Консультация для родителей :"Консультация для родителей «Детский фольклор»
консультация (старшая группа)

Коробкова Наталья Вячеславовна

Консультация для родителей :"Консультация для родителей «Детский фольклор»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditele1.docx29.41 КБ

Предварительный просмотр:

        

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №22»

         

Консультация для родителей «Детский фольклор»        

 

                                  Воспитатель : Коробкова Н.В.

Консультация для родителей «Детский фольклор»        

Фольклор – одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности.

Сказки, былины, песни, пословицы, загадки и другие виды устного народного творчества называют фольклором. Слово «фольклор» английского происхождения, обозначит: народная мудрость, народное знание.

Сказка, былина, пословица, загадка и т.д. – жанры фольклора, так же как роман, повесть, поэма, лирическое стихотворение - жанры литературы.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком. Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и частоговорки - незаметно обучающие детей правильной и быстрой речи.

Дразнилки - веселые, шутливые, метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

докучные сказочки - у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Детский фольклор дает возможность родителям уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к сказкам, былинам, потешкам и другим жанрам.

Народное поэтическое творчество благодатно для занятий в ранний период детства. Если дети первого – второго года жизни в основном откликаются на ритм, рифму, игровые приёмы потешек, песенок, то на третьем году их, как правило, увлекает содержание художественного произведения, ход развёртывающихся событий, последовательность. У детей возникает не только способность, но и потребность понять причину и следствие описываемых в них событий, а главное, направленность на результат, способ его достижения.

Действия человека ребёнок начинает осознавать как виды деятельности (бытовой, трудовой, художественной, игровой), направленные на результат. Именно это и составляет те базисные возможности, которые позволяют ребёнку действовать в образном плане. Например, как дети воспринимают потешку: « Собака на кухне пироги печёт, кот в углу сухари толчёт, кошка в окошке платье шьёт, курочка в сапожках избушку метёт».

Для ребёнка третьего года жизни этот текст звучит по-новому, несёт дополнительную информацию. Если малыша двух лет забавлял сам процесс

( как кот сухари толчёт, а курочка метёт?), то ребёнок трёхлетнего возраста ориентируется уже на цели и результат действий персонажа: собака печёт, чтобы накормить всех вкусными пирогами; кошка шьёт себе платье, чтобы нарядиться; курочка метёт избушку, чтобы навести чистоту. Знакомясь с профессиями в контексте этой потешки, дети так и воспринимают собаку поваром, кошку портнихой, курочку – дворником.

Дети уже способны дорисовывать в своём воображении последствия того содержания, которое дано в потешке, начинают ориентироваться на результат действия персонажа. Это возможно потому, что воспринимается действие по аналогии с действиями человека.

Народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающими через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности. Именно, открытие внутреннего богатства фольклорных текстов для маленьких приводит к выводу, как значимы народные произведения особенно сказки, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.

Первые сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок» - понятны ребёнку потому, что их герои – животные разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай); бытовые (убирают дом, пекут пироги); художественные (пляшут, поют); игровые (играют в прятки). Восприятие литературы опирается уже на какие-то формы анализа и синтеза, что позволяет ребёнку третьего года жизни понимать произведение более объёмно, образно. Детей уже не удивляет поведение сороки – белобоки, курочки – рябушечки, козы – дерезы, так как они представляют ситуацию, в которой действуют персонажи, сознательно реагируют на описываемые события.

Эти знания детализируются и вместе с тем систематизируются: человек и его жилище; человек и результаты его труда; человек и растительный мир. Новым является то, что ребёнок в этот возрастной период начинает усваивать условия жизни животных и их детёнышей более детально, воспринимает их внешние особенности и повадки. Взрослые животные и их детёныши ассоциируются «как мама и её детки».

Ещё одна особенность третьего года жизни: наряду с возникшей способностью образного восприятия у детей постепенно формируется реалистическое понимание действительности. Художественное произведение помогает почувствовать реалистичное в повествовании (например, «Как у котика усы удивительной красы, глаза смелые, зубки белые) и сказочные («Пошёл котик во лесок, нашёл котик поясок, нарядился, воротился» и т.д.).

Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке (с лисой, медведем, белкой, зайцем), формирует представления о диких животных, птицах и их повадках. Образный язык поэзии помогает ребёнку открыть для себя многое и в чувствах человека, его отношении к окружающему миру, поступкам отдельных людей. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе.

Через сказку, потешку, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. Так, репка, морковь, огурчик в их представлении уже не обыкновенный предмет, а источник труда человека.

Появление некоторых обобщённых знаний о предметах и явлениях можно считать важной вехой в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения. Постепенно ребёнок подводится к восприятию более сложных сюжетов, у него возникает чувство сопереживания к герою произведения. Как правило, он уже может дать оценку событиям, описываемым в художественном произведении, помнит ход действий, их последовательность, может рассказать, чем всё закончилось. Он начинает понимать не только житейские обыденные ситуации, но и непредвиденные ситуации сюжета, откликается на юмор, курьёзность некоторых ситуаций. Сопоставляя реальное сказочное, действительное и «понарошечное», смешное и грустное, учится анализировать окружающий мир.

Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушиваться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

  • воспитание звуковой культуры речи.

Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребёнка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, её интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

  • обогащение словаря

Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобныхречевыхобрасцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Ещё ценность потешек в том, что слова можно соединить с действием ребёнка. Содержание многих потешек богато глаголами.с их использованием демонстрируются действия, обозначенными словами, тем самым, связывая само слово с действием.

  • формирование грамматического строя речи.
  • развитие монологической и диалогической речи.
  • развитие мелкой моторики рук.

Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют снятию напряжения, учат соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует её темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребёнку передаются их настроения и чувства : радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлением с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру

Планируя игры, детский фольклор подбирайте разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).

Детский фольклор используйте и для развития навыков выразительной речи детей.

Тут-то в помощь вам приходят скороговорки:

Шли сорок мышей, Несли сорок грошей; Две мыши поплоше Несли по два гроша.

Если вы хотите, чтобы ребенок успокоился и быстро заснул, успокойтесь сами.

На многих детей очень хорошо действуют колыбельные песни. Удивительно мягкая, нежная, музыкальная и образная русская речь, ритмичность приговоров, сопровождаемых поглаживанием, похлопыванием, покачиванием, доставляют большое удовольствие ребенку:

Спи, младенец маленький,

Голубочек аленький,

Мой младенец будет спать,

А я буду напевать.

Попевки, приговорки с давних времён создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные - успокаивают, весёлые - радуют, в них звучит любовь к ребёнку и забота о нём.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывают влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приёма олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счёт многообразности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать её. Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение чётко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

Трудно найти более ценный материал, для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно - прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия,

отражаются в самостоятельном, словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.

Знакомство с фольклором расширяет кругозор детей, формирует отношение к окружающему миру, обогащает их чувства и речь.

А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписываться в любой коллектив.

Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к ощущению того, что нашёл своё место в этом мире, к уверенности в себе. Ведь каждый родитель стремится к тому, чтобы его малыш мог быть уверен в себе, в своих силах, а потому имеет смысл знакомить своего ребёнка с фольклорными произведениями как можно раньше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей<<Детский фольклор>>

Консультация для родителей   <<Детский фольклор>>...

Консультация для родителей. Детский фольклор.

Бесспорно, Вы родители -  самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах развития, непререкаем и абсолютен. Детский фольклор дает возможность родителям уже ...

Консультация для родителей: " Детский фольклор"

Консультация для родителей Детский фольклор...

Консультация для родителей. "Детский фольклор. Словесные игры для детей."

Очевидно, в ходе своего развития ребенок испытывает потребность в совершенствовании речевых реакций, стоящих в прямой зависимости от степени тренировки движений, этим и привлекают его словесные игры в...

Консультация для родителей "Детский фольклор"

Использование фольклора в разных видах деятельности детей....

Консультация для родителей "Детский фольклор"

В консультации представлены виды детского фольклора, примеры использования детского фольклора в играх с детьми....