дошкольника о навыках письма,"

Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс,...

«Что надо знать родителям дошкольника о навыках письма».

Письмо – сложный координационный  навык, требующий слаженной  работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной  координации  движений  всего   тела .Овладение на...

Что надо знать родителям дошкольника о навыках письма

Письмо — сложный координационный навык, требующий, слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный и трудое...