Консультация для родителей «Агрессия ребенка. Причины и профилактика»
консультация (подготовительная группа)

Ирина Алексеевна Сергеева

Агрессия - форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда человеку или другому живому существу. Условно агрессию у детей делят на враждебную - имеет единственную цель - причинение вреда, и инструментальную - с ее помощью человек добивается чего-либо.

         Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.
Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» — неразрешимая проблема, стоящая перед ребенком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничены.

Каковы причины детской агрессивности?

  1. Заболевание центральной нервной системы.
  2. В некоторых случаях соматические заболевания, врожденные физические дефекты – факторы постоянно раздражающие ребенка, затрудняют полноценное взаимодействие с другими людьми и могут вызывать агрессию.
  3.  Агрессивность как средство психологической защиты.
  4. Различные нарушения семейного воспитания:
  • дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии, при этом агрессия проявляется как способ привлечения внимания;
  • родители плохо заботятся об основных потребностях ребенка (в сне, еде, в общении), интересы ребенка игнорируются;
  • депрессивное состояние родителей, жестокое обращение с детьми или с другими членами семьи, невнимание к ребенку, постоянное запугивание;
  • вседозволенность и потакание всем детским желаниям, невнимание родителей к опасным переменам в поведении ребенка, отсутствие взаимопонимания и контакта с ребенком;
  • личные особенности родителей: раздражительная мать, жестокий отец, психопатии, психические заболевания, пограничные состояния близких родственников;
  • подкрепление нежелательных действий: гордость родителей за победу в драке (положительное подкрепление агрессивного поведения);

Рекомендации по работе с агрессивными детьми

  1. Учить ребенка выражать свое недовольство в социально приемлемых формах.                                                                                                                          
  2. Придерживаться постоянства и последовательности в реализации выбранного типа поведения по отношению к ребёнку.  
  3.  Сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением (остановить обращением, отвлечь игрой, занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту, отвести руку, удержать за плечи).                                                                                                                
  4.  Пресекать любые агрессивные действия: останавливать спокойно, с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов.                                                
  5.  Обсуждать поведение только после успокоения.                                              
  6. Обязательно показывать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо.                                                                                                
  7. Учить нести ответственность за свои поступки.                                                
  8. Пусть за что-нибудь отвечает в группе.                                          
  9. Обидные слова, адресованные взрослому (в состоянии вспышки агрессии у ребенка), целесообразно игнорировать, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними.
  10. Нельзя угрожать и шантажировать, так как в какой-то момент это перестает действовать. Вы будете неубедительны и бессильны. 
  11. Дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения внимания.                                                                                                                 
  12. Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения можно использовать коллективные игры, способствующие выработки у них терпимости и взаимовыручки.                                                                                         
  13. Сохранять спокойный эмоциональный тон или игнорировать реакции ребенка.
  14.  Никогда не позволять себе оскорблять ребенка, свое плохое настроение не разряжать на нем.                                                                                        
  15. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.             
  16. Не стремиться угодить, не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.                                                                                                 
  17.  Давайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, смещайте ее на другие объекты (пусть нарисует своего врага и разорвет портрет или вылепит из пластилина и скомкает   и т. д.)                                                                       
  18.  Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения.                        
  19. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».                     
  20. Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения и сняв их, вы сможете добиться положительных результатов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Агрессивный ребенок. Причины и профилактика"

Консультация на тему: "Агрессивный ребенок. Причины и профилактика"...

Консультация для родителей "Агрессия ребенка"

Консультация для родителей. «АГРЕССИЯ РЕБЁНКА»- Причина агрессии- Схематичное описание агрессии - Как быть? Что делать?...

Консультация для родителей "Детские страхи. Причины и профилактика".

Детские страхи – это серьезная проблема и не надо воспринимать их только как «возрастные» трудности. Причинами страха могут быть события, условия и ситуации, являющиеся началом ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей по ПДД " Причины и профилактика ДТП с участием детей"

Консультация для родителей по ПДД "Причины и профилактика ДТП с участием детей"...

Агрессия ребенка. Причины и профилактика.

Агрессивность присуща всем людям. Избавиться полностью от агрессивности невозможно. Агрессивность имеет свои отрицательные и положительные стороны. Семья играет ведущую роль в формировании детской агр...

Консультация на тему «Агрессия ребенка. Причины и профилактика»

Консультация на тему «Агрессия ребенка. Причины и профилактика»Цель: расширение представлений родителей об особенностях агрессивных детей.Задачи:Формировать представление родителей о...

Консультация для родителей "Агрессия ребенка в детском саду"

Родителям даются рекомендации по теме "Агрессия ребенка", предлагаются советы. как их преодолеть....