Главные вкладки

    Консультация Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников
    консультация (младшая группа)

    Панихидина Яна Ринатовна

    Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya.docx20.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников (Консультация для родителей)

    С детства жить в труде

    Дети будут ходить в детский сад, учиться в школе, и все это время они будут приобретать определенные трудовые навыки.

    А начинать надо с раннего детства, с того периода, когда закладываются основные моральные качества ребенка, когда сердце его открыто для добра, честности и справедливости, когда он учится уважать, любить, беречь.

    Василий Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» отмечал, что трудовая жизнь в годы детства — одно из важных условий формирования гармоничного человека. Необходимо, чтобы, живя с детства в труде и с трудом, маленький человек чувствовал потребность в другом человеке именно для совместной работы, для творчества. Выдающийся педагог советовал не бояться затмить солнце золотого детства тем, что ребенку будет трудно, что он, напрягая свои усилия, сделает больше, чем казалось, может. Сделав более, ребенок впервые переживает гордость за себя, словно открывает в себе новые возможности, видит себя глазами других людей.
    Итак, главная задача семьи — так организовать свой уклад жизни и деятельность ребенка в семье, чтобы самостоятельный труд имел на него максимальное воспитательное воздействие.

    В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда.

    Самообслуживание – формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены (туалетом, носовым платком, полотенцем, зубной щеткой, расческой, щеткой для одежды и обуви и пр.); воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта.

    В детсаду — дежурство по столовой, в зеленом уголке т.д. И важно не заставлять, а приучать ребенка к трудовому усилию. Терпеливо, напористо, постепенно. Принуждение к труду может вызвать у него протест. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.

    Хозяйственно-бытовой труд – Именно бытовой труд закладывает основу трудового воспитания. Развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту (протирание и мытье игрушек, детской и кукольной мебели, стирка кукольного и детского (носочки, платочки и т.д) белья, уборка игрушек и наведение порядка в комнате, помощь родителям по кухне.

    Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку работать, а вместе с ним приучаем заботиться о других людях, формируя благородные желания. Приучать детей к выполнению любых бытовых дел нужно не только потому, что мы должны готовить их к будущей самостоятельной жизни.

    Труд в природе – Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Любить природу — это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому, к результатам труда.

    Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия.

    Ручной труд –«Мастерство рук — это материальное воплощение любопытного ума, сообразительности, творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел». «Источник способностей и дарований детей — на кончиках их пальчиков.» « Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.» (Василий Сухомлинский)

    Что же происходит у детей в процессе трудовой деятельности? 

    1. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками.

    2.Участие в трудовой деятельности способствует общению детей со сверстниками и взрослыми, развиваются индивидуальные способности.

    3.Проявляется уважение к труду и людям труда, трудолюбие необходимо воспитывать с детства.

    Как приобщить ребёнка к труду.

    Воспитание трудолюбия у ребенка – это сложная и многоплановая задача. Ребенок, умеющий справляться с домашней работой, в дальнейшем будет более легко справляться и с различными жизненными трудностями. Привычка к труду делает ребенка ответственным, значимым, самостоятельным. А вот отсутствие желания и умения что-то делать по дому являются признаком инфантильности и эгоизма.

    Самые частые ошибки родителей:

    – Ироническое, пренебрежительное отношение к труду ребенка. «Отойди, ты все испортишь», – постоянно слышит малыш. Ирония и пренебрежение отобьет охоту даже у взрослого, что же говорить о малыше
    -  Стремление родителей все сделать самим. Нехватка времени и нежелание переделывать работу за ребенком приводит к тому, что родители делают все сами – даже то, что малыш в состоянии сделать сам.
    – Нежелание родителей помогать. Некоторые родители считают, что малыш должен до всего доходить «своим умом». Возможно, иногда это полезно, однако в большинстве случаев ребенок лишается поддержки в виде опыта и мудрости взрослых. Это ведет к отставанию от сверстников.

    Что делать?

    1. Не запрещайте ребенку помогать вам.

    Наоборот, выразите радость и дайте понять ребенку, что без его помощи вам не обойтись. Если вы опасаетесь, что ваша квартира сильно пострадает после такой помощи, то давайте задания сами. Можно попросить собрать игрушки, протереть пыль, полить цветы или дать другие несложные задания. Когда ребенок справится , обязательно похвалите его, даже если что-то получилось не так.  

     2. Превратите домашнюю работу в игру.

    Если вы не хотите напрочь отбить желание ребенка вам помогать – не заставляйте его.  А просто превратите домашнюю работу в игру. Вариантов много. Можно устроить соревнование: кто быстрее соберет игрушки, кто чище вымоет тарелку и т.д. Можно приобщать к выполнению работы  игрушки: мама с зайцем моет посуду, а дочка с мишкой протирают пыль.

    3. Еще одно очень важное правило – доверьте ребенку выполнять определенные вещи.

    Пусть у каждого в семье будут распределены обязанности.  Дайте малышу почувствовать себя полноценным помощником. Пусть в его обязанности будет входить уборка игрушек, полив цветов и т.д. Когда ребенок увидит, что каждый в семье выполняет свои обязанности, то он осознает свою важность и не будет отказываться от работы.

    4.  Самое главное – не забываем хвалить ребенка!

    Многие родители совершают ошибку, обещая за выполненную работу материальные поощрения: вымоешь посуду – куплю мороженое, польешь цветы – пойдем на аттракционы.

    Ребенок быстро привыкнет к такой схеме и будет вам помогать только за определенное вознаграждение.

    Надо приучать малыша к тому, что помогая вам, он приносит пользу близким людям. Он должен испытывать гордость за то, что может самостоятельно выполнять какое-то задание. Постарайтесь малышу давать задания, которые у него лучше получаются.

    5. И последнее – не забывайте, что родители всегда являются примером для детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в семье

    Самостоятельная музыкальная деятельность - одна из сложных форм музыкальной деятельности....

    Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности

    каие условия необходимы для создания самостоятельной трудовой деятельности....

    Сообщение из опыта работы: Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность дошкольников

    Характеристика самостоятельной музыкальной деятельности   Подготовить ребенка к школе — значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно о...

    Консультация для родителей "Создание условий для самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников"

    Какие условия необходимы дошкольникам при формировании навыков самостоятельной художественной деятельности....

    Консультация для родителей "Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в семье"

    Самостоятельная музыкальная деятельность – одна из сложных форм музыкальной деятельности, так как возникает она не только при условии интереса ребенка к музыке, его стремления выразить свои художестве...

    Консультация"Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольника".

    Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованнос...