"Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста"
статья

Калекина Ольга Игоревна

Ребенок- прирожденный конструктор, изобретатель, и исследователь. Эти заложенные природой задатки усобенно быстро реализуется в конструировании. Благодаря конструктивной деятельности ребенок быстро совершенствуется в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_po_konstruirovaniyu.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста

            Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова construere – построение, создание модели, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов.  Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.                                                                        

     Занятия с конструктором являются актуальными и жизненно необходимыми для детей, воспитываемых в современном мире.. Этот вид деятельности является довольно сложным для детей, но польза от занятий по конструированию огромная: развивается мелкая моторика, дети знакомятся с формой и текстурой предметов на практике, развивается фантазия и воображение, вырабатываются технические навыки. Овладение конструированием способствует расширению словаря, обогащению детской речи, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их. Общаясь друг с другом при осуществлении конструктивных действий, анализируя объекты, планируя с помощью взрослого предстоящую деятельность, давая словесный отчет о проделанных действиях и пр., ребенок усваивает необходимые слова и учится правильно их употреблять. При работе с конструктором у детей также развивается способность ориентироваться в пространстве ( право, лево, верх, низ), усваивают значение предлогов ( в, на, под, над, из, около, за, перед, между и др.), учатся сравнивать, обобщать, классифицировать предметы, что важно для развития мышления, внимания, памяти, расширения словарного запаса. Дети также учатся сравнивать, устанавливать соотношения ( больше- меньше, толще-тоньше, длиннее-короче, тяжелее-легче и т.д.). Кроме того, совместное конструирование играет большую роль в воспитании навыков работы в коллективе ( умение договариваться, соблюдение очередности, распределение обязанностей). В процессе сборки моделей формируется трудолюбие, организованность, самостоятельность. Процесс конструирования носит и социальное значение: через конструктивную деятельность дети знакомятся с различными профессиями, материалами, постройками и технологиями их изготовления.

Существует несколько видов конструирования в зависимости от используемых материалов.

1. Конструирование из строительного материала. Самый распространенный вид конструирования. При помощи различных геометрических тел (куб, призма, цилиндр и т.д.) выстраиваются самые простые строения башни, домики.

2. Конструирование из конструктора с различным типом соединения. Они могут быть деревянными, металлическими, пластмассовыми, но обязательно содержат крепление на винтах. Это расширяет возможности детской фантазии, позволяя создавать подвижные игрушки (экскаватор, подъемный кран и т.д.).

3. Конструирование из бумаги (глянцевой, плотной, картона и т. д.). Данный вид конструирования требует определенных навыков: ребенок должен уметь самостоятельно владеть ножницами, аккуратно сгибать лист,  соединять детали и наклеивать их.

4. Конструирование из природного материала (семена, желуди, шишки, ветки и т. д.) Как правило, при работе с природным материалом используется пластилин, клей, картон и прочие дополнительные материалы. Данный вид конструирования помогает сформировать у детей художественное и эстетическое восприятие, учит видеть в малом красоту окружающего мира.

5. Конструирование из бросового материала.  ( спичечные коробки, коробочки от киндеров, нитки, различные виды ткани для моделирования одежды плоскостным куклам, пуговицы и т .д).  Детям очень нравится такой вид деятельности, они фантазируют, размышляют и получают большое удовольствие от своей работы.

     Кроме того, конструирование может осуществляться по образцу, по теме, условиям, простейшим чертежам, по замыслу.

     Формированию конструктивных способностей детей способствуют специальные игры. Поиграйте обязательно с Вашими детьми:

ИГРА « Перестройка».

Цель: побуждать детей перестраивать ту или иную постройку ( расставлять, расширять, удлинять…) создавая игровую ситуацию.

 Ход: дети по собственной инициативе построили ворота; Вы берете машину (заведомо большую чем ворота), сажаете в нее игрушку, подъезжаете к постройке и говорите- Вы ворота отворите и машину пропустите! Тем самым побуждаете детей к перестраиванию постройки для того , чтобы машина смогла проехать.

ИГРА: « Угадай, где я?».

        Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве постройки ( на, за, под, около, в…).

        Ход: дети построили по собственному  желанию различные конструкции ; Вы берете любую игрушку ( петушка) и начинаете игру: Петушок взлетает на крышу, прячется в домик, залезает  под скамейку, садится на заборчик и т. д. и спрашиваете: «Где я?». Дети отвечают.

ИГРА:  «Что бывает…»

        Цель: закреплять и обобщать знания детей о том , какую геометрическую форму имеют окружающие предметы.

        Ход: Вы спрашиваете - что бывает прямоугольным,  круглым, треугольным, квадратным, овальным…, а дети называют.

                                    ИГРА: « Отгадай и построй»

        Цель: продолжать учить детей основным этапам разработки замысла постройки, самостоятельному планированию деятельности; умению отгадывать загадки.

        Ход: Вы загадываете детям загадки, а отгадки просите построить самостоятельно.(1)  Ранним утром , на заре, вырос терем на горе. С куполами золотыми и стенами расписными./церковь/; 2)  через реки и пруды нас ведут дорожки, смело мы по ним идем не промочим ножки./мостик/;  3)       белая птица по небу мчится, в облаках пляшет , а крыльями не машет /самолет/; 4)    ду-ду-ду! по рельсам я иду ./поезд/;    5)   по дороге напрямик мчится синий…/грузовик/).

                                  ИГРА: « Конструирование по схеме»

         Цель игры: развитие логического мышления детей .

         Материал: карточки с контурными схемами, детали строителя.

         Ход игры. Детям дают карточку с контурными схемами и предлагают выложить данные изображения из крупных деталей строительного набора на столе, используя данную карточку как образец. Чтобы усложнить детям задачу, предложите на несколько деталей больше, чем понадобится.

                                ИГРА: « Создай схему»

         Цель игры: развитие логического мышления дошкольников.

         Материал: плоскостные геометрические фигуры, фломастеры, листы бумаги, контурные схемы, строительные наборы.

         Ход игры. Предложите детям выложить на бумаге из предварительно вырезанных картонных геометрических фигур различные несложные изображения построек (вид спереди), затем обвести все фигуры фломастерами - получатся схемы.  Усложнение: предложите  соорудить постройки по контурным схемам.

                                 ИГРА: « Что изменилось»

         Цель игры: развитие логического мышления детей.

         Материал: строительные детали.

         Ход игры. Перед ребенком расставляют строительные детали. Просят запомнить, сколько их и как они стоят. Затем предлагают отвернуться и убирают какую-либо деталь (устанавливают детали в ином положении на плоскости стола, меняют их местами, добавляют новые). Затем дошкольник отмечает, что изменилось.

        Все виды конструктивной деятельности полезны для развития ребенка дошкольного возраста. Часто папы и мамы стремятся как можно больше накупить игрушек: им кажется, что ребенок будет больше и лучше играть. Но это мнение ошибочно. Лучше, если у ребенка есть не только готовые игрушки, но и всевозможные коробки, кусочки ткани, спичечные коробки, картон, листы бумаги, дощечки, шишки, желуди, веточки и т. п. Из всего этого « богатства» ребенок может самостоятельно делать различные игрушки. Это не только забавляет его, но и дает простор для его фантазии,  и сделанная своими руками игрушка, будет самой любимой. А Вы не оставайтесь в стороне, помогите ему в этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста.

Познавательный материал для папки-передвижки....

роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собстве...

«Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста».

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста...

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста...

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста...

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста...