Консультация для родителей на тему "Использование нетрадиционного игрового оборудования в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)

Сайгина Татьяна Николаевна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55 комбинированного вида»

Консультация для родителей

 на тему

«Использование нетрадиционного игрового оборудования в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила и провела: воспитатель

I кв. категории

Сайгина Т.Н.

Саранск, 2020

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Систематические игры и упражнения, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают мощный толчок детям к познавательной и творческой активности, развивают внимание, мышление, память. Кисти рук становятся, более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
Нетрадиционное использование предметов, стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Значение игр на развитие мелкой моторики.

Значение мелкой моторики:

1.Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.

2.Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.

3.Движение пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулирует развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

Функция руки универсальна и уникальна. В.А.Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находиться на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умней. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движение рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и застегивать молнии, кнопочки и многое другое.
Дети любят махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку - белобоку, показывать "козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже, с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.

В последние годы увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи. Поэтому на ряду со специалистами детских садов и развивающих центров, родители могут и сами проводить небольшие занятия дома.

Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка.

У детей с задержкой речевого развития часто наблюдается недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

 «Шнуровки». Они продаются готовые в форме пуговиц, башмачков, домиков, грибов и т.д. С помощью обычного шнурка ребёнок с удовольствием зашнурует игрушечную обувь или «пришьёт» пуговички на пальто.

Также с целью развития моторики рук можно использовать предметы ближайшего окружения ребенка.

«Волшебный поднос». На яркий поднос тонким слоем насыпьте манную крупу. Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Получится линия. Покажите ему, как нарисовать волны, солнце, цветочек, домик. С трёхлетним ребёнком можно также рисовать цифры.

«Разноцветные прищепки». Вырежьте из картона простейшие формы (круг для солнышка  и цветка, полукруг для ёжика, треугольник для дерева). Взрослый берёт одну прищепку и показывает ребёнку, как её прицепить на картон. Далее ребёнок повторяет упражнение самостоятельно.

«Забавные картинки». На листочке картона равномерно распределите пластилин. Горошинами или другой крупой ребёнок выкладывает различные картинки (цветы, домики, волны и др.).

«Узоры из счётных палочек» или из спичек. По образцу, сделанному взрослым, или по схеме ребёнок выкладывает ёлочки, домики, снежинки и т.д.

Выкладывание контуров с помощью фишек, фасоли или декоративных камней.

«Цветные ладошки» - ребенку предлагается положить руку так как показано на образце. Достигнув нужного положения, задержать ладонь в таком положении на несколько секунд.

"Волшебная зубочистка".  Ребенок по линиям простой раскраски делает дырочки зубочисткой. В конце  можно предложить ребенку поднести раскраску к окну.

"Сухой бассейн". Небольшой тазик или другую емкость с высокими краями взрослый наполняет крупой (рис, горох, фасоль) или крупными шариками пенопласта. Затем прячет в нем мелкие игрушки. Ребенку предлагается запустить руки в "бассейн" и найти все игрушки.

Различные мячи-массажеры.

Пальчиковые игры. Могут быть с речевым сопровождением или без него. Без речевого сопровождения: «Давай сделаем козу рогатую» или зайчика, человечка, ёжика, мячик, кошку и т.д. можно придумывать небольшие сказки, изображая героев с помощью рук.

Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения. Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно натренировать мышцы рук, ног и т.д., значит можно тренировать мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика. Проводить гимнастику надо ежедневно, а лучше – два раза в день. Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза, ведь для их выполнения необходим определённый навык.

Улыбка. Удерживание губ в улыбке.

Хоботок. Вытягивание губ вперед длинной трубочкой, зубы при этом сомкнуты.

Хомячок. Надуть обе щеки.

Голодный хомячок. Втянуть щеки.

Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Часики. Рот открыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком языка попеременно тянуться к уголкам рта.

 Змейка. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

Лошадка. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Развитие речевого дыхания. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. Воздух необходимо набирать через нос, выдох должен быть плавным и длительным. Необходимо следить, чтобы не надувались щеки.

«Футбол». Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика. Ребёнок дует на мяч, пытаясь забить его в ворота.

«Снегопад».  Сделайте снежинки из ваты. Объясните ребёнку, что явление, когда идёт снег, называется снегопадом. Предложите ему устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребёнка. пусть он правильно сдует её.

«Кораблик». Сделайте кораблик из бумаги, отпустите его в таз с водой. Таз должен стоять так, чтобы ребёнку было удобно дуть на кораблик. Ребёнок двигает кораблик с помощью длительного выдоха.

«Шторм в стакане». Для этой игры необходима трубочка для коктейля и стакан с водой. Ребёнок дует через трубочку, чтобы вода забурлила.

"Волшебная бутылочка". Небольшую, прозрачную пластиковую бутылку на четверть заполняют цветными кружками, сделанными с помощью дырокола. В пробки от бутылочки проделывается небольшое отверстие, чтобы можно было вставить трубочку от коктейля. Бутылочка закручивается пробкой. Ребенку предлагает набрать воздух через нос и выдохнуть в трубочку от коктейля. При этом мелкие кружочки разлетаются по всей бутылочке.

"Катись, карандаш!".  Положить на край стола карандаш с закругленными гранями и предложить ребенку перекатить его с помощью дыхания на другой край стола.

Развитие слухового внимания. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться понимать речь.  Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать слуховое внимание детям с речевыми проблемами. Порой ребёнок просто не замечает, что он не правильно произносит звук.

«Что я делаю». Взрослый за ширмой режет ножницами бумагу, мнёт её, звенит колокольчиком, переливает воду из стакана в стакан, ребёнку предлагается узнать, что делает взрослый.

«Где позвонили?». Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт в стороне от ребёнка и звенит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук.

«Угадай, кто сказал». Ребёнка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя».  Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайле Ивановичу. Ребёнок должен узнать, какой герой это сказал.

"Телефон". Из картона изготовить трубочки, длиной 15 сантиметров. поднести трубочку к уху ребенка и произнести шепотом слова. Поинтересоваться у ребенка, что он услышал.

Самостоятельные занятия необходимо проводить регулярно.  Время данных занятий не должно превышать 10 минут, так как дети данного возраста быстро утомляются и утрачивают свою работоспособность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционного игрового оборудования в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Цель: показать значение  игр по развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания, фонематического слуха и мелкой моторики на развитие речи детей.Предварительная работа:оформление приглашений ...

Консультация для родителей - Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста

Особое место занимает ознакомление дошкольников с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. Характе...

Консультация для родителей «Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

      Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, перед...

Консультация для родителей на тему "Пальчиковые игры - одно средств развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Данная консультация содержит информацию о роли пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему: «Сказкотерапия – эффективное средство для развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических пр...

Консультация для родителей «Использование нетрадиционного игрового оборудования в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям.Полноцен...