Консультация для родителей "Игры на развитие мышления"
консультация (младшая группа)
обзор игр на развитие мышления детей, в которые можно играть дома или в пути
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
"Игры на развитие мышления"
Мышление — это высшая ступень познания. А мышление ребенка трех лет - наглядно-действенное. Что видит, то и осмысливает. Ему легче знакомиться со счетом в игре с игрушками, чем с цифрами. Прежде чем сделать какое- то открытие, ему надо потрогать, пощупать, увидеть, услышать. А что дальше? Нужно запомнить, «переварить», выстроить логическую цепочку: что это? что с ним делать?
Мышление четырехлетнего ребенка постепенно становится наглядно-образным: он проявляет интерес к схемам предмета, буквам, цифрам. Для того чтобы говорить о предмете, ему не обязательно его видеть. Если ребенок трех лет определяет, что игрушки — это вещи для игры, то четырехлетний ребенок скажет, что есть игрушки для прогулки, для воды и они сделаны из различного материала. В 4 года меняется и его отношение к другим людям — оно становится более осмысленным. С двухлетним братом он говорит сюсюкая, со взрослыми — использует «взрослую» речь.
Играя с ребенком, постоянно общаясь с ним, можно ускорить процесс формирования логического мышления.
Предложенные игры развивают образное мышление, развивают произвольную память, учат анализу и синтезу.
Дружные фигурки
Игра развивает образное мышление, произвольную память, готовит руку к письму.
Необходимый инвентарь: бумага, ручка или карандаш.
◈ Как играем: вы в дороге и вам нечем занять ребенка? Нарисуйте на листе бумаги 7-8 любых фигур, какие придут вам на ум. Например: круг, звездочка, квадрат, ромбик и т. д. Среди них — две одинаковых. Ребенок должен найти их и заштриховать, а как — пусть придумает сам. Самое главное — не выходить за контуры.
◈ Закрепляем: вместо геометрических фигур можно нарисовать фрукты, мебель, игрушки или цифры и буквы. Вариантов много. А главное — ваш ребенок будет занят с пользой для вас и для него.
Пригласим на день рождения
Игра учит соотносить группы предметов по их количеству, развивает наглядно—образное мышление
Необходимый инвентарь: бумага, ручка или карандаш.
◈ Как играем: покажите ребенку одинаковое (или разное) количество точек в двух кругах — это гости и конфеты. Как узнать, всем ли хватит угощения? Провести от одной точки первого круга черточку к другой точке второго круга. Так мы устанавливаем взаимные соответствия.
◈ Закрепляем: сравнивать в кругах можно любые предметы и любое их количество — больше или меньше на 1- 3 предмета. Можно ставить знак равенства между двумя кругами, если количество точек одинаково.
Делим - собираем
Игра учит вычленять из целого части и объединять их (анализу - синтезу)
◈ Как играем: один из играющих перечисляет: колеса, мотор, руль, кабина. Другой называет предмет, который состоит из этих частей, — машина. Аналогично: стебель, листья, лепестки? Четыре ножки, крышка? Окна, двери, потолок, стены? И т. д.
◈ Играем наоборот: стул — спинка, ножки, сиденье. Телефон — кнопки с цифрами, корпус. И т. д. А апельсин? Дольки, кожура. А суп? Вода, картофель, капуста, лук. А персик? Мякоть, косточка. А наволочка, букет?..
◈ Закрепляем: нарисуйте части предмета, например: длинные уши, маленький хвостик, — попросите ребенка догадаться, чьи это части (зайчик), и дорисовать предмет. Покажите часть предмета — ребенок должен определить, что это такое.
Тук, тук, кто в домике живёт?
◈ Как играем: спросите ребенка, что снаружи, что внутри: котлета или сковорода, сок или кувшин, краска или ее тара, квартира или дом, мягкая игрушка или вата река или песок?
◈ Закрепляем: нарисуйте комнату — в ней мебель, банку с компотом — в ней фрукты и т. д.
Сортируем картинки
Игра учит классифицировать предметы
Необходимый инвентарь: вырезанные картинки из старых книг, журналов, фантики от конфет и т. д.
◈ Как играем: вместе с ребенком сложите картинки в коробочки и положите их в определенное место. Эти картинки вам пригодятся и для развития речи, и для игр по математике. И не надо покупать лото! В дождливую погоду достаньте коробки с карточками. Сами вернитесь к своим делам, а ребенок пусть занимается сортировкой карточек.
◈ Группировать и сортировать можно как угодно: цветы и кустарники, времена года, части суток, одежду и обувь, буквы и цифры и т. д. Есть картинки с игрушками и мебелью — разделите их на деревянные и на пластмассовые и т. д.
◈ Закрепляем: раскладывать можно зимнюю и летнюю обувь, тяжелые и легкие предметы, игрушки для зимы и для лета и т. д.
Квартирный счет
Игра учит сравнивать группы предметов по их количественному соотношению, формирует логическое мышление.
◈ Как играем: вы путешествуете с ребенком по квартире и выясняете, каких предметов в ней много, мало, один. Задаете вопросы, требующие логического объяснения: а может ли быть ваз, полок, холодильников больше, чем цветов, обуви, продуктов? Страниц меньше, чем книг? И т. д. Пусть ребенок обоснует свой ответ.
◈ Закрепляем: на улице сравниваем дома и людей, живущих в них, деревья и цветы, машины и пассажиров и т. д.
Нужные вещи
Игра знакомит с многофункциональностью некоторых вещей
◈ Как играем: с показом или без него спросить ребенка: «Для чего нужна щетка?» — «Для чистки обуви, зубов, ковра, одежды, посуды». «А бумага?» — «Рисовать, заворачивать, для книг и газет» и т. д. А стекло, песок, зонт?
◈ Поощряйте ребенка за интересные ответы: бумага для бумажного змея, кораблика.
◈ Закрепляем: «А палочка для чего нужна?» — «Рисовать, для постового, для флажка».
◈ Чем интереснее ответы, тем лучше. А если завести альбом «Нужных вещей» и зарисовывать их? Поверьте, ребенку это понравится.
Сообразилки
Игра помогает формировать понятийное мышление - вычленять подгруппу из целой группы
◈ Как играем: путешествуем по квартире, по улице. Чего больше: столов или мебели, кастрюль или посуды, одежды или футболок, медведей или животных в лесу, рыбы или пескарей в реке?
◈ Закрепляем: посмеемся: чего больше — коров или молока, квартир или жильцов? Куриц или яиц?
◈ Такие вопросы развивают образное и логическое мышление.
Заколдованные сказки
Игра развивает наглядно-образное мышление, творческое воображение
Необходимый инвентарь: кружочки разного размера и цвета.
◈ Как играем: играем с заколдованными героями сказки «Теремок». Выложите на стол маленький и большой серый кружочки и попросите ребенка «расколдовать» их — определить, кто здесь заяц, а кто мышка; потом — оранжевый и коричневый: кто лиса, а кто медведь и т. д. А кто их заколдовал — придумайте сами. Таким же образом обыграйте сказки «Колобок», «Репка», «Лиса, заяц и петух» и другие любимые сказки ребенка.
◈ Закрепляем: в коробке лежат цветные кружочки — ищите в них героев сказок. Фантазируйте. Например, зеленый кружочек — это и лягушка из «Теремка», и крокодил из «Мойдодыра», — остальное придумаете сами с ребенком или с членами семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Значение экспериментирования для развития мышления детей"
Благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. У каждого складывается свой стиль в работе. Если к этому времени взрослый сумеет занять позицию...

Консультация для родителей по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста
Мышление - высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление является самым важным процессом познания. Для развития мышления детей необходимо целенаправл...

Консультация для родителей по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста
Мышление - высший познавательный процее обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление является самым важным процессом познания. Для развития мышления необходимо целенаправленное о...

Консультация для родителей Особенности развития мышления у детей
Цель: ознакомление родителей с особенностями развития мышления у детейЗадачи:- рассказать родителям об особенностях развития мыслительных операций у старших дошкольников- сформировать желание к р...

Консультация "Интеллектуальные игры для развития мышления старших дошкольников"
Интеллектуальные игры для развития мышления...

Консультация на тему "Особенности развития мышления у детей с интеллектуальными нарушениями"
Первые мыслительные процессы возникают у ребенка в результате познания свойств и отношений окружающих его предметов в процессе их восприятия и в ходе опыта собственных действий с предметами, в результ...